Вечер субботы. На Манежной площади, среди фонтанов и фонтанчиков, возле прозрачных пирамид подземного торгового центра, развлекается молодёжь. Бабульки-бомжихи только успевают собирать быстро освобождающиеся бутылки. Мимо шумного сборища идут со всенощной прихожане центральных храмов. Вдруг в воздухе, над головами всей этой разношерстной толпы, поднимается голубой флаг. Рядом видим красное подобие хоругви. На первый взгляд может показаться, что это православные возвращаются с крестного хода в честь Дня рождения Царя-мученика. Похоже, не мне одной так подумалось. Улыбчивый проповедник в синей рясе, с деревянным крестом в руках, явно пользуется успехом. Его помощники, крепкие молодые люди в фольклорных костюмах, резво записывают телефоны заинтересовавшихся необычным действом. Ба! Да ведь это старые знакомые – сектанты-богородичники. Несколько активисток в длинных тёмных юбках, с намотанными на руках чётками, ходят среди толпы, пытаясь кому-нибудь всучить сектантскую литературу. Дама с причёской, которую психиатр назвал бы диагностически значимой, одетая в черную рясу с белой планкой, экзальтированно вещает невольным слушателям о “Новой Святой Руси”. Место проповеди выбрано с явной претензией на “державность” – под самыми стенами Кремля, да еще при наибольшем скоплении народа в выходной день, особенно молодежи.
Естественно, православные, оказавшиеся свидетелями сектантской попытки проповедовать, выдавая себя за Церковь, не могли остаться в стороне. В разговор с сектантами вступили алтарники и прихожане находящегося рядом университетского храма св. Татианы, известного своей миссионерской и антисектантской деятельностью. Улыбчивые “отцы” в синих рясах всячески демонстрировали свою благожелательность и любезность, поздравляли всех с праздником, называя православных братьями и пожимая им руки. Не таковы оказались “сестры”, с которыми довелось пообщаться мне – возбуждённые дамы злобно шипели и брызгали слюной, подробно объясняя мне, заблудшей, кто я есть, и что во мне сидит и говорит каким духом. “Это бабушка, бабушка в тебе сидит!”…
Ряженые на Манеже не диво – среди отдыхающих встречаются экземпляры и поярче. Тем не менее, вошедшие в раж богородичники привлекли внимание стражей порядка (все-таки Кремль рядом). “Уходим! Собирай всех наших!” – быстро пронесся клич. Сектанты свернули флаги и в организованном порядке отступили в сторону бесплатных общественных туалетов, за которыми стоял их автобус.
Богородичники – непревзойдённые среди сектантов мастера режиссуры и постановки зрелищ. Покидали поле боя они по-настоящему красиво: шикарный автобус, украшенный рядом икон и вооружённый двумя мощными динамиками, медленно отъезжал под пафосные звуки патриотической песни. Из его открытой двери высунулся всё тот же проповедник и эффектным театрально-пластическим жестом благословлял толпу. Мне вспомнилась новогодняя акция богородичной секты (сейчас она называется “Православная Церковь Божией Матери Державная”), когда те же активисты выступали возле станции метро “Площадь Революции” в костюмах Деда Мороза и Снегурочки, обещая всем уверовавшим настоящие чудеса. К сожалению, им верят. Искусная мимикрия под Церковь и “православные” декорации помогают неискушенной публике принять действо ряженых за подлинную церковную миссию, сделать пожертвования, прийти на собрание. Но как ни прискорбно слышать об увлеченных по ложному пути душах, эти факты говорят о бесспорном доверии народа к Православной Церкви. И наша задача – не позволить мимикрирующим сектантам обесценить это доверие.
Ольга КУРОВА