Секта – это группа индивидов, исповедующих противопоставляемое традиционной религии учение, отличительной характеристикой которой является чувство избранности и изоляционизм, достигаемое через стремление к нравственному совершенству и религиозному спасению (т.н. “классическая секта”).
Деструктивная секта – это секта, членство в которой приводит к разрушению духовного, психического, социального, физического, материального благополучия человека, что часто сопровождается разрушением его семьи и всей его жизни.
Сектантская деструкция связана с разрушением прежних социальных установок индивида, его мировоззрения и переоценки отношений внутри семьи и в ближайшем социальном окружении – в отношениях с коллегами по работе, дружественных связях и прочих социально-значимых для человека контактов. Данная деструкция имеет своей перспективой негативное влияние не только на семейные, но и на политические, экономические, культурные, социальные и другие отношения уже на уровне всего общества (почему такие секты и называют тоталитарными). Особенно это актуально теперь, когда деструктивные секты стали использоваться государственными организациями в качестве инструмента для достижения геополитических интересов.
Деструктивность сект определяется следующим набором критериев:
1. Вовлечение в деструктивную секту сопряжено с использованием методов манипуляции;
2. Членство в деструктивной секте приводит к появлению отчуждения индивида от окружающего мира и его прежних социальных связей;
3. Осуществляемая внутри деструктивной секты деятельность сопряжена с применением насилия по отношению к последователям секты со стороны ее лидеров;
4. В результате членства в деструктивной секте индивид испытывает на себе процессы деструкции психического и физического здоровья, семейного и материального благополучия.
Необходимо отметить, что именно вероучение деструктивных сект способствуют формированию их деструктивности.
Характеристики вероучения деструктивной секты:
1. Вероучительное оправдание применения методов контроля и психологической манипуляции в отношении неофитов и адептов организации (обман при вербовке и последующая манипуляция внутри секты, препятствия к выходу из секты);
2. Религиозно трактуемое учение об авторитете лидера организации и его неограниченных властных полномочиях, распространяющихся в рамках жесткой иерархической системы с горизонтальной системой власти (феномен гуруизма);
3. Наличие жесткой системы требований и предписаний, необходимых для достижения ожидаемого от членства в организации результата – духовного спасения, очищения, оздоровления, обогащения и проч. (метод секты);
4. Непостоянство критериев истины, возможность изменения основополагающих положений и догм вероучения в зависимости от внешних обстоятельств (изменчивость основополагающих взглядов на мир, Бога и человека);
5. Синкретизм вероучения, основанный на религиозном откровении лидера организации (мешанина, “бульон” идей из разных религиозных течений);
6. Наличие тайных уровней посвящения в зависимости от статуса адепта в иерархической системе организации (т.н. “эзотерический разрыв”);
7. Вероучительное оправдание активной деятельности на благо организации (т.н. “мнимая социальная активность”);
8. Вероучительное обоснование исключительности последователей организации и процесс формирования чувства элитарности (ощущение избранности сектантов);
9. Вероучительное обоснование необходимости применения насилия по отношению к бывшим последователям и критикам организации (принцип “цель оправдывает средства”);
10. Наличие в вероучении интенсивных апокалиптических ожиданий (вера в скорый конец света);
11. Вероучительное обоснование претензий группы на мировое господство ее лидеров (стремление к политической власти и совершение террористических актов).
Чем в большей степени присутствуют данные характеристики в вероучении той или иной группы, тем в большей степени эта группа может являться деструктивной сектой.