Тоталитарная секта Уитнесса Ли продолжает вербовать людей в Саратове

Наш сайт уже писал о том, что последователи так называемой «Поместной Церкви» Уитнесса Ли в начале января буквально оккупировали город Саратов. В данное время стало известно, что уитнесовцы, помимо своей деятельности в Самаре, Саранске и Нижнем Новгороде, активно занимаются распространением своего учения и в Рязани.

На прошлой неделе сектанты организовали проведение «христианского семинара» в саратовском областном доме культуры, что по улице Чапаева. В результате удалось выяснить, что в Саратове последователей этой секты приблизительно с полсотни человек, хотя общее число сектантов постоянно меняется из-за часто приезжающих и отбывающих иногородних последователей.

Новый Завет с бесчисленными комментариями Уитнесса, «Избранные гимны» и листовка, изображенные на фото, являются стандартным набором, который предлагают саратовцам вербовщики секты.

Чем же опасна эта организация? И что может случится с человеком, который согласился с доводами её проповедников и стал её последователем?

Предлагаем Вашему вниманию религиоведческое экспертное заключение вероучения и деятельности «Церкви» Уитнесса Ли, сделанное Руководителем религиоведческой группы Института развития личности Российской Академии образования, старшим научным сотрудником, кандидатом философских наук Галицкой И.А.

Как говорится, точнее и не скажешь…

Религиоведческое экспертное заключение вероучения и деятельности «Церкви» Уитнесса Ли, сделанное Руководителем религиоведческой группы Института развития личности Российской Академии образования, старшим научным сотрудником, кандидатом философских наук Галицкой И.А.

Изучение записей религиозных проповедей, религиозных церемоний, совместных молитв на этих собраниях позволяет сделать следующие выводы:

I). Проводимые мероприятия по существу являются именно религиозной деятельностью, включающей, в частности:

— религиозные проповеди лидеров культа;

— совместные молитвы участников под руководством лидеров;

— экстатические (харизматические) ритуальные «радения» как запрограммированные лидерами моменты апофеоза молебнов;

— индоктринальные обучающие занятия с вкрапленными в них элементами ритуала для оказания эмоционального влияния на слушателей (хоровое пение, чтение, выкрики, исповеди и т.д.).

В связи с этим следует иметь ввиду, что употребляемые проповедниками названия мероприятий — «конференция», «студенческая конференция», «лекция», «занятие», «семинар» не соответствуют действительности, не являются конференцией или семинаром в общепринятом смысле слова. Такое словоупотребление очевидно рассчитано на студенческую аудиторию, поскольку привычно для нее и позволяет не акцентировать поначалу религиозного характера собраний, чтобы не отпугнуть недавно привлеченных к ним. Студенты просто ходят на семинары…

Следует указать, что в соответствии с нормами нового законодательства (Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях») иностранная религиозная организация (даже в том случае, если оформит свое представительство на территории РФ) не имеет права заниматься культовой и иной религиозной деятельностью (Ст.13), осуществлять религиозное образование, обучать детей религии в государственных школах, распространять религиозную литературу. Поскольку последователи данного культа в России очевидно не имеют полных прав религиозной организации, практика приглашения иностранных граждан с целью занятия профессиональной, в том числе проповеднической религиозной деятельностью также противоречит закону.

Представленный на экспертизу материал позволяет утверждать, что, по крайней мере, в части этих требований нового закона «О свободе совести и религиозных объединениях» иностранные граждане, составляющие ядро лидеров религиозных объединений «Поместной церкви» в РФ, допускают нарушения законодательства.

В связи с этим целесообразно предложить этим иностранным гражданам либо привести свою деятельность в стране пребывания в соответствие с законами РФ, либо покинуть территорию РФ.

II). Изучение содержания религиозных проповедей лидеров культа и форм проведения религиозных церемоний позволяет выделить высказывания, которые современными авторитетными исследователями религиозного сектантства (Л.Н.Митрохин, Е.Н.Волков, У.Мартин, М.Т.Сингер. С.Хассен н др.) характеризуются как признаки деструктивного и тоталитарного культа. Некоторые из этих высказываний почти в «классическом виде» иллюстрируют методы работы, способы установления контроля над сознанием и поведением адептов, которые описаны в трудах упомянутых исследователей и в этом отношении вполне могут служить наглядным пособием по сектоведению.

Признаки деструктивного культа (секты).

1). Отрыв адепта от семьи, привычного окружения. Демонизация привычных социальных связей и отношений субъекта:

«Все наши старые представления — каким должен быть ваш мир, так называемые «стандарты жизни», ваше окружение, ваш быт, ваша одежда, чем вы питаетесь, что вы покупаете, куда выходите… во всем этом вы должны быть преобразованы».

«Что вы будете делать дома?… здесь мы не спим!».

«Шутки в группе неуместны»; только в группе — «драгоценное говорение», также неуместны межличностные связи не под контролем лидеров- «группировки».

2). Дискредитация общественных институтов и ценностей (семьи, государства, социальных институтов, религии, национального достоинства):

«Вы — Христос, явленный во плоти!… Господь дал вам власть, чтобы прощать грехи… Эта власть принадлежит Богу… мы — Бог, следовательно мы имеем это право!». «Нам всем надо говорить за Бога… не за президента… бог — царь царствующих… вы осознали, что вы такие особенные… вы очень важные!».

«Наш разум ветхий, старый, в школах, а еще больше в университетах они обращают людей к ветхому человеку».

«Американцы, англичане — идиоты».

3). Формирование пренебрежительного отношения к людям. Отношение адепта к людям может рассматриваться только через призму задачи их вовлечения в культ и никак иначе. Никакие иные связи невозможны, не нужны и вредны. Отрицательное отношение к вербовке заведомо ставит такого человека в положение «неполноценного» для вербовщика.

4). Жесткая критика отступников, выходцев из культа, отрицание их человеческого достоинства.

5). Допущение обмана людей «во благо», неискренности:

«Если они отвергают вас, они отвергают бога».

Отступники- «отрицательные люди».

«Не раскрывайтесь навстречу любому человеку».

6). Стремление установить полный контроль над какой-то территорией, общественной группой.

7). В связи с этим — жесткая установка на вербовочную деятельность адептов, формирование чувства вины в случае ее малой эффективности:

«Наша цель — иметь такие «жизненные группы» в каждом студенческом городке».

«Постоянно заботиться о двух или трех людях… по крайней мере один человек должен быть приобретен каждый год… надо постоянно общаться, изучать ситуацию…, после «обращения и крещения» — приводить на собрания…».

«Забота о работе на городке (студенческом)».

«Нам нужно бояться, чтобы быть отрезанными от наслаждения господом… если мы будем бесплодны… В этой комнате через год будет в два раза больше народа, ваши одногруппники, студенты… это ваш плод!». «Надо отчаянно работать — если нас не будет в три раза больше через год — надо пасть на колени, исповедоваться, молиться, чтобы бог простил нас».

«Всегда есть, к кому можно пойти… как поживаешь?… Библию читаешь?…, а что читаешь…?».

«Вы должны быть готовы служить… служение приносит благодать».

8). Использование психологических техник «промывания мозгов», дестабилизирующих психику так, что изменения психического состояния уже рационально не контролируются субъектом. Критика рационального мышления, отрицание его:

В обычном состоянии человек — «мертвый», надо, «чтобы господь показал вам, что вы мертвы… бесплодны», «надо пережить такой поворотный момент…».

«Мы должны быть перевернуты, сброшены… мы должны быть побеждены…. мы должны быть потрясены господом…».

«Не доверяйте вашей логике», «отвергайте ваш логический разум».

«Наш разум ветхий, старый, в школах, а еще больше в университетах они обращают людей к ветхому человеку».

9). «Работа» с вероучительными текстами в группе с целью эмоционального «сбивания» коллектива в одно целое, где индивидуальная личность субъекта теряется:

— хоровое громкое чтение текстов с чередованием отрывков из Библии и установок руководителей культа (осознание разницы при этом постепенно теряется);

-ритмические проговаривания ключевых фраз;

— скандирование многократно одних и тех же слов и выражений;

— громкое скандирование до крика;

— выкрики и экзальтированные восклицания, совершаемые по порядку, а затем уже и всеми участниками беспорядочно;

— нестройные, беспорядочные выкрики, сливающиеся в шум «радения», харизматический коллективный «экстаз»: при этом интеллектуальный смысл текста теряется, но формируется и закрепляется чувство эмоциональной общности участников.

10). Формирование неадекватного образа личности. Внушение, с одной стороны — сверхценной самооценки в отношении людей вне культа, а с другой, — чувства неполноценности в сравнении с лидером (ядром лидеров) культа, «нормами правильного поведения» и культе.

Индоктринация (внушение) чувства вины с целью депривации личности так, что «сколько бы ты ни делал» этого все равно будет недостаточно:

«Вы прошли через особенный процесс», «вы — необычные», «мы все — особенные люди», «у нас у всех есть божественный и мистический статус, особое положение».

«Вы — пророки Христа!, члены Христа!, братья Христа!, апостолы Христа!…», «мы еще более благословенны…», «мы — члены нового творения… мы — новое творение».

Это внушается слушателям после года или двух участия в «конференциях».

Далее: «Ваше сердце пламенеет внутри вас, горит!». «Вы осознали, что вы такие особенные!, вы очень важные!, слава богу, что вы такие важные персоны!».

«Ты не просто студент МИФИ, ты — самый важный в МИФИ!… гораздо важнее, чем декан или ректор… ты — Бог!».

«Группы не могут быть организованы кем-то… жизненная группа может быть создана святым».

«Надо упразднить нашу волю», «нужно отвергнуть себя». «Вам надо много исповедоваться о вашем индивидуализме».

«Надо отчаянно работать — если нас не будет в три раза больше через год — надо пасть на колени, исповедоваться, молиться, чтобы бог простил нас».

Признаки тоталитарного культа (секты).

1). Неясный и неопределенный внешними признаками характер лидерства в иерархии культа: «Это сказал брат Ли».

2). Проповедь исключительного значения только лидеров и членов культа в жизни новообращенных адептов, требование полного посвящения себя доктрине и лидерам: «Все, что нам надо делать — идти по пути, открытом Господом», т.е. — лидерами культа. «Предоставьте ваши тела в жертву богу… ваше тело — жертва живая». Тема занятия: «Настоятельная необходимость в практике жизненной группы».

3). Создание искусственной среды общения, формирование искусственных «жизненных групп», в которых только и может быть «настоящая жизнь».

4). Ритуальное и публичное признание своих грехов, публичная исповедь, требование публичной исповеди.

5). Требование полного посвящения всего себя «служению» в культе, отказа от имущества, собственности.

6). Требование отказа от личного, свободного времени. Все время должно быть посвящено «служению»: «Быть живым» можно только в «жизненной группе» культа. Необходимо «четко и неукоснительно осуществлять четыре основные требования: тесно и тщательно общаться, смешиваться; тщательно исповедовать свои грехи, преступления, недостатки, проступки…; тщательно посвятить себя и все, что мы имеем господу…; тщательно и непрестанно молиться…». «Наши грехи могут быть смыты кровью».

7). Система все нарастающих требований: участие во встречах, -«конференции» — «жизненная группа», — «полное служение». «Остановка — смерть!». «Бесплодие» — недостаточное исполнение требований культа и лидеров: «Сражаться надо отчаянно, до слез, чтобы быть распластанным, лежать на земле и кричать господу». «Лень — это враг, сатана… надо кричать — лень, ты враг, уходи от меня!… сражаться, чтобы победить бесплодие».

8). Объединение по парам «приятельства» — «жизненные товарищи», для взаимного наблюдения и контроля: Надо «искать жизненного товарища» (выходит, — семья, близкие, друзья вне культа — не «жизненные»), «молиться об этом», «много и постоянно молиться об этом», «проводить с ним время каждый день»; «Жизненный товарищ» не может быть избран по личностному предпочтению, но «по указанию Бога», т.е. лидеров культа, — «жизненная группа может быть создана святым».

9). Требование полного отказа от собственной индивидуальности, воли, самосознания в культовых отношениях ради «служения», «жизненной группы», «жизненного товарища», «Жизненные группы» -средство «перемешивания тела» , где «тело» — совокупность членов культа. «Надо упразднить нашу волю», «нужно отвергнуть себя». «Вам надо много исповедоваться о вашем индивидуализме».

10). Запугивание постоянным контролем «свыше» карами за невыполнение доктрины культа: «Господь смотрит на нас, наблюдает!», «Если вы не подчиняетесь его Евангелию, он придет вас судить!». «Нам нужно бояться, чтобы быть отрезанным от наслаждения господом… если мы будем бесплодны…». «Слова, однажды сказанные, нельзя ни вернуть, ни искоренить… наше говорение может быть смыто кровью».

11). Помещение адепта в «логические тупики», способ загнать его в угол, заставив служить целям группы: «Мы все — пророки Бога!», «у нас нет иного выбора», «нам всем надо говорить за Бога!»

12). Учитывая все выше сказанное — установления тотального (полного) контроля над сознанием адептов, заключающегося в установлении контроля над поведением, информацией (общением), мышлением и эмоциональной сферой личности.

Включает две основные стадии (по С. Хассену, Е.Н. Волкову):

1). «Размораживание» сознания, помещение в иллюзорную реальность. Здесь применяется и запугивание и лесть одновременно. У адепта формируется некритическое, нерациональное представление о собственной личности и мире вокруг. Результат — отрыв личности новообращенного от привычных стереотипов и норм, принятых в обществе, от привычного окружения (кризис общения) — в семье, со сверстниками, с коллегами и т.д.

2). «Замораживание» личностных структур новообращенного адепта в соответствии с требованиями доктрины и лидеров культа. Результат — полный контроль над личностью адепта. Средства — помещение адепта в систему жестких требований, полная «блокада» внешнего общения в специальной культовой группе («жизненная группа»), тщательная индоктринация, контроль поведения адепта, контроль сознания.

III). В содержании проповедей и занятий явно просматривается желание иностранных лидеров создать организацию, которая включала бы студентов вузов различных направлений, специалистов, полностью соподчиненным в психологическом плане лидерам культа и находящихся под их полным контролем (см. выше).

Планирование «студенческих конференций» подробно разработано по годам. Иностранный проповедник производит подробный опрос аудитории: «сколько всего студентов?», «сколько в процентном отношении?» «сколько студентов из МГУ?», «из каких еще вузов есть студенты?», «сколько из МЭИ?» «сколько из МАИ?», «сколько из МАДИ?», «сколько из педагогического университета?» и т.д.

Общий вывод из всего материала экспертизы может быть сформулирован следующим образом:

Деятельность религиозных групп, руководимых лидерами иностранной религиозной организации «Поместная Церковь» («Церковь свидетеля Ли», «Живой поток») на территории РФ:

· противоречит действующему законодательству;

· является потенциально опасной в связи с содержащимися в вероучении, формах и способах вербовки и удержания адептов признаками тоталитарного и деструктивного религиозного культа;

· формируя группы некритически преданных и полностью управляемых из-за рубежа адептов тем самым представляет угрозу интересам национальной безопасности и РФ.

Руководитель религиоведческой группы Института развития личности Российской Академии образования, старший научный сотрудник, кандидат философских наук Галицкая И.А.

По материалам справочника «Религии и секты в современной России», Новосибирск

Саратовское отделение Центра религиоведческих исследований

Top