Это – реплика, произнесенная ответственным секретарем РАЦИРС священником Александром Кузьминым 4 июня в Казани на конференции «Духовничество и лжестарчество».
Дорогие участники конференции, я хотел бы от имени РАЦИРС, как ответственный секретарь этой организации, занимающейся исследованием деструктивного сектантства, оставить реплику, которая касается проблемы лжестарчества.
Хотел бы обратить внимание на то обстоятельство, что достаточно долгое время у нас вызывает тревогу публичная деятельность протоиерея Андрея Ткачева, который все чаще в своих проповедях и медийных выступлениях позволяет себе использовать недопустимые и скандальные высказывания. Уже давно он постоянно позволяет себе оскорбительное поведение, что немало возмущало самую широкую светскую общественность и вызывало шквал негатива в адрес нашей Церкви. Но это его не останавливает. Недавно он оскорбительно высказался об участниках трагедии в Крокус Сити Холл (потом, правда, он свое высказывание удалил, но оно успело широко распространиться), а затем обвинил жителей Белгорода в бомбежках, которым они подвергаются из-за того, что, якобы, мало молятся. При этом сам протоиерей Андрей Ткачев никогда не показывается на публике без нескольких телохранителей, очевидно, не слишком доверяя собственной молитве.
Кто был на его богослужениях, тот не мог не заметить, как вольно он относится к богослужению, к Уставу Церкви, например, нередко начиная утрени с полиелея, читая Апокалипсис на крестных ходах, произвольно отменяя во время Великого поста Преждеосвященные литургии, чтобы заменить их девятым или десятым Соборованием, вставляя свои собственные прошения и молитвы в любую часть Литургии, даже в Евхаристический Канон… Может кому-то это покажется и маловажным, но именно с таких знаков, оговорок и вольностей начиналась история того же Владимира Головина и ряда других ему подобных, признанных потом лжестарцами. Вокруг Ткачева давно сформировалась фанатичная группа его почитателей, воспринимающая его как всеведущего гуру и противопоставляющая его всей остальной Церкви. Многие из них продвигают грубо оккультные идеи, а единственный объединяющий фактор — это безоговорочная и некритичная преданность лично отцу Андрею. Он сам разбором всего этого не занимается. Между тем, не может не тревожить практика постоянных паломничеств к нему: люди прилетают со всех концов страны, чтобы вживую «посмотреть на любимого батюшку, которого раньше видели только по телевизору». Это экзальтированное, восторженное почитание приобретает явно нездоровые формы (“как же счастливы те, кто имеет возможность бывать на его службах и слушать его вживую”). Люди, по их собственным словам, приходят в храм даже за полтора часа до начала богослужения, «чтобы занять место получше и чтобы лучше проникнуться энергией Его службы”.
Вместе с тем в своих очень пространных проповедях прот. Андрей Ткачев увлекается и нередко допускает весьма много лишнего с этической, много неправильного и оскорбительного с пастырско-психологической и грубо ошибочного с богословской точки зрения.
Сейчас протоиерей Андрей Ткачев настолько стал известен, что многие воспринимают его как рупор нашей Церкви. Нам стало известно, что около него сейчас активно действует политическая секта НОД, адепты которой также чрезвычайно почитают Ткачева и также продвигают его, как одного из немногих «правильных» священников. Более того, в храм Живоначальной Троицы в Хохлах, куда его назначили настоятелем, он привел с собой женщину, регионального координатора секты НОД, и назначил ее работницей за свечным ящиком, где теперь она активно занимается политической деятельностью, пропагандируя идеи НОД прихожанам.
И хотел бы, опять же, обратить внимание на широту охвата его аудитории. Имея такой авторитет, протоиерей Андрей Ткачев может многих верующих людей ввести в различные пагубные заблуждения. Мы как сектоведы, встревожены его поведением и деятельностью, а также уже сложившимся и активно растущим нездоровым культом вокруг него и обращаем ваше внимание на это. Спасибо!
* * *
К сожалению, я заметил, что многие православные считают справедливыми жестокие слова вышеупомянутого проповедника, что жертвы страшного теракта в «Крокус Сити Холле» сами виноваты – нечего было ходить на рок концерты Великим Постом!
Ответить на это странное мнение можно двумя аргументами:
1. Удивительно, как много людей считают, что им ведомы пути Промысла Божия и как легко они находят причины, по которым другие заслужили обрушивающиеся на них несчастья и страдания. Сколько у нас таких боговидцев, легко определяющих волю Божию! Поразительная самоуверенность! Ответить им можно словами Христа:
«В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:1-5).
Да, человек сам может сказать про себя: «Со мной это приключилось из-за моих грехов». Но упаси Бог кого-нибудь сказать так о другом человеке! Так говорят лишь злорадные и недобрые люди, лишенные чувства эмпатии и сострадания, то есть, с душой бесконечно далекой от Христа.
2. А теперь придется стать Капитаном Очевидностью и напомнить, что Пост — это сознательное добровольное ограничение, которое накладывают на себя практикующие православные христиане. Те, кого мы называем воцерковленными. А в России таких, ну, скажем один, максимум два процента. Какое отношение постные правила имеют к остальным нашим согражданам – мусульманам, иудеям, агностикам, атеистам, ну или, даже к тем, кто считает себя православными, но в церковь не ходят?
Пост немыслим (и бессмыслен) без активного участия в литургической жизни Церкви. Без нее он превращается в обычную (и не самую эффективную) диету, которую никто не обязан соблюдать, и которую никому нельзя навязывать. Прежде человек должен прийти в Церковь и потом уже начать соблюдать Пост, а не наоборот. И, несомненно, для неверующего, инаковерующего и нецерковного человека несоблюдение Поста не является грехом, за который он подлежит наказанию.
Но и для практикующего православного христианина несоблюдение Поста – гораздо меньший грех, чем злоба, осуждение других, ненависть, зависть, лжесвидетельство и т. д. И, точно, меньший грех, чем злорадство по поводу происшедших с другими несчастий, и объявление их заслуженным самими пострадавшими Господним наказанием.
«Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете».