Разбираемся, что это за «истинно-православная церковь» и почему ее называют сектой
Монастырь живет отдельной от деревни жизнью. Местные говорят, что их туда не пускают
Фото: Денис Кисленков / MSK1.RU
В Московской области недавно задержали настоятеля раскольнического Троицкого женского монастыря, который находится под Орехово-Зуевом. 85-летнего Анатолия Суворова подозревают в растлении двух подростков несколько лет назад. Парням тогда было 12 и 17 лет.
Корреспондент MSK1.RU попыталась разобраться, что это за монастырь и какое он имеет отношение к традиционной религии.
Монастырь находится в деревне Острово. Его построили в 1997 году, а в 2000-м перевели в юрисдикцию истинно-православной церкви. Позже там выстроили кирпичную ограду, несколько корпусов келий и колокольню. В западной части есть домовая церковь Всех Святых и церковь Троицы Живоначальной. Это первый монастырь ИПЦ. Второй — Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь — построили в 2004 году, а первых заселенцев этого монастыря благословил подозреваемый сегодня в растлении малолетних Анатолий Суворов.
«Был Леонидом, стал Серафимом»
Религиовед Роман Силантьев в своей книге «Деструктология. Как быстро и надежно лишиться денег и здоровья. 10 шагов к успеху» пишет, что истинно-православная церковь была зарегистрирована в 1999 году бывшим полковником ГРУ Леонидом Прокопьевым. Он, по данным автора, окончил военную академию имени Фрунзе, служил в Польше, Забайкалье и Ливане.
В 2000 году Прокопьев назвал себя «Блаженнейшим митрополитом Московским, хранителем дверей Гроба Господня», а в 2005-м — «Святейшим архиепископом Московским, Митрополитом Всероссийским». Позже он сменил имя и фамилию, превратившись в Серафима Мотовилова.
Также Силантьев пишет, что в 2015 году брошюра основателя церкви Прокопьева «О месте Истинно-Православной Церкви в современном мире» была включена в Федеральный список экстремистских материалов.
Оккультизм важнее веры
В разговоре с MSK1.RU Силантьев объяснил, что ИПЦ называют «сектой радиоактивных», потому что «она находится на улице Радио и очень активная». По его словам, там снимают порчу за деньги и говорят, что отмаливают грехи. В ней допускаются занятия магией и оккультизмом, по словам Силантьева, эта церковь больше оккультная, чем христианская.
Религиовед Николай Минюхин, который давно следит за деятельностью этой церкви, рассказал, что в начале нулевых нижегородский епископ ИПЦ Филипп ушел от Прокопьева именно из-за того, что тот увлекся оккультизмом. А перед уходом Филипп якобы заявил Прокопьеву следующее: «Вроде православный человек, а общаешься — и какие-то чудеса начинают проскакивать между строк явно за пределами христианства».
Милюхин подчеркивает, что в богослужении оккультных практик не проводилось, но увлечение Прокопьева было очевидно, хотя со временем он «стал адекватнее». Сейчас религиовед характеризует его как «среднего» священнослужителя.
«Типичная тоталитарная секта»
Исследователь современного религиозного сектантства Александр Дворкин утверждает, что такой организации, как «истинно-православная церковь», вообще не существует. По его словам, это собирательное название для разных групп, которые либо отделились от РПЦ, либо «сами себя придумали и сами себя так назвали, чтобы привлекать народ». Также есть группировки, которые сами по себе и строятся вокруг своего лидера. «Лидеры, как правило, абсолютные самозванцы, ряженые».
Религиовед Николай Минюхин добавил, что знает Анатолия Суворова под именем Антоний Божук. Якобы это его имя в монашестве. Суворов был епископом ИПЦ в Орехово-Зуеве, попытался вернуться в РПЦ, за что его разжаловали. После этого он жил на игуменских правах в женском монастыре. Николай предполагает, что «доверчивые бабулечки», которые живут в монастыре, содержали Анатолия.
— На Суворова поступало много жалоб, и местный православный благочинный пытался что-то сделать, предупреждал людей, пытался против него бороться, но, как он сам говорит, у этой группы оказались очень сильные покровители, которые ни одной жалобе не давали хода, — сообщил MSK1.RU Александр Дворкин.
Также Александр утверждает, что закрытость монастыря важна, чтобы держать людей в повиновении. Мол, «чем меньше контактов с внешним миром, тем более действенный контроль над теми, кто внутри».
«Есть серьезные основания говорить о том, что там совершались тяжкие преступления»
Александр Дворкин, исследователь сектантства
— Чем меньше внешних глаз, тем более безнаказанны эти люди, — поделился мнением Дворкин. — Это типичная тоталитарная секта. Главное, чтобы виновных привлекли к уголовной ответственности. И тех, кто в монастыре таким образом калечил детей, и тех сотрудников детских домов, органов опеки и т. д., которые направляли детей к этим подонкам, и тех «клиентов», которые пользовались этим так называемым монастырем, чтобы получать себе несовершеннолетних для сексуальных утех.
Он считает, что «действенная мера, когда не только сутенеры и растлители, но и “потребители услуг” понесли соответствующую уголовную ответственность, невзирая на то положение, которое они занимают».
В самой истинно-православной церкви отказались комментировать ситуацию и обвинения в сектантстве. Корреспондент MSK1.RU даже съездил туда, но перед его носом захлопнули ворота. Зато местные рассказали много всего интересного про монастырь — и про тонированные джипы, и про ящики с алкоголем, и про голодных мальчиков, и про горячие сауны.
Что случилось в монастыре
Следователи Московской области задержали представителя истинно-православной церкви, настоятеля Раскольнического Троицкого женского монастыря под Орехово-Зуевом Анатолия Суворова. Его подозревают в совершении преступлений против половой неприкосновенности (п. «а» ч. 3 ст. 132 УК РФ). По этой статье 85-летнему Суворову грозит до 15 лет лишения свободы.
В СК уточнили, что истинно-православная церковь не имеет никакого отношения к РПЦ. Эту церковь религиоведы называют даже сектой, а отношение Русской православной церкви к ней плохое.