Пятнадцатого декабря на телеканале «Спас» вышел спецрепортаж Александра Егорцева под интригующим названием «Неспящие». Вообще-то «неспящими» назывались монахи древнего константинопольского монастыря, творящие молитву круглосуточно, но в данном случае почему-то имелись в виду секты. Александр Егорцев – мой давний знакомый за несколько дней до выхода программы приезжал ко мне и брал интервью, сказал, что смысл его материала – вспомнить ситуацию с сектами 25 лет назад и сравнить с тем, что происходит теперь.
В целом материал вышел довольно невнятным и целиком заявленную задачу не выполнил. Автор много рассказывал о том, как он боролся с сектами тогда, в «лихие девяностые», вставил много кадров из тогдашней хроники (лучшее, что было в репортаже, за исключением инсценированных, но выдаваемых за настоящие кадров сатанинского шабаша), взял несколько интервью у участников тогдашних событий. Общее впечатление от репортажа: в 90-е было очень плохо, а сейчас все более-менее терпимо, благодаря тому, что мы тогда постарались. О том, что секты продолжают действовать новыми методами и количество пострадавших не уменьшается, было сказано в самом конце и такой скороговоркой, что большинство зрителей этого, скорее всего, не услышит. А это как раз желательно было бы озвучить гораздо более внятно и подробно.
Но это все – полбеды. Главной «изюминкой» репортажа должна была стать довольно пространная беседа с журналисткой Юлией Шамаль. То, что она сказала (и, соответственно Александр Егорцев пустил в эфир), вполне было бы к месту на какой-нибудь «Битве экстрасенсов», но точно не на православном канале «Спас». Однако, Юлия Шамаль, перед тем как поведать свою историю в камеру специально пояснила, что рассказывает ее специально для канала «Спас», потому что в другом месте ее не поймут. Итак, когда она в 90-е годы снимала репортаж про «Аум Синирикё», то некий сектант сообщил ей, что все, плохо отзывающиеся об их организации, долго не живут. Вскоре после этого по тем или иным (как бы случайным) причинам погибли все трое членов съемочной группы, кроме самой Шамаль. Она, дескать, поразилась этому обстоятельству, но вскоре «из надежных источников» узнала, что некие иерархи РПЦ «покрыли молитвенным куполом» нескольких человек, в том числе и их с Егорцевым, и поэтому сектанты ничего им сделать не могут.
Итак, поясняю ситуацию. Со слов Юлии Шамаль:
а) Сектанты могут заочно убить любого человека, что, дескать, уже произошло с ее коллегами, но
б) Православные иерархи могут защитить избранных ими людей, покрыв их «молитвенным куполом», так что сектантские проклятия от него отскакивают.
Большинством людей все сказанное на православном канале «Спас» воспринимается как официальная позиция Церкви. Какие же выводы они сделают?
а) Секты обладают сверхъестественными могуществом и властью, могут убить, кого хотят, так что лучше им не противостоять;
б) У «церковников» есть свои любимчики, которых они могу защитить, а вот на простой народ (напр., трех погибших журналистов) им наплевать.
Если учитывать постоянные информационные атаки, которым подвергается наша Церковь, данный репортаж среди малоцерковных или нецерковных людей может вызвать лишь дополнительное отторжение от Церкви. Лучшую антирекламу трудно придумать: выходит, что секты и Церковь проводят такие «битвы экстрасенсов» за души людей. Церковь, вроде, посильнее, но заботится не обо всех, а только о своих избранных, а всех остальных секты либо порабощают, либо убивают своими сверхъестественными колдовскими методами.
На самом деле, позиция, высказанная Юлией Шамаль и поддержанная корреспондентом «Спаса» Александром Егорцевым, – это дремучее суеверие. А те, кто подвержены суевериям и есть группа риска для попадания в секты. Секты используют суеверия, приметы, оккультное мышление как рычаг, при помощи которого они воздействуют на сознание вербуемого и подавляют его волю. Настоящая свобода от сект возможна только при отказе от всевозможных «бабьих басен», суеверий, магизма и оккультного мышления. К сожалению, как оказалось, Юлия Шамаль вполне им подвержена. Но почему Александр Егорцев вместо того, чтобы разуверить ее, согласился с ней и вставил ее слова в свой репортаж, нанеся серьезнейший репутационный ущерб своему каналу, да и всей Церкви – остается открытым вопросом.
Александр Дворкин,
Президент РАЦИРС, профессор ПСТГУ
IRINEY.RU