Секта «Центр Аштар – лечение святыми», появившись в 1991 году усилиями Людмилы Васильевны Шувановой, в последнее время обретает все большую популярность не только на российских просторах, но и за границей. Оскандалившись в России, аштаровцы принялись активно осваивать ближнее и дальнее зарубежье, что стало характерной чертой многих доморощенных тоталитарных сект, таких как «Церковь Последнего Завета» лжехриста Виссариона (секта Сергея Торопа), «Звенящие кедры России» (анастасийцы Владимира Пузакова (Мэгре)) и прочих.
Активность этой секты в Поволжье, в частности, в Саратове, и подвигла меня рассказать об этой секте, тем более что аштаровцы свою экспансию по России начали и из Саратова тоже, главные события в истории этой секты также проходили в нашем городе.
По ходу своего повествования я буду пользоваться своими наблюдениями и выводами и накопленным материалом из средств массовой информации. Несравненную помощь в подготовке моего доклада оказал мой друг и соработник нашего Центра, воспитанник Санкт-Петербургской Духовной Академии, выпускник Саратовской Православной Духовной Семинарии Дмитрий Дмитриев, тема дипломной работы которого была посвящена как раз сектоведению и секте «Аштар», учение которой он достаточно подробно рассмотрел с позиции православной апологетики. Текст диплома Дмитрия Вы сможете найти на сайте antiCEKTA.ru (в формате .doc в архиве .rar).
Как известно, у каждой тоталитарной секты есть свой специфический метод, который является одновременно и фасадом секты и её рекламой, и характерной чертой этой организации, это то, что отец Серафим Роуз называл «подходом к духовности», «духовностью» религиозной организации или движения, своего рода внутренняя духовная атмосфера, что профессор А.Л. Дворкин называет методом, «ключиком» секты, который всегда остается в руках руководителей-манипуляторов.
У тоталитарной секты сайентологов, например, этот метод заключается в псевдопсихологическом консультировании людей, в стирании энграмм (так сайентологи называют оставшиеся в нашей памяти воспоминания, имеющие негативную окраску) и попыток достижения уровня тетана (существа, достигшего сайентологической «чистоты»), что оборачивается, впоследствии, в психологический террор для пришедшего к сайентологам человека; у тоталитарной секты «Свидетелей Иеговы» – это якобы изучение Библии, что на самом деле выливается в изучение антихристианской литературы «Общества Сторожевой башни», полностью искажающей и Святое Писание, и представление человека о тех предметах, о которых говорит Библия, что нередко заканчивается разрушением семей (наиболее частое последствие для иеговистов), разжиганием межрелигиозной розни или даже смертью из-за проповедуемого иеговистами запрета на процедуру переливания крови.
Методом секты «Центр Аштар – лечение святыми» является, как и следует из названия секты, способ излечения человека от болезней посредством обращения к неким существам, которых сектанты называют именами православных святых. Если мы попробуем найти последователей этой секты на улицах российских городов, то мы сможем сделать это, поискав вывеску, на которой будет написано «Центр консультации и изучения книг Людмилы Шувановой», т.е. изначально мы увидим пример псевдоанонимности секты, попытки спрятаться под ничего не говорящими названиями.
С религиоведческой точки зрения – «Аштар» – синкретическая терапевтическая секта с хорошо знакомыми обывателям элементами оккультного движения «Нью Эйдж», с замаскированными элементами православной культуры – иконами, крестными знамениями и терминологией, а также большим спектром выдержек из индуизма, зороастризма и славянского язычества. Основателем секты является уже умершая в 2003 году Людмила Васильевна Шуванова.
Когда несколько лет назад, изучая эту секту, мне пришлось присутствовать на одном из вербовочных мероприятий аштаровцев первое, что мне бросилось в глаза – это оголтелая продажа литературы Шувановой, календариков и всевозможных открыток с любимыми изображениями сектантов (обычно это совершенно безумные коллажи, состоящие из изображений православных святых (обычно это преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский) на фоне летающих тарелок и рериховских закатов – внешне это очень напоминает иллюстрации тоталитарной секты «Звенящие кедры России» (анастасийцев), с которыми ашатровцы, кстати, поддерживали тесные контакты. Товары секты буквально разлетались по рукам приходящих людей за безумные цены.
Что же так привлекает людей в «Аштаре» и заставляет платить немалые деньги для покупки учения, которым торгуют сектанты?
Основательница секты аштаровцев Людмила Васильевна Шуванова родилась 29 января 1940 года в поселке Костерево Владимирской области. Её отец был шофером, мать – учительницей. В 1957 году она оканчивает среднюю школу и идет работать на завод. В это время, вплоть до начала 90-х, когда Шуванова начала проповедовать свое учение, она поменяла большое количество рабочих мест и профессий. Личная жизнь у неё более или менее устраивается, она выходит замуж и рожает двоих детей. В начале 1990-х годов Шуванова устраивается работать проводницей на поезд, где, по её словам, с ней произошёл случай, изменивший всю её жизнь – она встретила НЛО, которые впоследствии стала называть посланцами неких «святых».
Вот как описывает эту встречу сама Шуванова:
«Едем мы в августе 1991 года по Украине. За 2 часа до ст. Львов-Киевский бежит проводник последнего вагона и кричит: «НЛО! НЛО!». Я всегда с величайшим интересом смотрела все передачи по телевизору и читала все, что можно было читать о них. В данном случае я, конечно же, посмотрела в окно и стала искать НЛО. Окна в нашем вагоне все лето немытые и смотреть в них было очень трудно. Ну, посмотрела в окно – ничего нет. Больше не смотрела. Через 15 мин. Идут мужчины и обсуждают траектории полета объекта. Тут я поняла, что упустила самое желанное, чтобы я хотела встретить из желанного. Я заорала и застучала по столу: «А…» Все видели, я не видела!!!
Какой-то ужас меня одолел. Наши мужчины посмотрели в окно и говорят спокойно: «Да вон объект встал на место». «Ну, думаю, теперь-то ты от меня никуда не денешься!!!» И стала смотреть на него. Мы едем – он летит. Летит под углом 45° летит час, летит полтора. Окна мутные, НЛО далеко, видно плохо, глаза устали. Встала и обращаюсь к НЛО. Говорю и машу рукой ему, зову к себе. Ну чего ты там летишь так далеко? Ну давай лети ко мне показывайся ближе!!! Это приказным порядком было сказано. Смотрю – летит. Прямо на меня летит. Тихо, быстро, бесшумно и красиво. Подлетает шар 3,55 м диаметром, чистый, серебряный, сверкающий люрекс. Глаза не режет, но весь сверкает… Так произошло мое первое знакомство с моими кураторами и друзьями… С этой минуты я стала ни с того, ни с сего подходить к своим сослуживцам и говорить – давай буду лечить и помогало».
С этого момента Шуванова становится «ясновидящей» и «яснослышащей», способной «чудесным образом» исцелять людей. Вот как описывает она свои контакты с космосом:
«Будил меня Космос по ночам или звонком в дверь, или прекрасной музыкой, или разговором, или просто я просыпалась среди ночи – и спать не хочу. Утром обязательно в голове что-то новое. Сначала, и очень долго, почти год были только мысли. Ни видений, ни слов. Ездила я во Владивосток. Здесь начались и чудеса мои и проверки со стороны Космоса. Желание помочь людям было сильное. Шла на больного, как лягушка на удава под гипнозом. Иногда думала, что сошла крыша».
После этого Шуванова начинает ездить по стране с публичными лекциями о «святых» и сеансами исцеления в Санкт-Петербург, Одессу, Киев, Владивосток и Саратов. Некоторое время спустя она объединяет появившихся у неё единомышленников в организацию учеников-лекарей и называет её в честь одного из «святых» – «Центр Аштар».
После того, как Шуванова стала лидером секты, её жизнь кардинально изменилась и этот процесс изменения можно назвать началом деградации человека, у которого распалась семья, для неё стали характерными черты многих лидеров тоталитарных сект – гордость и самомнение, конфликтность и болезненное восприятие мира через призму выдуманного ей самой учения. Под конец жизни Шуванова называла себя «Царицей небесной» и «выходила замуж» за тех «святых», которые всё чаще и чаще являлись ей под конец жизни.
Вот как сама о себе писала Шуванова:
«Я эгоистка»;
«Я вышла замуж за человека, за которого вообще бы не должна была выходить… Я не любила одного, я всегда и всю жизнь увлекалась сразу 2 – 3-мя парнями или мужчинами».
К этому стоит прибавить, что под конец своей жизни Шуванова ввела в культовую практику секты венчание на «святых» и крещение мертвых, что очень сильно напоминает культовую практику секты мормонов, об опыте столкновения с которыми не раз писала Шуванова в своих книгах.
Источником учения секты являются написанные Шувановой семь книг под общим названием «Люди, вы нас слышите?!!!», в которых Шуванова пытается на жутко безграмотном и косном языке, иногда опускающегося до грубой ругани, объяснить свой опыт столкновения с внеземными цивилизациями и её обитателями. Но, по всей видимости, этот стиль безграмотного изложения гипнотически действует на последователей тоталитарных сект (взять, к примеру, «Детку» Порфирия Иванова) и даёт ощутимые результаты в вербовке новых последователей из среднестатистических жителей российских городов. Серию этих книг Шуванова начала писать в 1995 году и поначалу они предназначались в качестве учебников как дополнение к лекциям Шувановой. Впоследствии эти книги стали печататься при поддержке санкт-петербургского издательства «Фолио-плюс».
В этих книгах Шуванова говорит о существовании созданных Богом иным миров, планет, населенных существами, имеющими тела с отличными от человеческих свойствами, которые позволяют им перемещаться в пространстве, управлять жизнью людей на Земле, влиять на ход практически всех дел человека. Этих существ Шуванова называет «святыми», «старшими братьями по разуму» и «ангелами». Как говорит сама Шуванова: «все аномальные явления, происходящие с вами или вокруг вас, все это очень просто Святые».
Интересно следующее свидетельство Шувановой о подобного рода общениях со «святыми» своих последователей. Вот как она описывает опыт общения с этими существами маленькой девочки Кати:
«Девочка, у кого я жила, увидела и услышала в первый же день моего приезда. Святой позвал её гулять. Она стояла на балконе 6-го этажа. Он вынул душу, (интересное словосочетание! – А.К.) сделал ступеньки на 1-ый этаж и она сошла по ним. Потом она бегала с ним по скверу и очень удивлялась, видя себя неподвижно стоящей на балконе. Потом её позвала мама, она вошла в своё тело, голова немного закружилась, прошла и Катя пошла к маме».
Известны случаи, когда из-за подобного рода контактов люди реально подвергались опасности потерять свою жизнь. Бывшие последователи «Центра Аштар», с которыми мне довелось общаться, рассказывали о случаях, когда человек советовался со «святыми», когда ему переходить улицу, и «святые» советовали переходить улицу на красный свет светофора.
По учению аштаровцев, свой «святой» есть у каждого человека, который находится в числе пяти обязательных «покровителей, охраняющих человека и помогающих ему»:
«Рядом с вами находятся люди с других планет и наши Ангелы-хранители. Вот они:
1. Ангел-хранитель, данный при крещении — это ваши предки по отцовской или материнской линии;
2. Человек с другой планеты, заведующий, при вашей просьбе к нему, вашим здоровьем. У него есть возраст и дата рождения;
3. Домовушка — хозяин вашего дома;
4. Покровитель из наших земных Святых».
Именно «Святые» лечат людей приходящих в секту «Аштар»: «Они… учат вас, берегут, подсказывают, лечат они, ваши руки только двигаются, а они дают энергию».
Несколько слов хотелось бы сказать о степени деструктивности секты «Аштар». Сама Шуванова, и последующие лидеры аштаровцев оправдывали самоубийства и искусственное прерывание беременности. Мысли о самоубийстве появлялись и у самой Шувановой, и когда, по её словам, она спрашивала у являвшихся ей «святых» мнения об этом, они одобряли её попытки:
Из слов самой Шувановой:
«Один раз что-то довели меня, я святым – удавлюсь.
– давись, мы поможем, хоть плач»
Аборты же оправдываются тем, что душа человека, как считают сектанты, вселяется в плод только после третьего месяца после зачатия и Шуванова рекомендовала своих последовательницам делать аборт только до двух с половиной месяцев срока беременности.
Но опасность секты «Аштар» не только в этом. Большую угрозу эта секта представляет из-за того, что свое учение аштаровцы преподносят как православное, якобы не противоречащее Библии и учению Православной Церкви (хотя сама Шуванова в самых резких, ругательных выражениях критиковала Церковь). Если Вы придете на лекции аштаровцев, Вы увидите большое обилие православных икон, Вам будут советовать сходить в храм, помолиться, покаяться и причаститься. Все это очень положительно действует на людей и аштаровцы очень активно вербуют в свою секту в православных храмах. Здесь мы сталкиваемся с сектантским мышлением, которому характерно измененное состояние сознания. Когда аштаровцы говорят о «святых», о Богородице, Святителе Николае Чудотворце, преподобных Серафиме Саровском и Сергии Радонежском, они имеют в виду совсем другие личности, нежели те, которые приходят нам на ум.
Последствия же пребывания человека в секте «Аштар» часто могут быть ужасными необратимыми для духовного и психического здоровья человека. Мне приходилось общаться с людьми, которые свидетельствовали о случаях явления этих самых аштаровских «святых», даже когда человек уходил из секты, разочаровывался в её учении, приносил покаяние в Православной Церкви. И, тем не менее, видения «инопланетных существ» его не оставляли.
Мы можем только догадываться о тех бедах и страданиях, которые перенесли люди, став последователями секты аштаровцев.
Из дипломной работы Дм. Дмитриева:
«Перед смертью, по словам нового лидера секты «Центр Аштар» — Натальи Давыдовой, Шуванова пожелала, чтобы её тело было кремировано и со словами: «Я тучи разведу руками, не бойтесь ничего я с вами», умерла.
На мой вопрос, почему Шуванова умерла при таких странных обстоятельствах и раньше заявленного её срока (Шуванова пророчествовала, что доживет до 80 лет, однако перед смертью ей не было и 70-ти), Наталья Давыдова так оправдала несбывшееся пророчество: «Людмила Васильевна умерла по собственному свободному желанию, чтобы перейти в другое измерение, где она могла бы ещё с большей силой и усердием служить Святым. Для того, чтобы кто-нибудь что-нибудь не подумал, святые устроили ей инфаркт; тело своё она попросила кремировать, для того, чтобы после её смерти, ей не поклонялись, как кумиру. Я сама при всём этом присутствовала, сама кремировала её тело, сама развеяла её пепел в г. Ногинске».
Александр Кузьмин