Предлагаем Вашему вниманию интервью с представителем Центра религиоведческих исследований в Уральском федеральном округе Ксенией Валерьевной Кирилловой, прокомментировавшей ситуацию по поводу пензенских событий специально для редакции информационно-аналитического сайта antiCEKTA.ru:
– В последнее время большинство СМИ достаточно много рассказывали о событиях с сектантами в Пензенской области, которые закрыли себя в землянке, опасаясь скорого конца света. Но сейчас видно, что эта новость федеральным СМИ надоела, а люди, тем не менее, продолжают оставаться под землей и опасность для их жизней сохраняется. Как бы вы охарактеризовали эту ситуацию?
– Ситуация тем не менее остаётся крайне напряжённой, и вдвойне опасен тот факт, что внимание СМИ к этому событию либо начало угасать, либо приобрело некий будничный окрас. Такой подход чреват тем, что данная ситуация начинает восприниматься как некая норма, тем более всё чаще звучат оценки, что мы имеем дело с нормальной формой религиозности, пусть и выраженной несколько экзальтированно…
– Как Вы думаете, по какому сценарию будут развиваться события среди самих сектантов?
– Среди сектантов возможен раскол, о чём, кстати, сообщается и в СМИ, что может привести к весьма трагическим последствиям. Не стоит забывать, что сознание этих людей контролируется настолько сильно, что система ценностей, как и в принципе система восприятия действительности у них кардинально смещена. Ни в какой тоталитарной секте в принципе не может утверждаться ценность личности как таковой. Поэтому в случае колебаний отдельных людей для остальных сектантов учение секты может оказаться гораздо важнее, чем жизнь соверующих. Особенно это страшно, учитывая, что под землёй находятся дети. Однако будем надеяться, что события всё же пойдут по более мирному сценарию, тем более что с людьми пытаются работать опытные психологи.
– Занимаясь проблемой тоталитарных сект, как бы Вы охарактеризовали пензенских отшельников? Тоталитарная ли это секта?
– Безусловно тоталитарная. Сам факт наличия в учении апокалиптитческих ожиданий в той или иной мере присущ очень многим тоталитарным сектам. Он относится к внушённой фобии, позволяющей руководителям сект большую возможность контролирования сознания своих последователей. Во-первых, массовый психоз как таковой резко понижает критическое мышление сектантов, во-вторых, страх перед неминуемой гибелью в Армагеддоне сильнее привязывает людей к секте как к единственному источнику спасения от надвигающейся смерти. Вспомним “Свидетелей Иеговы”, которые уже несколько десятков лет убеждают своих последователей в том, что они живут в “последние дни последних дней”.
Кроме этого, в данной секте очень ярко выражен информационный контроль: запрет на чтение газет, просмотр телевизора, максимальный отрыв от окружающего мира, от общения с “внешними” людьми, что полностью втягивает человека в структуру секты. Показательно и место, в котором собрались сектанты: заброшенное село, отрезанное от городской цивилизации.
В целом для движения ИНН-щиков характерно чёрное-белое деление мира, присущее всему сектантскому сознанию. Отношение к окружающему миру у них не только отчуждённое (как к месту, где спасение невозможно), но и откровенно враждебное. Я сама присутствовала на собрании одной из сект этого направления, и была поражена уровнем агрессивности проповеди священника.
– А есть ли опасность массового ухода последователей какой-нибудь секты в Екатеринбурге или других регионах Урала?
– В каком-то смысле уход от мира части псевдоправославных сектантов в Свердловской области уже наблюдается, другое дело, что пока это не принимает столь крайних форм. Дело в том, что сам наш регион располагает к подобного рода настроениям.
Как известно, в Екатеринбурге был расстрелян царь-мученик Николай II с семьёй, и на этой почве в области очень распространена ересь “царебожничества”, когда император провозглашается единственным искупителем и спасителем русского народа. В области оплот этого течения находится в монастыре “Спарительница хлебов”. Именно там проводятся так называемые “массовые покаяния”, на которых прихожане вынуждены каяться в совершенно чужих грехах: цареубийстве, торговле наркотиками, абортах (даже те, кто их не совершал), спекуляции, гонениях на веру и т.д. В этом случае у человека формируется колоссальное чувство вины, абсолютно не связанное с истинным покаянием. Далее на волне этого чувства, являющегося одним из основных орудий манипуляции, людей призывают каяться в просмотре телевизора, общении с атеистами, принятии ИНН и т.д. как в смертных грехах, в том, что позволили Петру I открыть окно в Европу и запустить масонскую нечисть, что занимаются проституцией, расстреливали невинных, состояли в масонских ложах…
Помимо этого в данной секте также идёт нагнетание огромного числа фобий, в частности, “весь мир – царство сатаны”, “людям введут чипы”, контролирующие их сознание, подсовывают “сатанинские документы”, а против России в целом осуществляется “жидо-масонский заговор”, в ходе которого “половина священников уже приняли Антихриста”, и “в их храмы ходить нельзя”. Правительство было названо “сборищем проклятых жидов”, а кто-то из государственных чиновников, простите за точность цитаты, “смердячим псом”. При этом “пастырь” призывал ради спасения не бояться терять работу или жильё. Как вы понимаете, люди, чьё сознание в течение долгого времени деформируется подобными проповедями, в случае приказа подобного гуру спасаться от конца света, будут готовы бросить всё и уйти в леса.
– Известны ли другие секты, прикрывающиеся авторитетом Православной Церкви у нас в стране или есть другие?
– К сожалению, ИНН-щики – не единственная проблема в плане псевдоправославных и внутриправославных сект. Существует также движение обновленцев, ярким представителем которых является священник Георгий Кочетков. В его общине нет страха конца света, однако присутствуют другие тревожащие тенденции: элитизм, безоговорочный авторитет самого Кочеткова, система так называемых “семей” или общин, которые зачастую подменяют человеку настоящую семью.
Сектоведов в данном случае более всего беспокоят имеющие там место технологии контролирования сознания, а православное духовенство обеспокоено тем, что система “старшинства” (выделения в каждой общине харизматических лидеров, подчинённых напрямую Кочеткову) создают структуру, параллельную официальной церковной иерархии. По сути, понятие “член Церкви” заменяется здесь понятием “член общины”. Такое ощущение собственного превосходства, разумеется, приводит к некоторой сектантской изоляции.
– Что бы вы посоветовали тем людям, которые знают, что их родственники находятся в секте?
– Если вы заметили это на начальном, на раннем этапе, то ни в коем случае не надо паниковать – конец света будет не завтра, как бы нас ИНН-щики не убеждали в обратном. Первым делом нужно собирать максимальную информацию о «его» организации. При этом не только по источникам самой организации, которыми у него наверняка уже забито полквартиры, но и в критических материалах. Далее, что касается отношений с близкими. Ни в коем случае нельзя употреблять слова «секта», «сектант», «деструктивный культ», потому что вашу негативную информацию человек, во-первых, не поймет: в секте ему хорошо, он считает, что его новые знакомые – самые лучшие его друзья. Во-вторых, секты прекрасно знают, что их критикуют, и они заранее готовят у человека набор определенных рефлексов, определенный набор реакций – на слово «секта», например. Секты говорят адептам, что у них есть враги, что сатанинская пропаганда представляет их в качестве тоталитарной секты, и они готовят человека, как на это реагировать – всегда резко негативно. Сектант никогда не отделяет в сознании себя от организации. Если в присутствии православного раскритиковали местного архиерея, он может не согласиться с такой характеристикой, но не порвет связи с человеком критикующим. Действует принцип: «Ты со мной в этом вопросе не согласен, но ты мне все равно не враг». Совсем иная ситуация в секте. Там любой враг секты считается личным врагом. Нападки на секту в глазах сектанта – это нападки на него. Обратите внимание: каждый раз, когда основатель сектоведения в России, профессор Александр Дворкин называет организацию «сектой», сразу же начинается шквал исков об оскорблении чести и достоинства конкретных лиц, которые даже нигде не упоминались. Начать подчеркнуто негативно отзываться об организации означает стопроцентно порушить последнюю связь с близким человеком, которую секта и так пытается сломать.
С другой стороны, ни в коем случае не притворяться, что Вам нравится выбор близкого человека. Важно показать, что Вы с ним не согласны, но не потому, что вы деспот и хотите, чтобы у него было так, как Вам нравится, но потому что Вы за него волнуетесь. Не забывайте, что во всем, что происходит, есть одна постоянная величина, одна константа – это Ваш близкий человек. И его убеждения не изменят того, что он априори Вам дорог. Есть вещи, которые неизменны в силу родства – кто будет выхаживать его, если он будет тяжело болен? Не сектанты – только Вы! Человек должен понять, что у него остаются люди, которым он дорог, как никому другому. Нужно напоминать ему хорошие, позитивные вещи, которые были в его жизни вне секты. Моменты совместного Вашего счастья. Возвращайте его в эти минуты, и Вы увидите, как сквозь сектантскую маску проступило подлинное лицо человека. И здесь уже можно потихонечку подкидывать критическую информацию. Лучше всего найти в вашем городе специалистов, способных провести консультирование по выходу из секты. Вашему близкому достаточно просто сказать, что есть люди, которые обладают альтернативной информацией, которые хотели бы с ним просто поговорить. И на этой встрече проводится уже профессиональное консультирование. Главное, ни в коем случае не опуститься до лжи. Ни в коем случае нельзя говорить, что есть, к примеру, желающие вступить в его организацию, чтобы человек не почувствовал себя обманутым. Консультанты не имеют права лгать. Мы можем отозваться о чем-то обтекаемо, чтобы не вызвать фобий.