Корреспондент «КП» Ульяна Скойбеда посмотрела, как московские сектанты возрождают брошенную рязанскую деревню [видео и фото]
Когда к нам обратились бывшие сектанты, мы, честно говоря, не загорелись темой. Сект много, и людей, пострадавших в них, много, но контингент… Наркоманы, психбольные «со справкой», разного рода «расслабленные»…
К тому же что хуже: действующий наркоман или человек, отказавшийся от наркотиков в пользу пусть странной, но религии? Стоит, славит какого-нибудь бога, весь благостный до идиотизма, зато трезвый и трудоустроенный.
— Тут ситуация особая: сектанты пользуются поддержкой местной власти! — стал убеждать нас сам лидер российских протестантов епископ Сергей Ряховский (люди, о которых идет речь, — его бывшие прихожане. — Авт.). — Они там на уровне района считаются чуть ли не возродителями села, и, самое страшное, рекламу в СМИ о себе стали давать: приглашают людей через газеты и ТВ!
Сектанты — возродители села? Это показалось любопытно…
|
ТОЛЯН И ИГРЫ С РЕЛИГИЕЙ
Далеко забрались москвичи. Надо ехать до Рязани на электричке, там пересаживаться на другую и пилить еще столько же. Если договоришься, на станции встретят на лошади.
Толя Тряшин сидит на хуторе возле печи и рассказывает, как сектанты появились в его деревне Родники. Толя пьет, и сегодня, перед приездом столичного корреспондента, даже был за это бит женою поварешкой. Но рассказу запойного можно верить, его подтверждают слишком многие.
— Приехали в 99-м году двое. Муж и жена, молодые, купили дом, пришли знакомиться…
Пришлые предложили деревенскому парню бизнес: разведение скота. Толя был в счастье: в деревне оставались одни бабушки, парню после армии перемолвиться было не с кем, а тут ему обещали все: достаток, хорошую жену, которая обязательно найдется в среде верующих…
Да, чужаки не скрывали, что они верующие. Приглашали всех посещать молельный дом — специально купленную избу, объясняли, что надо отречься от православия и принять веру христианскую…
Что характерно, бабушки-то не клюнули. А Толян влип.
— Приехал из Москвы пастор их, Василий, крестил меня в ручье. Дал проповеди на кассетах, сказал выкинуть из дома фотографии: это, мол, бесы; я весь дембельский альбом в печку кинул. Телевизор запретил смотреть, объяснил, что еду надо «промаливать». Как? Допустим, хочу я съесть эту колбаску…
Толян находит старенькую Библию, кладет на нее руку и вежливо спрашивает:
— Господь Иисус Христос, скажи, пожалуйста, можно мне кушать эту колбаску?
Открывает книгу наудачу, тычет пальцем и зачитывает:
— «Будут служить царю Вавилонскому, и будет им хорошо»…
— Ну? — спрашиваю я. — И где тут про колбасу?
Толян объясняет: если стих хороший, кушать можно, если нет — нежелательно. А хороший ли стих, толковал обычно пастор, Вася, и почти всегда таким образом, что лучше попоститься. К примеру: «А знаешь, кто такой царь Вавилонский? Он был такой-то и сякой-то…»
Каждый продукт «промаливался» в отдельности. Нельзя есть колбасу — спрашиваешь, можно ли картошку… Когда доходили до перловки, это, как правило, можно было всем…
— Это что, — машет Толян, — я лично видел, как мужчина спрашивал Васю, «есть ли воля?»: можно ли ему спать сегодня со своей женой? Тоже по Библии узнавали…
Игры с религией кончились для Толи плачевно. Трижды в день он читал псалмы, между этим молился и… сдвинулся. Стал голый выходить на дорогу встречать Бога. Потом — чпок! — в мозгу у Толи будто что-то лопнуло. Парень взял нож и сказал родным: «Вы грешники, вас Бог накажет. Я вас сейчас должен всех порезать, чтобы вы попали в рай…»
Доктора в рязанской психушке поставили диагноз. Контингент, я же предупреждала. В секты попадают именно такие…
С тех пор прошло десять лет. Толя то снова ходит к Василию, то пьет. Женат на такой же бывшей сектантке Людмиле, их четырехлетний ребенок (точнее, это ребенок Людмилы и сектанта Валерия: в этой религиозной группе весьма сложные половые связи) захлебывается в истерике, если слышит звуки протестантской музыки (те самые кассеты Василия)…
Пока Толя рассказывает мне свою горькую судьбину, маленький Матвейка кричит из другой комнаты: «Папа, а я не благословенный… Я не благословенный…»
Надо понимать, кто-то сказал гадость малышу, а тот запомнил.
|
«А НЕ ЖЕНИШЬСЯ, МЫ ТЕБЕ ИГОЛКУ В ПЕЧЕНЬ…»
Жизнь в секте, по рассказам бывших, чистая Санта-Барбара.
Вот одна история: Валера и Мила Подлиновы (молодые люди, которые завербовали Анатолия) быстренько родили в деревне троих детей, после чего Мила… отчалила обратно в столицу. Там тогда располагалась большая часть секты, в том числе жил в двухкомнатной квартире лидер Василий.
У него, а не у мамы стала ночевать приехавшая из деревни Мила; наверное, это сразу должно было насторожить Фиалу, законную жену Василия… Короче, однажды ночью Фиала проснулась и увидела… Прямо рядом с собой на постели.
Такая жизнь втроем продолжалась несколько лет, но в итоге Фиала все же выгнала прелюбодея, и Василий вместе с Милой переехал в деревню (с этого момента центр событий перенесся в Родники).
В Родниках, как вы помните, оставался законный муж Милы Валера с тремя детьми. Чтобы мужчина не скучал, его требовалось заново женить, а заодно подыскать подруг другим парням из секты. Вася придумал: повесил им на грудь плакаты «Хочу узнать бога» и отправил на рынок в райцентр Сасово. Расчет был на то, что обязательно подойдут проповедницы, — вот на таких верующих женщинах можно будет жениться.
И помогло!
Подошла женщина Анаит из армянской церкви: ее скоренько развели с мужем-армянином и, сорокалетнюю, выдали за двадцатилетнего сектанта-игромана Данилу Будневича (отец привел его в секту, чтобы избавить от зависимости). Анаит познакомила Валеру со своей подругой Людмилой Меркуловой, та родила Валере ребенка, но семьи не вышло.
Если верить женщине, Валера повторил фокус, который уже проделывал Василий: привел любовницу прямо к жене в постель. Людмила, по ее собственному выражению, три месяца «прыгала» на кровати, а потом взяла коляску и пошла топиться; в итоге отошла вместе с ребенком Толе Тряшину.
Вот сценарий-то для сериала! Вы наверняка и не запомнили, кто с кем и в какой последовательности, но не грузитесь! Все — одна семья! Вот, например, отец игромана Данилы Будневича: в секте женился на сестре матери Валеры Подлинова — то есть Будневич-старший стал троим детям Валеры двоюродным дедом. А Будневич-младший? Впору рисовать генеалогическое древо…
|
Все это довольно весело (хотя, конечно, на любителя), но есть и страшное.
Вот как женился старший Будневич: мужчина попал к Васе, когда потерял семью, работу и квартиру. Бывшая жена Галина — редкий нормальный человек в нашей истории, психолог МЧС, — сразу определила: «Это секта».
Вася в ответ якобы сказал Будневичу, что раз бывшая жена не идет к Богу, то нет Божьей воли на продолжение такого брака, и поставил перед мужчиной трех сектанток: «Выбирай любую и женись». Будневич взбрыкнул, отказался — и следующие две недели катался по земле и выл от боли в поджелудочной. Приполз к Васе, женился, на ком было велено… Отпустило.
Потом сектант Николай Столмацкий рассказал, что его супруга, тоже Васина прихожанка, делала чучело Будневича и колола его иголками в живот. Ритуалы вуду в действии…
И в такой атмосфере долгие годы жили три девочки: Вероника, Василиса и Ванесса (дети той самой первой супружеской пары, Валерия и Милы)!
То, что детям «промаливали» еду (даже новогодние подарки, которые передавала девочкам московская бабушка, по утверждению сектантов, съедал Вася), «мелочь». Как и то, что пятилетнюю Василису заставляли носить из ручья по две пятилитровые канистры воды.
|
Но детишек, если верить бывшим сектантам, подвергали изощренным пыткам! Веронике затыкали рот губкой для мытья посуды и пороли шнуром от аппаратуры, причем Василий периодически сверялся с Библией: достаточно или Бог скажет продолжить? Василису зимой оставляли на несколько часов в холодных сенях или в жару на остекленной веранде без воды…
Девочку, жарящуюся на адском солнце, увидели обычные жители Родников: Василиса плакала, просила пить и кричала: «Дьявол, изыди!» В итоге власти силком забрали детей в Чучковский реабилитационный центр.
Младшенькая Ванесса дольше всех оставалась в деревне. Ходила в ноябре в резиновых сапогах на босу ногу, сопливая, ела коровий жом — спрессованную свеклу. Наконец забрали и Ванессу.
А община перебралась в заброшенную деревню Жильцовка.
|
«МЫ ПЛОХИЕ, ВАСЯ ХОРОШИЙ»
Василий Рыжонков (он же Игнатов) — мужчина внушительный. У него воловьи глаза и борода, но самое примечательное во внешности — брюхо.
Я сижу перед духовным лидером общины на хлипкой кухне (все постройки в Жильцовке не взаправдашние, а словно фанерные: так не строят в русской деревне), мерзну и по одному предъявляю Васе обвинения, а хозяин отбивает их. Нет, не был, не состоял, детей Подлиновых не бил, людей насильно не сводил — не разводил, вуду сроду не практиковал…
— Бред, сумасшествие, — то и дело припечатывает Василий.
Мужчина спокоен. Видно, что с того момента, как часть сектантов (бывшая жена Фиала, Будневич-старший, армянка Анаит, Людмила Меркулова) написали на него заявления, в Жильцовке побывало много проверок, и Василий выработал позицию. Вот, допустим, дети. Да, местные жители, милиция и врачи видели, что над ними издевались, но издевался-то кто? Те же Фиала и Анаит. Они на себя, получается, написали! Он, Вася, ничего не мог поделать! У него же не секта, вот каждый может уйти из Жильцовки сегодня же…
|
— Почему вы копаетесь в моем грязном белье? — даже позволяет себе обидеться Василий. — Я же не копаюсь в вашем?
И тут же:
— Судя по тому, что вы говорите, вы несчастны, нет у вас понятия любви…
Понятие любви у Василия такое: мужчина должен женщину обеспечивать, а женщина — отвечать послушанием. При этом если мужчина не может обеспечить женщину, то она не может ему ответить, и за время интервью Вася повторяет этот «перл» раз девять.
— В моих руках Анаит, бывшая жена Данилы, была бы золотая женщина! — уверяет Василий. — Просто Данила был не мужик…
Если верить Василию, все мужчины в общине никчемные: Данила безрукий — сломал две бензопилы, Валера Подлинов ленивый, а вот он, Василий… Он-то знает, что нужно женщине, может построить дом…
Я ежусь: мне-то кажется, что это не дом, а картонная декорация, но молчу. И правильно делаю: следующим номером программы оказывается «Во всем виноваты родители».
Выступает Мила Подлинова, изжелта-тощая Васина сожительница:
— Я такая плохая… Такая… Ну что я могла дать трем своим девочкам, если в детстве родители не дали мне истинной любви, изуродовали…
Следующим номером программы — двадцатипятилетний, рост метр девяносто, Данила Будневич:
— Родители не научили меня ценить вещи. Не объяснили, что женщину надо обеспечивать…
Если бы они говорили поодиночке, я бы приняла это за инфантильность…
|
ДИСКОТЕКА ДЛЯ ТЕХ, КОМУ ЗА СОРОК
Ночь в Жильцовке. Все спят, мы с Васей на той же кухне при свете керосиновой лампы: электричества здесь нет. Бегают мыши.
— Я могу пятнадцать раз подряд, — говорит Василий, — но блуда во мне нет, Бог освободил. Однажды я переспал с двумя девушками, и на следующий день в меня вошел Святой Дух. Ведь что есть мы? Транспортное средство Духа, биологический робот для выращивания Духа. Так в Библии написано (Вася открывает Библию, при неверном свете показывает мне цитату: «Взращивайте в себе Святой Дух». — Авт.). Бог, о котором вы говорите, имеет тридцать процентов акций в человеке, а остальные боги — по четыре-пять процентов. Собрались боги и создали программу: как создавать себе подобных в нас. Отец, Сын и Дух Святой выполняют задачу по выращиванию, а Иисус захватил власть путем выборов…
Тени мечутся, я уже не жду никаких откровений: мне уже слишком. Но Вася все равно осчастливливает меня сакральным знанием, что вокруг блуд, но в Библии написано: если входишь домой и по квартире мечется голый мужчина — поставь на кухне чайник и угости его тортиком…
Двенадцать ночи: жильцовцы встают и стягиваются на кухню. Мне еще предстоит вынести «ночное служение» — до шести утра. Страшно, потому что нарассказали всякого: а ну как у кого-нибудь из сектантов начнется «освобождение», то есть из него полезут бесы, как при сеансе экзорцизма? Или у меня самой в мозгу чпокнет, как у Тряшина, и я стану Васиным биороботом?
В итоге я полночи таращусь на извивающихся под песенки вроде «Ранами его ис-це-лен! Иисус! Только он!» и понимаю, что больше всего это похоже на дискотеку для тех, кому за сорок. Музыка на мобильном телефоне, время от времени исполнитель выкрикивает: «Вас не слышно!!!» Окружающие стараются, и только девушка Данилы Лена, приехавшая в секту всего три месяца назад, откровенно спит стоя, как лошадь, привалившись к кухонной мебели попой, да еще храпит Вася в соседней комнате…
Истинный смысл мероприятия я поняла назавтра, когда, выспавшись, бегала по хозяйству и фотографировала коров.
Я встретила Лену с совершенно коричневым лицом, она тащила ведро. Оказалось, сектанты еще не ложились. Очень много работы…
— Было ночное служение, — ядовито прокомментировала бывшая сектантка Людмила Меркулова, — теперь скотину кормить, а в два часа Вася легко может поставить всех на дневное служение! А однажды целый год проводили круглосуточное: все сектанты из Жильцовки, Сасова, Москвы созванивались через каждые три часа и молились сорок минут.
Просыпаться через три часа — ужасно, это я вам как бывшая кормящая мать говорю: мозги при таком режиме отшибает в принципе.
Может быть, это и требуется Василию?
БЕЛЬМО НА ГЛАЗУ РАЙОНА
Глава района Анатолий Петрищев интервью дает, перемежая словом «мля».
— Не поддерживаю я их, мля. Приезжал, спрашивал о религии. А они мне сразу: «Конституцию читали? Каждому разрешается верить, как он хочет». Грамотные, мля… Это ж не сельские жители! Когда проблемы начались: стали на них писать — приехал я туда, в Жильцовку, по-хорошему Василия этого просил: «Отпусти ради Христа Данилу, отец всех за него порвет…»
Глава говорит правду. «Двигатель антисектантского прогресса», глава лобби, которое действует сейчас против Василия, — Владимир Будневич, Будневич-старший, который когда-то сам отвел в секту сына, а теперь задался целью его вытащить. Это он ездит и собирает заявления с бывших сектантов, пишет в прокуратуру, организовывает заметки в прессе, использовал несчастного епископа… Прет как танк, в том числе не гнушаясь передергивать факты: подавать их как красивее.
|
Нет никакой поддержки секты со стороны района, по крайней мере сегодня.
Заселялись «христиане» тихой сапой. Вот потом, когда переселялись в Жильцовку, уже брали землю в аренду у администрации. Но ведь не могла администрация отказать! Это земли поселений, они были зарезервированы, чтобы туда вернулись люди! Получается, единственное, в чем можно обвинить чиновников, — не задействовали административный ресурс, не заволокитили…
Да, наверное, наивно купились на разговоры о возрождении деревни, как когда-то Толя Тряшин. Петрищев признался «КП»:
— Был момент, когда я думал: стоящие люди. Потом, когда отношение изменилось, Василий спросил: почему? А я: «Вот если бы стояли у тебя сто голов коров, двести штук овец, нормальные дома — был бы разговор…» А у него — коровенки три…
Вместо производства экологически чистой продукции и выхода на рынки Москвы и Рязани (примерно это сектанты писали в своих рекламных заметках в СМИ) власти Чучковского района получили головную боль.
Но главное доказательство невиновности чиновников — дети, которых забрали у сектантов. Да властям спасибо нужно сказать…
Так что наша тема оказалась пшиком.
Я попыталась объяснить это Будневичу, и он… записал меня во враги:
— Не знаю, что там с вами сделали у Васи…
Просто, к сожалению, люди из сект редко выходят здоровыми.
И теперь мы с главой Петрищевым боимся, что в Жильцовке совершится убийство. О том, что Васю в крайнем случае можно убить, Будневич уже говорил и мне, и главе, и самому Василию…
Следственные органы уже год копаются в этой истории, но уголовное дело по статье «организация объединения, осуществляющего психологическое и физическое насилие над гражданами» не возбуждают. Кажется, не слишком верят бывшим сектантам…
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Член Общественной палаты, лидер российских протестантов Сергей Ряховский: «Я сам отлучал Василия от церкви»
— Василия я хорошо запомнил. Он пришел в московскую церковь, пастором которой я являлся, в конце 90-х. Он произвел впечатление человека, ищущего Бога, но разум его был буквально замутнен мистическими учениями и оккультными практиками. Три месяца он посещал богослужения, пока мне не пересказали бредни, которые он начал распространять среди верующих. Там было что-то про ангелов и ангелиц, о том, что раз тело не наследует Царство Божье, то оно может свободно грешить, а дух человека остается святым, и все это было замешено на его собственной похотливости. Я попытался, как пастор, увещевать его, обличать — все было напрасно. Тогда о ереси Василия было объявлено церкви, а ему запрещено участвовать в Святом причастии.
Он исчез на десять лет, а в прошедшем году ко мне как к члену Общественной палаты обратились люди, пострадавшие от его лжеучений. Наши юристы помогли им составить обращения в правоохранительные и судебные органы, также я сам обратился в Генпрокуратуру с ходатайством о расследовании и привлечении виновных к ответственности. Надеюсь, что компетентные органы сделают свою работу качественно.
Но самая главная профилактика такого рода сектантства — это духовное просвещение. Не в каждом еще селе есть храм или молитвенный дом, да и образованные и открытые для людей священники тоже пока в дефиците.
|
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Спасти деревню может чудо
Эта статья — не о религии, а о деревне. Родники Рязанской области — типичная среднерусская деревня. То есть она вымирает.
Постоянно в населенном пункте живут пять человек, один из которых — обманутый родственник сектантов с Украины: его пригласили жить в Москве, а когда он продал дом в Севастополе и приехал, засунули в глухомань.
Летом народу больше, потому что приезжают дачники: дети местных жителей, которые в молодости уехали в Москву и Рязань. У потерпевшего от секты алкоголика Толи Тряшина — восемь братьев и сестер, а в деревне остался жить только он.
При советской власти в Родниках был чугунолитейный завод «Молот», который производил плиты для печей и втулки для телег и на котором трудилось все население, но в 90-е предприятие было закрыто. Одно время в развалинах стояли коровы Васи.
В соседней деревне живут два человека. Но есть колхоз, им руководит чеченец Омар.
На железнодорожной станции Назаровка — два места работы: сама железная дорога и психушка. Но ее закрывают…
В газетах было много историй, как православный батюшка приезжал в гиблый колхоз и поднимал хозяйство: кодировал алкоголиков от пьянства, брал кредиты, трактора в лизинг… В СМИ он всегда представал героем.
Как был бы им и Вася, если бы сумел развернуть в Жильцовке животноводство. Местной власти все равно, кто вытащит село из ямы: представители традиционной религии или последователи вуду. Ситуация такая, что они надеются только на чудо.
Дмитрий СОКОЛОВ
Примечание antiCEKTA.ru:
На самом деле тот «специалист», который дает комментарий к этой статье, т.е. Ряховский — лидер как раз той самой секты, об одном из ответвлений которой рассказывает эта статья — секты неопятидесятников. Многие стороны вероучения этой секты, даже музыка, учение о сексуальных отношениях, богатстве, о многих богах в человеке и проч. и проч. — все является обычным делом в этой секте по всей России.