В одном из недавних отзывов на заметку “Сбылось: «Путь человека» привёл к сектоведам” содержатся тревожные признаки того, что клиентурный культ “Путь человека” Геннадия Гивина трансформируется в тоталитарную секту.
Приводим текст полностью с незначительными редакторскими правками:
“Здравствуйте, Олег! Благодарю за вашу статью!
Полностью подтверждаю описанную характеристику вами школы Генадия Гивина. Практически все этапы, которые вы описали были пройдены. Я подписываюсь под каждым вашим словом!!! Это правда!
Наш адепт вынес все деньги из дому, его уволили с работы, ушел из семьи, бросил детей! Мотивировал свои действия полным послушанием тому, что советовали в школе. Отказаться от себя, отказаться от близких, которые просто выражали беспокойство по поводу психоэмоционального состояния, отказаться от мыслей о материальных благах.
Поселения действительно есть, это домики и котеджи под Минском. Доступ туда только после ретритов. После посещения нашего родственника ретрита, пропали всякие шансы поговорить о дальнейшей его жизни. В команде учеников всегда происходит четкое давление на новичков. Но давление происходит таким образом, что вроде тебя не послали на три буквы, но по атмосфере ты все понял, так и здесь. К ним начинают с большим якобы уважением относиться, когда тот принесет деньги на ретрит.
Домашних заданий и всяких практик задают столько, что адепт просто не успевает опомниться. Все учения сводятся к тому, что сначала мы дадим тебе прикоснуться к истине, к Богу, а потом ты принимаешь полное послушание учителю и возможно, за год-два учитель назовет тебя пробужденным, если ты будешь хорошо выполнять все его рекомендации, если будешь хорошо организовывать встречи и приводить много “ищущих духовного просветления” людей.
Если человек не ломается, делает что-нибудь по-своему, его отстраняют от занятий навсегда. А те счатливчики, что тут пишут, что все в школе этой хорошо, зомби, защищающие интересы тех, кто готов пообещать им легкой жизни и экспресс-пробуждения.
Ну и, конечно, не могу не обратить ваше внимание на прайс по пробуждению у Гивина. С одного счастливчика 500 евро ретрит, + в школе 10-15 бел. руб. каждое занятие, коих 3 в неделю, онлайн вебинары 2000-5000 рос. руб., семинары в других странах + поездки уже не помню сколько. Хороший бизнес на Боге…” (Елена, 04.02.2018)
Опираясь на западных сектоведов (таких как Ф.-В. Хаак, Т. Гандоу, И. Огорд) крупнейший российский эксперт по тоталитарным сектам Александр Дворкин называет 4 признака такой организации: “гуруизм”, метод, организация, “эзотерический разрыв” 1.
Геннадий Гивин воплощает в себе все признаки типичного “гуру” тоталитарной деструктивной секты: он является единственным непререкаемым и абсолютным источником культовых доктрин; в его руках сосредоточена вся догматическая и дисциплинарная власть в культе; он “альфа и омега” всей деятельности культа.
“Метод” в тоталитарной секте российский эксперт описывает так: “Метод—это то, что делает лидера лидером. Это то его изобретение, с которым он начинает покорение мира. Метод должен быть простым, доходчивым, всеобъемлющим, но при этом ключи от него должны всегда находиться в руках у гуру или организации. До конца этот метод всегда непередаваем, вне организации его применять нельзя, вне организации он неприменим и невоспроизводим”. Такое описание полностью совпадает с “методом” в культе Гивина. Овладение им невозможно без соприкосновения с “пробуждённым Учителем”. Предлагаемые практики без надзора культовых инструкторов не могут выполняться правильно и дают неправильные результаты. Просветление через них можно достичь только внутри культа.
“Сектантская организация — это не религиозная организация в том виде, как мы обычно привыкли ее себе представлять. Если ее с чем-то сравнивать, то больше всего она похожа на мафию или на кадровую партию ленинского типа — сжатую “в один громящий кулак”, с железной дисциплиной и беспрекословным подчинением, с совершенно определенной нацеленностью на захват ключевых позиций (почта, телефон, телеграф и т. д. — в данном случае в переносном смысле) для овладения сначала одной страной, а затем и всем миром”.
В последнее время культ Гивина начинает всё выразительнее обретать черты такого рода тоталитарной организации. Сам Гивин выступает в роли главы-диктатора. Любое его слово в культе — непреложный закон.
Уже сформирована верхушка приближенных к нему “апостолов”, которые пользуются почти таким же непререкаемым авторитетом, поскольку воспринимаются как ретрансляторы воли “Учителя”.
Почти сформирован и третий уровень иерархичекой структуры: опытные инструкторы, способные поддерживать культовую жизнь в регионе вне физического присутствия иерархов второго уровня и самого Гивина.
Постепенно культ обрастает постоянными членами вместо временного членства лиц, проходящих через разовые и краткосрочные мероприятия. Из наиболее внушаемых и лояльных формируется категория рабов-прислужников, готовых жить на территории культа и бесплатно или почти бесплатно работать на него. (Аналогичные категории есть в известных тоталитарных сектах: насельники ашрамов у кришнаитов Прабхупады, члены “вефилей” и “полновременные возвещатели” у Свидетелей Иеговы, “СиОрг” и “отряд реабилитационных проектов” в Саентологии и т.д.) Свой “ашрам” культ формирует в коттеджном посёлке под Минском.
Под “эзотерическим разрывом” имеется ввиду обман при вербовке: “При поступлении в секту, при вербовке человеку никогда не сообщается об истинном содержании учения секты, о том, что будет потом”.
Это в полной мере характерно для культа Гивина. Люди заманиваются обещанием духовного саморазвития, которое обеспечит и успех в их внекультовой жизни. Но на определённом этапе посвящаются в доктрину о том, что ни физического мира, ни личности (нашего “я”) на самом деле не существует. А цель культовой практики понять это и исчезнуть в некоем загадочном аннигилирующем потоке . Соответственно никакие иные стороны жизни, кроме культовой, не имеют ценности и значения.
На одном из семинаров Гивин попал в неловкую ситуацию, когда слишком рано проговорился о подлинной доктрине, и ему был задан вопрос как сочетается обещание бесконечного дальнейшего духовного развития с несуществованием субъекта развития. “Пробуждённый Учитель” не нашёл ничего лучшего как многозначительно отмычаться в том духе, что вам, мол, рано ещё знать ответ на это (см. с 1:22):
Тех, кто уже дошёл до внутренней доктрины учат врать вербуемым новичкам. Их предупреждают о необходимости молчания о подлинном учении и подлинных целях культа:
“Не пугать новеньких ужасными минусами, крестным вариантом развития, сумерками души, уничтожением личности, великой пустотой и другими страшилками” (“Правила участия в Практике тишины для основного клуба”, с. 2.)
Таким образом нарушается принцип информированного согласия и человек принимает решение об участии в культовой практике на основании недостоверной информации, не понимая, в чём на самом деле участвует.
Для сравнения, врач обязан предупреждать пациента о возможных побочных эффектах предлагаемой процедуры.
В культе Гивина о побочных эффектах не только молчат до последнего, но и провоцируют их. Так, участникам ретрита, проходившего с 16 по 23 февраля, было разослано сообщение предписывающее ещё с 12 февраля перейти на “полное веганство” (точное выражение из рассылки). При этом в перечне запрещённых давались такие вполне веганские продукты как кофе, чеснок и какао.
В тоталитарных культах вегетарианство давно используется для увеличению внушаемости и невозможности распознавать культовую ложь, сопротивляться ей. Это связано с нарушениями питания мозга вызываемыми вегетарианским типом диеты.
“Болезнь вегетарианцев… заключается в том, что у вегетарианцев наступает острый дефицит питания мозга и они незаметно попадают в этом отношении в положение доисторических людей, еще не употреблявших животную пищу. У современных вегетарианцев наступают склонность к неправде, нарушениям логических построений и другие отклонения в мышлении”.2
В этой же работе доктор Жолондз показал,что вегетарианцы для хорошего самочувствия нуждаются в постоянной двигательной активности вроде бега или интенсивной ходьбы, что связано с особенностями получения энергии при таком типе питания. Хотя дефицит питания мозга при этом всё равно остаётся. Однако ретриты это сниженная двигательная активность и серьёзная психоэмоциональная перегрузка. Такое издевательство над организмом может провоцировать болезненные симптомы: чувство полного истощения, обессиливания, головокружения, головные боли, ощущения муторности, подташнивание, отторжение пищи и нек. др.
Но и такие состояния не отрезвляют адептов, поскольку культовая мифология объясняет происхождение симптомов оккультно-мистически: мол, это реакция на процесс “энергетической чистки”. И вместо того, чтобы снять симптоматику нормализацией питания адептам рекомендуется ещё и после ретрита некоторое время выдерживать веганство.
сектовед Олег Нагорный
http://sekty.by/kult-gennadiya-givina-transformiruetsya-v-totalitarnuyu-sektu/