РЕЗЮМЕ. Речь идет о группе медицинской антропологии в Институте этнологии и антропологии РАН, которая под видом “научных исследований” продвигает махровую лженауку и верования Нью эйдж. В частности, одна из этих медицинских антропологов своими якобы “научными” публикациями (в том числе распространяемыми в Интернете) и деятельностью – фактически оказывает поддержку такому направлению Нью эйдж, как “естественное родительство” («natural parenting»). В «естественном родительстве» насаждаются идеи и практики, нередко ставящие психическое и физическое здоровье и саму жизнь детей и женщин под угрозу: через распространение домашних родов (в том числе, в море или лесу), отказ от обращения за помощью в болезнях к доказательной медицине (с заменой её на неэффективные методы «альтернативной медицины»), изуверские лженаучные психотерапевтические тренинги детей «по системе Чарковского» и др.
В этой статье под названием «Шаманы: вчера, сегодня, завтра» (https://lenta.ru/articles/2014/10/24/shamanism/) можно видеть интервью руководителя группы медицинской антропологии в Институте этнологии и антропологии Российской академии наук (РАН) – доктора исторических наук В. И. Харитоновой [1]).
По сути, указанное интервью, как и другие публикации и выступления В.И. Харитоновой на данную тему (см, например [2]) – это пропаганда шаманизма и оккультизма в духе лженаучной “трансперсональной психологии” Станислава Грофа (недаром упомянут ЛСД) – под видом “научных исследований”. Но наукообразные фразы еще науку не делают.
Цитата (здесь и далее выделено — Ю.М.):
“Анна бывает здесь вместе с имеющимся у нее тувинским ээреном — шитой куколкой, вместилищем семейных духов-покровителей. И в этот раз она привезла с собой ээрен, а также необходимые для ритуала подношения духам: молоко…
“Студенты, прослушавшие лекции, имели возможность не просто стать свидетелями ритуала — им было предложено по желанию участвовать в нем… Надо заметить, что и в иных вариантах… осовремененных практик, ассоциируемых с шаманизмом, наиболее активно участвует молодое поколение. Такой популярностью «шаманизм» обязан тому, что в нем используются различные виды техник, приводящих к изменению обычного состояния сознания…
… Мы все хотим заглянуть за пределы бытия и ищем такой возможности. Кому-то кажется, что это проще сделать с помощью ЛСД-25, кактуса пейот, аяуаски, мухомора, шаманского бубна, особых ритуалов… Впрочем, современный человек имеет возможность воспользоваться и мощным арсеналом психологии. … Психологи… «цементируют» эту сформировавшуюся субкультуру неошаманизма и современного Нью Эйджа. И это им проще, чем кому-то, увидеть в трансформирующихся туманных образованиях бредущие по горам существа или сущности — в Саянах, Альпах либо где-то еще” [1].
***
Очень “интересно”, но причем здесь – Российская академия наук?
А также медицина и психология, если иметь в виду, конечно, научную доказательную медицину и психологию, а не шарлатанство и оккультизм”альтернативной медицины” и “альтернативной психологии” Нью эйдж.
Психологи , работающие в сфере современной научной психологии и доказательной психотерапии (как в России, так и зарубежом) «неошаманизм» и «Нью эйдж не цементируют» (контактерство с«бредущими существами или сущностями»— это не по их части).
Но говоря серьезно, ведь так происходит опасная подмена: пропаганда псевдонауки и вовлечение людей (включая студенческую молодежь) в оккультные верования и практики Нью эйдж , под прикрытием вывески РАН.
То же самое, по сути, наблюдается и в публикациях ближайшей сотрудницы В.И. Харитоновой – Анны Ожигановой. Например, у неё есть ряд статей на тему так называемого «естественного родительства» (ЕР). Как известно, ЕР – это пришедшая с запада субкультура (по англ. «natural parenting»), насаждаемая среди молодых родителей. ЕР пронизано ньюэйджевскими верованиями. В частности, в кругах “естественников” распространено использование различных практик из области альтернативной (лженаучной) психологии, психотерапии и медицины Нью эйдж. Кроме того, ЕР связано с пропагандой домашних родов, опасных для жизни матери и ребенка [3]. Статьи Анны Ожигановой претендуют на жанр «научной аналитики», но на самом деле скорее поддерживают рекламу этого ответвления Нью эйдж. Анна Ожиганова описывает ЕР весьма в романтизированном виде, как «утопию, противостоящую системе»» в области «официальной медицины».
Для примера ниже приведена характерная цитата из статьи Анны Ожигановой «Рождение «нового человека»: утопический проект движения за естественные роды»[4].
«Движение за естественные роды—это широкое направление, объединяющее энтузиастов здорового образа жизни, непрофессиональных акушерок, врачей и представителей альтернативной медицины. Само понятие появилось еще в начале XX в., когда английский врач Г.Дик-Рид заявил, что роды—это естественный физиологический процесс, и он не должен сопровождаться болью. Соответственно, нет никакой необходимости в медицинском вмешательстве: обезболивании, стимуляции, наложении щипцов и т.д…
… Во второй половине 60-х гг. возникла идея водных родов. Было установлено, что нахождение роженицы в воде обеспечивает эффективное обезболивание, свободу движений, релаксацию, создает чувство уединенности, интимности и защищенности во время родов, приводит к уменьшению потребности в медицинском вмешательстве. Эксперименты продолжаются и в настоящее время: энтузиасты пропагандируют роды в море в контакте с дельфинами, позднее перерезывание пуповины—так называемое «лотосовое рождение» и многое другое»[4] .
И все в таком духе, с эдакой претензией на «объективность и беспристрастность». Насколько это все «объективно», можно проиллюстрировать хотя бы на примере упомянутых здесь «лотосовых родов». При «лотосовых родах» новорожденного в течение нескольких суток не отделяют от гниющей плаценты. Распространяющаяся среди естественников мода на эту дикую лженаучную практику (см. рис. 1) делает домашние роды еще более опасными, так как для ребенка повышается риск инфекции.
Об этом, в частности, еще в 2008 г. предупредила Королевская медицинская академия Англии (когда эту практику стали использовать представители ЕР там) [3, 5].
Однако ньюэйджеры — идеологи ЕР придают этой опасной для новорожденного практике “мистическое значение”, называя плаценту “забытой чакрой” [3].
Также обстоит дело и с якобы «установленными» преимуществами водных родов. Например, Американская ассоциация педиатров и Американская ассоциация акушеров и гинекологов — отнюдь не считают это «установленным», и, напротив, указывают на ряд рисков для здоровья и даже жизни ребенка в связи с водными родами [6].
Очевидно автора не интересует точка зрения доказательной медицины по поводу перечисленных ею методов, рекламируемых естественниками. В её работе идеи и практики ЕР в целом изображаются в «романтическом флере», как некая социально-полезная, «позитивная утопия». А ведь под влиянием «утопии» ЕР молодые семьи с детьми завлекаются в болото оккультизма Нью эйдж, подталкиваются к использованию практик, нередко ставящих саму жизнь детей и женщин под угрозу: через распространение домашних родов (в том числе в море или лесу), отказ от обращения за помощью в болезнях к доказательной медицине (с заменой её на гомеопатию и другие методы альтернативной медицины), жестокие лженаучные эксперименты над детьми «по Чарковскому» и т.п. [7, 8, 9].
Недаром юрист Роман Трофимов – один из ярых лоббистов продвижения естественного родительства в России – очень лестно отзывается о деятельности Анны Ожигановой [10].
Оба они, вместе с полсотней других адептов естественного родительства, отметили «лайками» публичные посты в фейсбуке (https://www.facebook.com/alexandra.korolyova/posts/1802582853170572) одного из активистов и пропагандистов ЕР – «духовной акушерки» Александры Королевой. В этих постахона с восторгом сообщала о прибытии из Израиля в начале августа своего кумира, известного гуру ЕР Игоря Чарковского со свитой его учеников (также мэтров ЕР) и собирала деньги ему на авиабилет. В августе 2018 г. намечалось проведение на коммерческой основе семинаров и тренингов этих гуру ЕР — на базе палаточного лагеря для семей с детьми «Дельфиний остров» на Московском море [8]. «Дельфиний остров» создан (при активном участии Александры Королевой) для рекламы ЕР.
«Эзотерик» Игорь Чарковский является известным пропагандистом домашних водных родов, в том числе в море. Он давно продвигает ряд методов по воспитанию якобы «особо одаренных детей». Подробнее о «методах» Чарковского рассказано в предыдущих сообщениях на эту тему в данном блоге [8, 9 ]. Здесь же, в качестве иллюстрации, только приведены фотографии (рис. 2 — 7) из открытого фейсбука Александры Королевой, на которых показано применение этих практик (в исполнении Александры Королевой) на её сыне и на других детях – самим Чарковским.
Следует подчеркнуть, что методы Чарковского, например, «водный ребефинг» путем «проныривания» (фактически утопления) ребенка до помрачения сознания (введения в «транс»); беби-йога (грозящая опасным синдромом детского сотрясения, “shaken baby syndrome” ) и др. – не имеют никакого отношения к доказательной научной медицине и психотерапии. Это одно из уродливых порождений Нью эйдж.
Другими словами, над детьми фактически проводят — ради оккультных “кармических” и т.п. фантазий и игрищ Нью эйдж и коммерческих интересов (ведь эти тренинги стоят денег) — опасные для жизни и здоровья, научно не обоснованные эксперименты. Пропагандисты ЕР любят демонстрировать в поддержку этих изуверских практик (фиксирование позвоночника ребенка в перекрученном на 180 градусов положении тела; «заныривание» до помрачения сознания; подбрасывание высоко в воздух, как мяч; кручение в бэби-йоге с риском получить смертельно опасный «shaken baby syndrome» и т.п.) своих здоровых детей, для которых, к счастью, все закончилось благополучно. При этом Чарковский и матери детей приписывают это якобы “эффективности” своих методов. Однако известно, что не все водители, нарушающие правила дорожного движения, непременно попадают в серьезную аварию. Тем не менее, признается безусловно недопустимыми пренебрежение правилами движения и мерами безопасности на дорогах, и пропаганда такого безответственного поведения.
Американские педиатры, например, выпустили специальный просветительский фильм с предупреждением об опасности для младенцев бэби-йоги, когда ролики с демонстрацией Еленой Фокиной (ученицей Чарковского) этого «изобретения» распространили в интернете (см. этот фильм в ссылке [8 ] ).
Однако, как уже говорилось выше, Анна Ожиганова такими «мелочами», как оценка эффективности и безопасности терапии методами доказательной медицины не озадачивается. В её статье практики Чарковского (по сути — жестокое обращение с детьми, требующее вмешательства социальных служб) представлены, как нечто, пусть эпатажное и утопичное (ставящее целью воспитание «новых людей» с «улучшенными» качествами), но вполне допустимое [4]. Выражения типа «создатель оригинального метода естественных родов» (которые читателю остается принимать на веру) придают эзотерическим изуверствам флер «научности». Называя Чарковского в некоторых местах текста по «имени отчеству» (а не по фамилии, как принято в научной литературе), автор прибавляет дополнительный «теплый оттенок» к своему описанию его деятельности:
«Дельфинам в утопии Чарковского придается исключительное значение… Игорь Борисович считает их не животными, а некими высшими существами, имеющими «колоссальную связь с Космосом» [4].
Поэтому не удивительно, что последовательница Чарковского Александра Королева радостно оповестила естественников в фейсбуке, что «прекрасная Анна Ожиганова» из ИЭА РАН едет в первых числах августа на «Дельфиний остров» для написания истории естественных родов в России.
С большим пиететом (без критического анализа) в статье пересказываются и доводы так называемой «перинатальной психологии», весьма популярные в среде ЕР. Эта эклектическая область насквозь пронизана ньюэйджевскими лженаукой и оккультизмом, подробнее см. [11, 12].
Одним из «столпов» в перинатальной психологии считается неошаманист и гуру Нью эйдж Станислав Гроф. Его басни, основанные на безнравственных опытах по одурманиванию наркотиком ЛСД близких к смерти неизлечимых больных – яркий пример лженауки, к научной психологии отношения не имеющий. Якобы бред отравленных ЛСД людей предоставил “достоверные доказательства” о некой сложной психической жизни в перинатальном (дородовом) периоде, начиная с зачатия и даже ранее ( подавленная память о которой раскрывалась в этих аморальных экспериментах) [9, 11, 12].
Таким образом, в сочинениях Грофа и других теоретиков перинатальной психологии пропагандируются идеи, например, следующего рода: память взрослого человека якобы сохраняет подавленные воспоминания об эмоциональных травмах, приобретенных во время родов и во внутриутробном периоде через мифические механизмы типа «клеточной памяти», «телепатии» и т.п. И что эти «подавленные» впечатления определяют поведение человека.
Однако подобные утверждения идеологов перинатальной психологии (Станислава Грофа, Дэвида Чемберлена, Томаса Верни, Григория Брехмана и др.) к науке никакого отношения не имеют [12]. Идеи эти нельзя доказать, в них можно только верить. Эти верования за рубежом не признаются в качестве научной психологии [11, 12]. Недаром придуманному Грофом направлению «Трансперсональная психология» отказали во включении в тематику разделов Американской психологической ассоциации(АПА) [11, 13]. Подобные измышления легли также в основу изобретенного Грофом «холотропного дыхания» – метода псевдонаучной (альтернативной) психотерапии, приводящего к изменению сознания наподобие эффектов ЛСД [11].
Гроф относительно мало известен и популярен на Западе. Зато в России он активно осваивает «рынок», пользуясь характерной для постсоветской России толерантностью к лженауке. Издаются пропагандирующие идеи Грофа руководства и учебники по перинатальной психологии (для студентов и аспирантов медицинских и психологических вузов, постдипломного профессионального образования и т.п.). Эти идеи превозносят в ньюэйджевском движении “natural parenting” (“естественное родительство”) [9]. И рекламируют в выросшей на этой почве индустрии коммерческих центров “родительской культуры”, “ответственного родительства”, подготовки к “естественным родам” и т.п. На этих идеях отчасти основана и реклама “домашних родов” (опасных для здоровья и жизни матерей и детей). Для вовлечения беременных в домашние роды с “духовными акушерками” женщин запугивают страшилками о мифической “психической родовой травме”, якобы переживаемой младенцем в родах, причем особенно больничных. При попустительстве Минздрава перинатальные психологи внедряются в программы по психологическому сопровождению беременных и т.п. [9, 11].
Конечно, в перинатологии давно изучают влияние различных вредных факторов (инфекций, алкоголизма, неправильного питания, поведения, стресса и др.) на развитие человека в эмбриональном и перинатальном периоде. Но в этом случае речь идет о физиологических механизмах, эффекты которых регистрируются, доказываются в строгих научных исследованиях (типа рандомизированных клинических испытаний). В случае же концепций Грофа, то, как точно сказал известный российский психолог Сергей Степанов (доцент МГППУ, автор многих книг по различным проблемам психологии) – это “фэнтэзи от науки”, ибо “науки в них просто нет”. “В котле грофовского мировоззрения варятся кундалини-йога, даосизм, суфизм, шаманизм, сомнительные школы современных гуру, даже дианетика Р. Хаббарда…”, а практики представляют собой опасные для психического и физического здоровья эксперименты над людьми [13].
И вот, оказывается, публикации отдела медицинской антропологии ИЭА РАН также способствуют укреплению этих вредных фантазий, вместо их разоблачения.
Чтобы избежать голословных утверждений, ниже приведена еще одна характерная цитата из трактата Анны Ожигановой на тему ЕР [4 ]. Вот с каким пиететом (без каких-либо критических оценок) говорится там о псевдонаучных вымыслах перинатальной психологии и «родовой травмы», при этом особо отмечаются «заслуги» Грофа:
«Концепция Родовой травмы впоследствии были значительно расширена одним из основателей трансперсональной психологии С. Грофом. Исследуя измененные состояния сознания на сеансах ЛСД-терапии и холотропного дыхания, Гроф пришел к выводу о необходимости «радикальной ревизии современного понимания человеческой природы и даже природы реальности». Вопреки существующим в современной нейрофизиологи представлениям о недоразвитости коры головного мозга у новорожденного и, следовательно, невозможности существования памяти на этом этапе, трансперсональные психологи утверждают, что взрослые люди могут заново пережить свое биологическое рождение (а также внутриутробное существование, собственное зачатие и события прошлых жизней)…
... Гроф создает своеобразную типологию личности в зависимости от обстоятельств появления на свет… Люди, родившиеся в условиях общей анастезии, в результате мануального вмешательства, применения щипцов, «испытывают трудности с завершением проектов». Рожденные в результате кесарева сечения могут очень быстро двигаться по пути духовного развития, но не готовы к будущим превратностям жизни, лишены выносливости в борьбе. Напротив, благополучные естественные роды создают у человека «почти клеточное» ощущение веры в себя, приводят к экстатическому переживанию «космического единства». Таким образом, Гроф убежден, что опыт рождения определяет фундаментальное отношение к существованию, мировоззрение, расположенность к другим людям… ».
Благодаря разработанной Грофом методике холотропного дыхания родовую травму можно «проработать» и освободиться от негативных подсознательных переживаний»[стр. 448 – 449], и т.п., и т.д.
Таким образом, без всякой критики перечислены все страшилки, которые гуру естественников, ссылаясь на авторитет «великого Грофа» (любимого идеолога ЕР) – распространяют в отношении использования достижений современного акушерства. А ведь эти достижения, между прочим, позволили резко снизить материнскую и младенческую смертность, которая по «естественным» причинам была в прошлом очень велика. Подобными страшилками, ссылаясь на авторитет «великого Грофа», духовные акушерки запугивают беременных, толкая их на рискованные домашние роды [9].
При этом автор не выражает никаких сомнений относительно вымыслов Грофа и других идеологов перинатальной психологии по поводу «Родовой травмы» (это слово пишется даже в статье с заглавной буквы!), если не считать мимоходом сделанного замечания о том, что «трансперсональные психологи» делают свои заключения «вопреки существующим в современной нейрофизиологи представлениям…». Но на фоне общего уверенно-утвердительного тона изложения грофовских небылиц, у неискушенного в нейронауках читателя складывается впечатление (если он вообще эту ремарку заметит), что это «современные нейрофизиологи» чего-то не домысливают.
Таким же уверенно-утвердительным тоном подсказывается и метод «лечения» этого выдуманного «синдрома» – с помощью «холотропного дыхания». Если назвать вещи своими именами — методом подсаживания людей на псевдонаучную психотерапию, одну из психотехник Нью эйдж по введению человека в измененное состояние сознания (наподобие наркотического отравления). И даже в конце трактата, в заключительной фразе — снова упоминается эта пресловутая «Родовая травма»: «Возможность воздействия на природу человека путем моделирования физиологического процесса появилась лишь в ХХ веке благодаря формированию концепции Родовой травмы».
Ну как же читателю не поверить в «значимость» идей Грофа!
При этом критика этих вымыслов современными специалистами в области научной психологии развития или нейрофизиологии в статье Анны Ожигановой просто не приводится.
Поэтому придется мне хотя бы немного восполнить этот пробел. Например, данный вопрос рассматривается в книге “Альтернативные психотерапии” (2014), автором которой является один из ведущих специалистов в США в области научной психологии развития, проф. Джин Мерсер (Jean Mercer).
Книга Дж. Мерсер посвящена критическому анализу псевдонаучных направлений современной психотерапии, в том числе, детской. В частности, в разделах, посвященных обсуждению ключевых концепций перинатальной психологии, разъясняется их кардинальное различие с научной психологией развития.
Мрачные фантазии Грофа и других идеологов перинатальной психологии (относительно «перинатальной памяти», « травмы рождения» и тп. ) — однозначно отнесены к лженаучным идеям (например, близким к сайентологии) (Jean Mercer: “Alternative Psychotherapies’. Rowman & Littlefield, Lanham, MD, 2014, pp. 44-64).
В еще одной статье Анны Ожигановой в сходном рекламно-романтическом стиле описано движение «анастасийцев» — последователей тоталитарной секты «Звенящие кедры Сибири», созданной ньюэйджером Пузаковым (псевдоним «Мэгре») [14].
Впрочем удивление по этому поводу несколько уменьшается, если ознакомиться с “научной биографией” (curriculum vitae, CV) руководителя группы медицинской антропологии В.И. Харитоновой [15]. Наряду с “изучением экстрасенсорики” и т.п. — «CV» В.И. Харитоновой включает и руководство в прошлые годы (1993 — 1996) «отделом координации научных исследований «Всероссийского научно-исследовательского центра традиционной народной медицины (ВНИЦТНМ) «ЭНИОМ». Это известная псевдонаучная контора. Как можно узнать из публикации 2013 г. в “Новых известиях”, ЭНИОМ, оказывается, выдает даже “лицензии” – “настоящим экстрасенсам”[16].
В 1991 г. Валентина Харитонова выпустила в издательстве «Гудок» «завлекательную» книгу (тираж около 100 000) под названием «Прикладная магия: заговоры, заклинания» [17].
Последующие статьи, интервью и выступления В.И. Харитоновой продолжают основную линию этой книги, являясь по сути пропагандой (облеченной в псевдонаучную оболочку) шаманизма и оккультизма, в духе трансперсональной психологии ньюэйджевского гуру Станислава Грофа и т.п. [1, 2].
Как уже сказано выше, Американская психологическая ассоциация, (объединяющая психологов, работающих в области научной психологии и доказательной психотерапии) не признает трансперсональную психологию в качестве научного направления. Впрочем, как и российские ученые, работающие в рамках научной психологии, а не лженауки и эзотерики Нью эйдж [13]
Однако главный пропагандист эзотерических фантазий и практик Грофа в России — Майков – в своем открытом письме Грофу (распространенном в интернете) – называет В.И. Харитонову в числе лиц, немало способствовавших ему в этом деле [18].
Майков являлся и рецензентом следующего труда, до сих пор «украшающего» сайт Института этнологии и антропологии РАН [19]:
Харитонова В. И. Заговорно-заклинательное искусство восточных славян: проблемы традиционных интерпретаций и возможности современных исследований. М : ИЭА РАН, 1999. Часть i 292 с (Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам 1.3. в 2-х частях).
Из этой нетривиальной книги, можно, в частности узнать следующее: оказывается «астрология – сложнейшая наука», а «теория торсионных полей и физического вакуума позволяет объяснить очень многое (если не все) в магической и мистической практике, а также широко распространенной биоэнергетике», и т.п., и т.д. Скрины некоторых типичных цитат из этой книги приведены на рис. 10 и 11.
Про лженаучный характер мифов о «торсионных полях» можно прочитать в замечательной книге покойного академика РАН Э.П. Круглякова «Ученые с большой дороги» [20]. Следует заметить, что все люди могут совершать ошибки. Но в науке ошибки вообще-то принято исправлять, а не тиражировать.
Что же, деятельность В.И. Харитоновой (включая приведенное здесь интервью) показывает, что калифорнийский Фонд шаманизма не зря отметил её званием своего “почетного члена”.
Но вряд ли, находясь в здравом уме (а не в «измененном состоянии сознания», под влиянием мухоморов или ЛСД), остальные ученые РАН согласятся с допустимостью превращения структур РАН в подобие какого-нибудь «Теософского общества имени Е.П. Блаватской». Даже, если этого требуют «интересы медицинской антропологии».
Нельзя эту деятельность назвать и заботой о малых народах России, сохранении их культурной идентичности. Как и все народы, они нуждаются в развитии науки, доказательной медицины, научной психологии и т.п., а не подмены их шаманизмом. В конце концов, шаманизм – это забота шаманов, а не сотрудников РАН.
Конечно, в РАН могут и должны вестись религиоведческие и этнографические исследования, но не допустимо подменять научную работу, научные методы – религиозным прозелитизмом Нью эйдж.
ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Шаманы: вчера, сегодня, завтра. Как тувинские избранники духов успокаивают итальянский дух Монблана, рассказывает антрополог Валентина Харитонова. 2014. https://lenta.ru/articles/2014/10/24/shamanism/
2. В.И. Харитонова. Шаманские духи: основа сакрального и средства сакрализации. Сибирские исторические исследования. 2016. – №4. – стр. 237 – 257. https://cyberleninka.ru/article/v/shamanskie-duhi-osnova-sakralnogo-i-sredstvo-sakralizatsii
3. Массино Ю.С. Противоестественные причуды “естественного родительства”: лотосовые роды. 2018. https://yuliamass.livejournal.com/246770.html
4. Ожиганова А. «Рождение «нового человека»: утопический проект движения за естественные роды // Конструируя детское (филология, история, антропология). Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики» Российский Государственный Гуманитарный Университет (РГГУ). Выпуск 9. М. – СПб. 2011. С. 444-460. http://childcult.rsuh.ru/article.html?id=1970886
5. RCOG statement on umbilical non-severance or “lotus birth. 2008. https://www.rcog.org.uk/en/news/rcog-statement-on-umbilical-non-severance-or-lotus-birth
6. Amy Tuteur. What’s the difference between waterbirth and toilet birth? 2014. http://www.skepticalob.com/2014/03/whats-the-difference-between-waterbirth-and-toilet-birth.html.
7. Роды дома, или смерть по собственному желанию. 2015. https://alizyabra.livejournal.com/24576.html
8. Массино Ю.С. Страшные истории “Дельфиньего острова”. О тренировочном лагере последователей Игоря Чарковского. 2018. https://yuliamass.livejournal.com/248042.html
9. Щеглова И.Т. (Соколова Н.А.) Какого духа “духовное акушерство”? 2008. http://iriney.ru/iskazhenie-pravoslaviya-i-okolopravoslavnyie-sektyi/obshhee/kakogo-duxa-%C2%ABduxovnoe-akusherstvo%C2%BB.html ).
10. https://www.facebook.com/RusDiMarzio/posts/2003894339681356
11. В российскую медицину проникла лженаука “перинатальная психология”.
Лженаучная сущность «перинатальной психологии»: Как оккультизм проникает в медицину. Сообщение в паблике «Научный скептицизм — против псевдонауки» https://vk.com/wall-32482446_262018
12. Mercer Jean. Newborns, Emotions, and Adultomorphism: Sources of the Primal Wound Myth. 2011. http://childmyths.blogspot.ru/2011/05/newborns-emotions-and-adultomorphism.html
13. Степанов С. С. Психология Новой эры. Услада слабых и пресыщенных. Миры и мифы трансперсональной психологииhttp://psy.1september.ru/article.php?ID=200103918
14. Анна Ожиганова. Дети New Age: утопический проект движения «Анастасия» («Звенящие кедры России»). 2015. http://www.religion.ranepa.ru/sites/default/files/GRC_2-2015_%D0%93%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE.263-287.pdf
15. http://iea-ras.ru/index.php?go=Conference&in=view&id=38
16. Евдокимова Д. Предвиденный обман. 2013. https://newizv.ru/news/society/25-10-2013/191313-predvidennyj-obman
17. Харитонова В.И. Практическая магия. Заговоры, заклинания. Изд-во «Гудок»: 1991. — 64 стр. https://www.ozon.ru/context/detail/id/22437952/
18. Ответ Владимира Майкова на открытое письмо от Станислава и Кристины Гроф. 2014. https://dr-slabinsky.livejournal.com/620013.html
19. Харитонова В. И. Заговорно-заклинательное искусство восточных славян: проблемы традиционных интерпретаций и возможности современных исследований. М: ИЭА РАН, 1999. Часть i 292 с (Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам 1.3. в 2-х частях). http://iea-ras.ru/index.php?go=Files&in=view&id=138
20. Кругляков Э.П. “Ученые” с большой дороги-3 / Э.П. Кругляков ; Комис. по борьбе с лженаукой и фальсификацией науч. исслед. РАН. – М. : Наука, 2009. – 357 с. – ISBN 978-5-02-037043-2 (в пер.)
21. Foundation for Shamanic Studies Field Associates and Staff Associates. http://shamanism.org/fssinfo/fieldassociates.html
https://yuliamass.livejournal.com/249805.html