По сути, говоря о лжестарцах, мы занимаемся анализом тех, кто распял Христа. Именно фарисеи самым наглядным образом иллюстрируют психологию очень религиозных лжестарцев (псевдостарцев, младостарцев, это синонимичные понятия). Во всех этих людях со временем происходит что-то такое, из-за чего они становятся идолами для других и врагами Христа, Который обличает их практически на каждой странице Евангелия.
Я свой доклад построил таким образом, чтобы вы, слушая его, приобретали необходимые знания для различения нормальной организации от деструктивной тоталитарной секты. Лжестарцы – не единственная проблема в сектоведении. Однако лжестарцы формируют свои деструктивные секты, это неизбежно при их крайней бесовской гордыни, которая все больше требует поклонения себе. Не всё, что нам не нравится, мы называем сектой. Есть определенный набор критериев, наличие которых позволяет нам относить ту или иную организацию к деструктивным сектам.
Деятельность лжестарцев, которую мы здесь анализируем, можно в полной мере отнести к деструктивному сектантству. Там есть и (1) манипуляция сознанием, и (2) искусственно формируемое отчуждение человека от его прежнего окружения и от себя настоящего, там в полной мере есть (3) насилие – духовное и часто физическое, и в полной мере присутствуют (4) деструктивные последствия деятельности лжестарцев на уровне индивида, семьи и всего общества. Часто эти последствия касаются экстремистской деятельности. Это основные категории, наличие которых позволяет нам отнести организацию или деятельность какого-то человека к деструктивному тоталитарному сектантству.
Однако есть еще и критерии вероучения деструктивных сект. И у лжестарцев также все это имеет место быть:
1. Обман при вербовке – да, есть. Человек часто пребывает в полной уверенности, что он приехал не к местному мошеннику, от которого вся епархия вопиет, а к самому настоящему старцу нашей Церкви, который уж позаботится о том, чтобы человек продолжал так думать и дальше.
2. Психологическая манипуляция. Это следующий критерий. Здесь в ход идет все, что бывает связано с этим понятием – и запугивание, и обещание близости к лидеру, и визуализация благодатных последствий, и фобии на выход и много чего еще. Старцы являются мастерами манипуляций, поскольку бесовская природа их лжебогословия предполагает стремление к подавлению, лжи, обману, подавлении воли другого.
3. Гуруизм. Тоже есть. Если не полениться и посмотреть видео лжестарцев в Интернете, то вы удивитесь, как они по манере общения даже очень похожи на классических лидеров тоталитарных сект – Ошо, Прабхупаду, Саи Бабу, Хаббарда, Виссариона, харизматических проповедников. Эта надменность никем не ограниченной власти, напыщенная надутость доморощенной харизматии. Часто старцы напоминают своим поведением старуху из советского мультфильма про золотую рыбку в то время, как она вела себя, будучи царицей. Либо, наоборот, постоянное сюскание и психиатрические усмешки, ужимки. В отношении лжестарцев, кстати, вообще, много материала для психиатрических исследований, где можно найти не только мании величия, реформаторства, преследования, ревности, но и многое другое.
4. Метод секты. У каждого лжестарца, как и всякой секты, есть своя фишка, свой метод. Кто-то специализируется на исцелениях, кто на достижении успеха в бизнесе, предсказаниях, бытовых проблемах, а кто и на всем сразу, чего только не пожелаете. Здесь и сеансы экзорцизма, и паломничества, чудеса всякой масти и многое другое.
5. Непостоянство критериев истины. И это тоже есть. Сегодня лжестарец может сказать одно, завтра совсем другое, и неважно, что одно противоречит другому, потому что главное в его словах – не смысл, а манипуляция. Человек не замечает противоречий, а если и бывают какие-то смущения, то адепт такого старца гонит их от себя, как угрожающие его комфортному существованию в рамках манипуляционной среды. Это характерно для всех деструктивных сект.
6. Синкретизм. И это тоже есть у лжестарцев. Мешанина из разных учений. Но поскольку большинство из них малограмотные, они берут за основу своей мировоззренческой солянки не постулаты мировых религий, как это делается многими сектами, а свои личные домыслы, мешают между собой суеверия, народные приметы, псевдоправославные суждения и облекают все в псевдоцерковные смыслы. Тут часто можно остановить такого лжестарца и спросить: “Что за бред ты несешь?”. Однако длина бороды, одухотворенный взгляд и открытые рты поклонников вокруг заставляют человека относить всю ту чушь, что несут лжестарцы, к юродству или неотмирности, но никак ни к его обичению.
7. Эзотерический разрыв. Это когда человек решает стать членом одной организации, а оказывается совершенно в другой. Главное здесь со лжестарцами – их основной грех, который им в погибель – они втягивают в свои сети людей, которые тянутся к Церкви, симпатизируют православию, однако оказываются под властью самодура, который ради манипуляции заставляет своих последователей ненавидеть настоящую Церковь и все, что с Ней связано. Это поистине диавольская западня.
8. Мнимая социальная активность. Причастность деятельности лжестарца, как правило, перекрывает всю нормальную жизнь человека. Если обычное духовное окормление дает силы дальше выполнять свои обязанности, то в случае со лжестарцами человек зацикливается на откровениях, предсказаниях, толкованиях, формируется иная среда, в которой он живет и изредка вынужден покидать этот комфорт ради того, чтобы заработать себе на хлеб или на взносы своему лжестарцу.
9. Элитарность. Ну вот этого не отнять от тех, кто почитает лжестарца. Они себя считают причастными вселенской важности делу, все остальные для них меркнут, иное мнение они ненавидят, как и всю Церковь с Ее Преданием и учением о прелести, считая пребывающих в прелести всех, кроме себя, как верных послушников своего “старца”.
10. Цель оправдывает средства. Если что-то взбредет лжестарцу в голову и он начинает сыпать своими благословениями направо и налево, то нивелируются все ценности, которыми живет честный человек и нормальное общество. Могут допускаться ложь, клевета, обман, мошенничество, угрозы, склонение к самоубийству, насилие. Этот принцип и делает опасным явление деструктивного сектантства.
11. Апокалиптические ожидания. Вот уж чего не отнять у лжестарцев, так это красочных картин, которые они рисуют относительно конца света, когда погибнут все, кто не слушался его советов и не исполнял его благословений, кто утаивал деньги от пожертвований и был недостаточно предан старцу. Интенсивные апокалиптические ожидания заставляют человека и дальше находится в тонусе сектозависимости.
12. Мировое господство. Может лжестарцы и не стремятся к созданию теневого правительства, как Аум Синрике или муниты, но заполучить к себе в “духовные чада” какого-нибудь депутата или министра стремятся с большим удовольствием. Лезть в коридоры власти – их любимое занятие. Это гарантирует им спокойствие, связи, доход, осуществление нужных им проектов. Кроме того, организация замкнутой общины – не верх ли желаний авторитарной власти тоталитарного типа, создание которых всегда мы видим вокруг того или иного лжестарца?
Что же делать, чтобы решать эту проблему? “Работать Господеви” – эта фраза значима для тех, кто понимает. “Работать Господеви”. Потом это послушание Господу и священноначалию – в Церкви мы все послушники, от звонаря в деревенском храме до Патриарха. Это, в свою очередь, предполагает дисциплину, которая должна быть выше, чем как в армии. И это предполагает наличие главной добродетели – смирения. проще говоря, в своем смирении нужно не доверять своему сердцу, эмоциям, и чаще думать головой.
После Воскресения Христова и дня Пятидесятницы проходит тысяча лет святые отцы Церкви уже тогда советовали руководствоваться Святым Писанием и писаниями отцов, признанных святыми. Так о каких духоносных старцах может идти речь сейчас, когда после пришествия Христова прошло уже более двух тысяч лет!
“Время страшное! Решительно оскудели живые органы Божественной благодати: в облачении их явились волки: обманывают и губят овец. Это понять необходимо, но понимают немногие”, – предостерегает Святитель Игнатий за год до своей блаженной кончины (а он умер в 1867 году, когда были еще живы Оптинские старцы, всего 35 лет назад умер прп. Серафим Саровский). Но нам подсказывает, как нужно жить, чтобы спастись, все тот же святитель Игнатий, который на основании учения ближайших к нам по времени Отцов вводит новый термин, обозначающий образ жительства христиан (и монахов и мирян) “последних времен” – жительство по совету.
Жительство по совету – это такое духовное жительство, предоставленное промыслом Божиим нашему времени, основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых Отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братий.
Другое решение проблемы младостарчества как со стороны священства, так и со стороны мирян – чтение книг. Православный христианин современности – это человек с книгой, любимым его занятием должно быть чтение книг Святых отцов Церкви, иначе он рискует начать верить как язычник. “Люди книги”, как нас называли в древности мусульмане. Мы пережили множество исторических событий, которые сначала вторгли нас в область раболепства перед знанием, наукой в XVIII-XIX веках, потом это привело, образно говоря, к атомной бомбе и психологии манипуляции в XX веке, к катастрофам, виной которым стала наука, и у нас стала формироваться неприязнь уже к рационализму, к знанию. Сейчас Церковь стоит перед проблемой скатывания в языческое понимание православия. И с этим нужно бороться с помощью чтения святых отцов, самообразования. Об этом нужно говорить на проповедях, умножать любовь к чтению среди прихожан.
Человек образованный, да, с ним труднее будет нам, священникам, но это наша проблема. У умного человека соответственно меняется и отношение к наставнику. Нужно давать советы, а не повеления.
Мы живем во времена максимальной накрутки гордыни, когда эта страсть проповедуется везде в мире как добродетель (все профессионалы во всем, “диванные эксперты”), и если у священника в его служении что-то начинает получаться, то есть риск по привычке начать воспринимать эти успехи как знаки особой избранности и исключительности. Искушение мнением, что ты из себя что-то представляешь.
Самое главное, что я хочу сказать. Лжестарцы рисуют свой образ Бога и создают свою языческую религию, лживость которой может распознать только образованный человек. Если миряне станут более образованными, лжестарцы отвалятся сами собой как явление. Но. В религиоведении существует такое понятие как “религиозная периферия” – это люди, которые крещены в Церкви, они ничего не имеют против Церкви, симпатизируют Ей, и время от времени приходят в наши храмы, участвуют в наших Таинствах. Таких всегда большинство. И вот именно это большинство оттягивают на себя лжестарцы, потому что у них есть угодная для них языческая вера. В этом главная опасность лжестарцев. Это явление стало массовым. Оно порождает страшное явление, которое называется “церковный раскол”. И надо нам крепко подумать, что с этим делать.
Со своей стороны предлагаю подумать и о выработке взаимодействия с экспертным сообществом в области правоприменительной системы, чтобы по свидетельству Церкви признавать выявленных лжестарцев мошенниками, которые должны нести ответственность уже и перед светским законом.
Иерей Александр Кузьмин,
ответственный секретарь РАЦИРС
руководитель миссионерского отдела
Саратовской епархии
Доклад на конференции “Духовничество и псевдостарчество”,
Казань, 4 июня 2024 года