Известно что секты, в особенности деструктивные, вербуют в свои ряды не только под видом проповеди каких-либо религиозных истин, но часто заявляют о себе как об организациях, руководство которых нашло методы – и тут начинаются варианты – обогащения, исцеления, психологической помощи, экологического спасения или передового прорыва в педагогике. К последним как раз и относится секта Шалвы Амонашвили, последователи которой сейчас активно вербуют молодежь в Саратове.
В числах, ближе к середине декабря, в саратовском Доме профсоюзов (!) по адресу: ул. им. Сакко и Ванцетти, 55 (это самый центр города) планируется к проведению “семинар-тренинг для подростков (12+)”, который озаглавлен “Как найти свое предназначение”. Семинар проводит некий Алексей Бабаянц, которого рекламные сайты позиционируют как “практикующего педагога, психолога, консультанта в сфере личностного развития, бизнеса и семейных отношений, ученика и соратника Шалвы Амонашвили”, и помимо этого Бабаянц заявлен как “Рыцарь гуманной педагогики, преподаватель образовательных программ Академии Шалвы Амонашвили” и все в таком духе.
Большинство ведущих экспертов в области сектоведения, включая специалистов Российской ассоциации центров изучения религии и сект (РАЦИРС), эксперты Центра религиоведческих исследований Москвы и Новосибирска и другие исследователи современного сектантства относят “Гуманную педагогику” Шалвы Амонашвили к деструктивным тоталитарным сектам псевдопедагогического толка. Ее учение, которое проповедует Алексей Бабаянц, основано на оккультных воззрениях Шалвы Амонашвили, увлечения которого простираются до антихристианских и сатанистских перлов Блаватской и Рерихов.
Как сообщают открытые источники, вербовщики этой секты часто пытаются использовать площадки государственых образовательных структур в своих целях. В нашем случае этим местом стал саратовский Дом профсоюзов… К слову сказать, билеты на это мероприятие стоят немалых денег, даже несмотря на систему скидок, предложенную организаторами.
Открытые источники сообщают, что “теория гуманной педагогики – есть ничто иное, как оккультно-эзотерическая система”, которая признавалась псевдонаучной еще в советские годы. Также сообщается, что “последнее время Школа Амонашвили сотрудничает с движением “Психология 3000″, за которым скрывается секта кришнаитов”. Но самое интересное, те же открытые источники сообщают, что Амонашвили “…поддерживал националистические группировки по всему бывшему Союзу. Одобрил украинский майдан. Ему приписывают “мантру”, обращенную к “Великой сущности Украина”. Нередко на его встречах проскальзывают русофобские фразы о том, что “в России нет культуры”, что “русские – отсталый народ”” (цитата по: https://ruskline.ru/news_rl/2020/02/24/ostorozhno__sekta_amonashvili_ ).
И еще один интересный момент. На сайте, рекламирующим вышеназванный сектантский тренинг для подростков, в числе организаторов значится некая Татьяна, с номером мобильного телефона, который полностью совпадает с номером мобильного телефона Татьяны Валерьевны Негуляевой, преподавателем Саратовского государственного технического университета им. Ю.А.Гагарина, где она также значится руководителем Школы архитектуры, дизайна и искусства Учебно-методического центра довузовской подготовки. Тут можно справедливо задаться вопросом, а в курсе ли руководство СГТУ – одного из ведущих вузов нашего города – что их сотрудник стоит в числе организаторов мероприятия псевдопедагогической секты?
Чем же так страшна секта “Гуманной педагогики”? Во-первых, это непрекращающиеся попытки оккультизации педагогов в нашей стране со стороны этой секты на протяжении вот уже более чем 20 лет. То есть, вместо того, чтобы решать встающие на пути педагога реальные проблемы образования и воспитания, специалист в этой сфере, вместо осуществления своих реальных функций, разделяя мировоззрение секты, будет тиражировать, используя свое рабочее место, сектантские идеи на своих учеников и коллег, что будет приводить к их деградации или даже сектозависимости.
Во-вторых, профпригодность людей, попавших в состояние сектозависимости, обычно падает в разы. Касается это и педагогов, в сфере деятельности которых у нас в России и так много проблем. Сектозависимый начинает жить в выдуманном сектой мире со своей моралью и нравственностью, где неадекватность превалирует по мере включенности человека в секту. Вся энергия у сектанта уходит на доказывание собственной правоты путем вербовки все новых членов. Неадекватность реакций мировоззренческого и психологического характера растёт у сектозависимого с каждым месяцем его пребывания в секте.
Относительно “Гуманной педагогики” многочисленные сайты предупреждают “…об активной сектантской деятельности «педагога-новатора» Шалвы Амонашвили, поставившего известность своего имени в педагогических кругах на службу рериховцам – активным проводникам оккультного учения Николая и Елены Рерихов”. Тот же источник сообщает, что “Шалва Амонашвили еще в годы перестройки стал активным последователем Рерихов и с тех пор является неизменным участником всевозможных мероприятий данного сектантского течения. В Международном Центре-музее Рерихов распространяется издаваемый этим Центром журнал «Культура и время». В редколлегии – также Амонашвили. В первом номере этого журнала за 2006 г. на стр. 219 в статье, посвященной 75-летию Амонашвили, сказано: «В последние годы существования СССР, когда Ш.А. Амонашвили был депутатом Верховного Совета, ему в руки попала книга «Живая Этика», и он так ею увлекся, что «не заметил как Союз распался. (…) Сотрудники Центра Гуманной Педагогики сегодня с особой ясностью осознают, что если взрослые-учителя, родители – не примут вглубь собственного сердца принципы красоты, любви, гармонии, на которых зиждется Учение Живой Этики, – то им нечего будет передать детям»”. “Лекции Амонашвили наполнены типично оккультной терминологией «Агни-йоги» и творений Е. Блаватской: «Величайшая Энергия Духа», «Планетарный Дух», «Энергия Духа», «Великие Учители», «Высшие Духи», «Дети света», «Дети нового сознания», «Космическая эволюция» и т. п. В книге «Школа жизни» этого педагога-гуманиста, мы сталкиваемся с целым рядом понятий, которые не имеют никакого научно обоснованного содержания и не могут быть отнесены к какому бы то ни было природному явлению. Книга переполнена классической теософской фразеологией: «Ребенок несет в себе величайшую энергию Духа» (Ш. А. Амонашвили «Школа жизни», с. 14), «Чувство владения неограниченной энергией Духа питает все высшие устремления Ребёнка» (там же), “Школа Жизни в качестве основы целей образования провозглашает общечеловеческие ценности, но ведёт Ребёнка к этим ценностям через постижение общечеловеческих ценностей своего народа, своей нации, своей страны, своей Родины. Она воспитывает и развивает в Ребёнке Дух народа, страны, нации, к которой он принадлежит, и через него приобщает его к Духу Планетарному» (Ш. А. Амонашвили «Школа жизни», с. 27)”. (Цитирование по: https://iriney.ru/okkultnyie/rerixianstvo/novosti-ob-rerixianstve/kult-amonashvili.html ).
При личном общении с представителями подобного рода сект всегда создается впечатление, что общаешься с магнитофоном. В сектоведении этот феномен так и называется – “эффект магнитофончика”, когда человек вроде бы как и говорит с тобой, но создается ощущение, что он говорит, как бы тебя не слушая, повторяя ранее заученные фразы и положения. Это и есть последствия контроля сознания, которое широко применяется в деструктивных сектах.
В “Гуманной педагогике” мы можем встретить еще целый ряд критериев деструктивной секты: и новый язык, который создается внутри организации, обожествление лидера секты (сам Амонашвили сравнивает себя со Христом), тайные уровни посвящения (на указанном саратовском тренинге вряд ли подросткам 12+ расскажут всю правду об Амонашвили и его учении), препятствия на выход из секты путем создания фобий, устыжения, запугивания. Здесь же можно упомянуть и отношение “гуманных педагогов” к мировому оккультному движению “Нью Эйдж”, которое проповедует антихристианские и теперь уже и явно антироссийские ценности глобализма и псевдорелигиозной и нравственной вседозволенности. Неслучайно Амонашвили положительно отзывается о таких скандально известных лидерах других псевдопедагогических сект, как Михаил Щетинин и Николай Козлов, организации которых также лезли в систему образования, несмотря на свою скандальную известность, связанную с манипуляцией сознания детей, педофилией и другими преступлениями.
Еще более печально наблюдать это, когда все мы должны стоять единым фронтом за наши исконно русские христианские традиционные ценности, которые так ненавидели вдохновители учения Амонашвили Блаватская и Рерихи, а получаем то, что Дом профсоюзов, куда, кстати, входят и профсоюзы работников сферы образования, здравоохранения и многие другие, предоставляют свои площадки для сектантов, вербующих в оккультные практики на и без того опасном пути поиска себя и смысла жизни нашу молодежь…
Священник Александр Кузьмин,
эксперт в области сектоведения, кандидат философских наук,
преподаватель, член экспертных и общественных советов
по проблеме профилактики экстремизма