Не успел утихнуть один скандал – я имею в виду «коммерческую» и псевдобогословскую деятельность лжестарца Владимира Головина в татарском городе Болгар, как почти тут же случился другой, не меньший. Речь идет об уральском схиигумене Сергии (Романове), который, имея за своей спиной внушительное криминальное прошлое, за короткое время уже сто раз наговорил на «экстремистскую статью», однако, почему-то до сих пор находится на свободе. Недоумение по этому поводу выразил религиовед, профессор Александр Леонидович Дворкин, которого схимник тут же объявил своим личным врагом. Также многие недоумевают, как вообще могли рукоположить в священники «типичного душегубца», как заметил известный религиовед Роман Анатольевич Силантьев.
Как и в случае с Головиным, здесь возникает много вопросов и к трезвомыслящим, и к заплутавшему окружению лжестарцев, без которого, кстати, они не смогли бы младостарчествовать, потому что во многом благодаря своим активным, если не сказать агрессивным, адептам, они достигли того, чего достигли: почитания, а, возможно, и поклонения. Почти в каждой епархии есть подобные персонажи, но священноначалие не всегда их замечает. До тех пор, пока не произойдет взрыв.
История с пока еще схиигуменом Романовым, как и с бывшим священником Головиным, пройдет, и о Романове забудут, как стали уже забывать Головина. Но самое печальное то, что появятся другие романовы и головины. Скажу больше, они уже есть, только о них пока мало кто знает, в полной мере дела их еще не всплыли. Но обязательно всплывут. И вновь прогремят скандалы. Почему? Потому что забываем мы слова Спасителя о волках в овечьей шкуре и о Его предупреждении беречься лжепророков. А ведь это Он не когда-то сказал, его голос звучит во все времена, Он говорит это нам здесь и сейчас. Забываем мы и слова апостола Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». Сколь же раз приходится напоминать, что необходимо проявлять благоразумие, рассудительность, мыслить критически.
Само по себе лжестарчество, или младостарчество – не ново. Постоянно появляются тщеславные люди, так называемые «старцы», мечтающие о всеобщей к ним любви и непрестанно подогреваемые этой любовью со стороны их неразумных почитателей. Гуруистический культ испокон веков является предметом изучения сектоведов, да он и изучен, изучен хорошо, просто каждый такой культ имеет свои определенные нюансы, которые в большей степени интересны специалистам. А для простых людей должно быть понятно одно: «бегать от них подобает и от них отвращаться». Правда, святой Иоанн Златоуст говорил это о колдунах, но разве младостарцы не наносят человеческой душе такой же урон, разве не ведут ее к погибели?
Горько видеть что происходит. И решать проблему младостарчества нужно в корне, масштабно, не удалять по одному сорняку, сразу обрабатывать почву так, чтобы на ней сорняки вообще не могли расти – своевременно отделять доброе семя от плевела. Если же болезнь все-таки проявила себя, то не ждать, когда она усугубится, не ждать, когда раковая опухоль даст метастазы, а начать врачевать своевременно.
Но лучше работать на опережение. Тем более что указание, как это делать, уже давно есть, оно подробно расписано святыми отцами.
Руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии протоиерей Александр Новопашин