Расскажи кому лет 20 назад про бизнесмена, живущего в лесу, не поверили бы. Даже сейчас подобные истории звучат, как анекдот. Ну а что, русская глубинка, тихо, спокойно – лучшего места для отдыха и не придумаешь. А хочешь нервишки пощекотать – в лес на охоту. Так под Усольем-Сибирским появилась в 2007 году целая деревня современных отшельников. Подобные как грибы начали вырастать по всей России. Но кто эти люди, решившие сбежать от городской суеты? В вопросе разбирался наш корреспондент.
Путь к «счастью»
«Поселение родовых поместий «ЛадаГа» приглашает единомышленников – молодые инициативные семьи. В поселении 65 участков по 1 гектару. Постоянно проживают 26 семей. Есть общий дом и центр с кухней, столовой, беседками, сценой и спортивными площадками. Вода на глубине 4 – 5 метров, можно выкопать колодец. К поселению ведет гравийная дорога. Альтернативные источники энергетики. Поселение окружено смешанным лесом, в двух километрах – большой пруд. До села Большая Елань, где находится школа, клуб и магазины, 5 км. Место тихое, экологически чистое».
Эту рекламу экодеревни я прочитал на ее официальном сайте! Здесь же можно и фотографиями житья-бытья чудаков, сбежавших за город, полюбоваться. Но лучше все самому увидеть. Едем! Сто километров на машине от Иркутска – и мы в селе Большая Елань.
– А где тут «ЛадаГа»? – спрашиваем у мужика, который, пошатываясь, шагает через улицу.
– На трассу выезжайте – и по прямой. Увидите, мимо не проскочите.
Трассой сельчанин назвал гравийную дорогу, которая вела… в лес. Проехали километров пять и задумались: а есть ли дальше жизнь? Уже было решили, что заплутали и хотели повернуть назад, как впереди увидели одинокого путника.
– Я как раз в «ЛадаГу» иду, – обрадовался он, сев в машину. – Ходить пешком тяжело, но я уже привык. Работаю в Большой Елани охранником. В родовое поместье (!) переехал несколько лет назад. Обустроились там семьей и живем потихоньку. Кстати, вы заметили, что линия электропередачи не тянется вдоль дороги? Небось думаете, что мы там при лампаде вечера коротаем? Да нет, дома у нас солнечными батареями оборудованы. Стоят эти штуки тысяч 20 – 30. Заряда хватает на все бытовые приборы.
– А если непогода? – недоверчиво спрашиваю я.
– Не бывало еще такого, что за целую неделю солнышко не выглянет! Самое долгое – дня два без света. Да и без воды, кстати, тоже не сидим. Берем из колодцев, которые сами вырыли.
Вот мы и доехали, что стало ясно по натянутой между деревьями небольшой вывеске. Но где хваленый экопоселок? Кругом лес. Видны верхушки лишь двух-трех крыш. Все-таки отличается «ЛадаГа» от привычных деревень, где дома натыканы, как частокол. Здесь до ближайшего соседа – метров 100. Участки окружает живая изгородь из кедров, елей и берез. Наш спутник попросил остановиться посреди дороги. Свой дом показать постеснялся и скрылся в зарослях, пояснив, как добраться до местного председателя.
Сибирский гектар
– Здравствуйте! – встречает нас высокий мужчина крепкого телосложения. Одет просто: в камуфляжные куртку, вязаную шапку и резиновые калоши. Это и есть председатель «ЛадаГи» – пенсионер Евгений Буркевич. – Вы не обращайте внимания на ямы. Дорогу мы чистим от снега и разравниваем грейдером. Скоро как раз собираемся этим заняться. А покупали его сами, как, впрочем, всю остальную технику и оборудование.
Дом у председателя не самый роскошный, хотя в поселке есть и такие, но сделан добротно. Деревянный, двухэтажный, с уютной обстановкой внутри.
– Ну, рассказывайте, как вас сюда занесло… – устроился я поудобнее на диване.
Председатель анастасиевцев под Усольем Евгений Буркевич: “Сектантами нас считают только пьяницы из деревень”
– Вы читали книги Владимира Мегре? – спросил Евгений.
– Даже не слышал о таком писателе.
Это я уже после узнал, что Владимир Мегре – автор серии книг «Звенящие кедры России»: о девушке по имени Анастасия, которая живет в сибирской тайге и обладает сверхъестественными способностями. Отсюда и пошла идея создания по всей стране экопоселков или родовых поместий, как их называют сами жители. А вот жителей таких поселений нередко называют… сектантами. Но обо всем по порядку.
– Началось все с литературных кружков, где обсуждали книги Мегре, – продолжает Буркевич. – Позже нашлись люди, которые приехали на эти земли и начали их осваивать. Было это 10 лет назад. Суть родовых поместий в том, чтобы несколько поколений одного рода были вместе. Я тоже прочитал книги Мегре и захотел жить в цветущем саду, а не в городе. Переехал в 2008-м, когда здесь были уже две-три семьи. Вырыл землянку, поставил крышу и поселился в ней с женой и сыном. Еще у меня две взрослые дочери есть, но они давно живут отдельно. Два года мы с сыном занимались строительством домов, чтобы заработать на свой. Обошелся он в 700 тысяч рублей. А до этого я 20 лет был агрономом, потом директором колонии, администратором в окружном суде, пока не вышел на пенсию.
– А как же вам земля-то досталась?
– Мы ее арендовали у государства. Со временем плата все увеличивалась. Дошло до того, что за 120 гектаров стали отдавать по 280 тысяч в год. Но когда мы только приехали, здесь был пустырь. Да и сейчас ни дорог, ни водопровода, ни электричества, ни социальной инфраструктуры. В позапрошлом году заказали независимую экспертизу, после которой стоимость аренды нам снизили в 11 раз. Теперь каждый год платим по 24 тысячи. Сейчас вот потихоньку землю и дома в собственность оформляем. По закону можно выкупить участок для подсобного хозяйства площадью максимум 35 соток. Значит, чтобы получился гектар, надо три таких участка. Государство не запрещает – хоть десять приобрети. Мне все три участка обошлись в 18 тысяч рублей. Опять же потому, что земля здесь считается заброшенной.
И вот, казалось бы, зачем нужен дальневосточный гектар, когда есть гектар сибирский?
Однако двери в «ЛадаГу» открыты не для всех. Если вы не читали ни одной книжки Мегре, то делать вам здесь нечего. А если даже и читали… С каждым потенциальным соседом проводится собеседование. Затем целый год придется кататься сюда, чтобы высаживать деревья вокруг будущего участка. Только после этого вам разрешат строить дом, дав на это еще два года. Каждый житель экодеревни клянется соблюдать законы сообщества: нельзя держать скот для забоя, пить, курить, ругаться матом. Тех, кто проштрафится, – исключают.
С милым рай и в шалаше
Открыл «ЛадаГу» в Приангарье и первым переехал с женой в глушь – 34-летний Александр Чернявский. До этого жил в соседнем Усолье-Сибирском, в своей квартире, занимался цветочным бизнесом, читал Мегре и ходил на встречи единомышленников.
– Мы знали, что люди поедут за нами, – признается Александр. – Надо было только показать, что все возможно. Мы были молоды и материально самые подготовленные. Выбрали место, поставили небольшой домик, перезимовали. А потом и соседи стали появляться.
Чернявский изучал азы строительства домов и решил сделать на этом бизнес. Набрал рабочие бригады, стал принимать заказы. Через три года поставил свой двухэтажный особнячок. Сейчас сибиряк продолжает свое дело, а его супруга воспитывает двоих сыновей и дочку. И вот здесь начинается самое интересное.
Александр Чернявский из экодеревни “ЛадаГа” рассказывает о своих взглядах на домашние роды
– Всех детей жена рожала здесь, в «ЛадаГе», – спокойно продолжает Александр. – Во время беременностей в больнице тоже не наблюдалась. А зачем? Я просто не хотел перекладывать на врачей ответственность за жизнь жены и детей. Изучил много медицинской литературы, общался с друзьями-акушерами. Чувствовала она себя хорошо. Мы ведем здоровый образ жизни. Старшему сыну сейчас восемь лет и он ни разу не болел.
– В чем же секрет, – не смог скрыть я удивления от услышанного.
– Сын – вегетарианец, – объясняет Александр. – Ну а мы с женой и другими детьми едим только рыбу.
Поселенцы к современной медицине в целом относятся скептически. Некоторые, например, считают, что можно вылечит рак голоданием. Якобы организм от истощения начинает пожирать злокачественную опухоль. А еще жители «ЛадаГи» резко критикуют систему образования в стране. Дети, конечно, ходят на уроки в школу Большой Елани, но в будущем в экодеревне собираются построить свое учебное заведение.
А вот, знакомьтесь, еще одна семья – Огневы. У них двое деток на свет появились здесь же.
– Старшему сыну сейчас пять лет, младшему два года, – с гордостью говорит глава семьи Александр. – Домашние роды – это только наш опыт. Никому не рекомендуем и не навязываем.
Он тоже на жизнь зарабатывает строительством домов на заказ. А еще занимается организацией праздников. Кстати, на одном из мероприятий Александр и познакомился с будущей супругой. Тогда она жила (семь лет назад) в иркутской квартире, работала ветеринаром, увлекалась скалолазанием.
Александр Огнев из экодеревни “ЛадаГа” рассказывает о зарубежных туристах
– Сейчас вот туристический бизнес хотим развивать, – поделился идеей Огнев. – К нам уже приезжали гости из Германии, Швейцарии, Израиля. Это банковские служащие, учителя, художники. Брал с них от одной до трех тысяч рублей за сутки.
Другие жители экодеревни тоже без дела не сидят. Одни на стройках работают, другие осваивают ремесло. Есть, например, семья, которая занимается плетением узоров на одежде. Некоторые поселенцы распродают урожай. Сейчас предлагают кедровое масло по 1500 рублей за литр.
Реклама на сайте «ЛадаГи» не обманывает: увидел я и беседки, и сцены, спортивные площадки.
Осторожно, секта?
Из экодеревни мы вернулись с ощущением недосказанности. Кто же все-таки такой Владимир Мегре? Почему люди, начитавшись его книг, устремились в глушь?
Об анастасьевцах (название пошло от имени главной героини книг Мегре. – Прим. ред.) в интернете написано довольно много. Некоторые эксперты называют их неоязыческой оккультной сектой. В списке запрещенных она не числится и продолжает развиваться. Размах поражает. У адептов даже своя политическая партия есть, а еще, как минимум, два общественных движения, исследовательский центр и фонд культуры. Таких вот родовых поместий, как «ЛадаГа», в разных уголках России 369 (!).
Сколько же нужно денег, чтобы развить столь мощную структуру и поддерживать ее? И самое главное – чьи это «пожертвования»? Неужто жители родовых поселений отдают свои кровные?
– У нас в «ЛадаГе» есть общий бюджет, но деньги идут на самообеспечение, на покупку техники, как, например, грейдер, – уклончиво ответил Евгений Буркевич.
Вряд ли в поселениях кто-то наживается на одержимости соседей, ведь местные руководители сами яро верят в учение Мегре. А вот его самого и ближайшее окружение не раз обвиняли в корыстных мотивах.
Во Владимире 11 лет назад и вовсе скандал разгорелся, когда выяснилось, что анастасьевцы нарушили законы, начав застройку непредназначенных под это дело участков. Появились даже предположения, будто цель их псевдорелигиозного плана – это скупка сельхозземель, возведение на них домиков, а потом перепродажа всего этого добра. Мы решили проверить слова Буркевича, что в «ЛадаГе» все оформлено по закону, и позвонили в администрацию Большой Елани.
Сотрудница администрации Большой Елани объясняет, как достались земли жителям экодеревни “ЛадаГа”
– Поселенцы добились того, чтобы вид разрешенного использования земли сменили на так называемое «дачное строительство», – рассказала чиновница, которая не пожелала назваться. – Делается это путем голосования на общественных слушаниях в ближайшем населенном пункте. Поэтому теперь каждый житель «ЛадаГи» может подать заявление о передаче ему права собственности на участок. Основные затраты здесь – оформление в собственность, а также проект застройки.
Выходит, не соврал председатель «ЛадаГи» – закон жители экодеревни соблюдают. Но ведь есть и другие нормы, на которые опирается современное общество. И здесь пути обычных людей и анастасьевцев расходятся. Чем закончится такой эксперимент? Если взрослые сами выбрали странную и опасную «игру» в гармонию с природой, то их дети стали ее заложниками. Они живут в суровых условиях, без возможности получить помощь врачей, а в будущем, вероятно, родители их и в обычную школу не отпустят.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Оксана САВЧУК, психолог: “Вернуть таких людей в привычную жизнь крайне сложно”
– Эта группа отшельников состоит из людей ведомых. Они стали одержимы суперидеей из-за неудовлетворенности привычной жизнью. Здесь работает принцип «хорошо там, где нас нет». Вот и уехали, объединившись, жить в лес. Теперь желают максимально избежать общественного влияния на свой новый уклад жизни. Отшельники свысока смотрят на всех чужаков, хотя у них нет никаких амбиций, а главное для них – это собственное спокойствие. Вернуть таких людей в привычную жизнь крайне сложно.