Поводом для размещения нижеследующей информации послужили следующие события.
1) У меня есть знакомая семья. Воцерковились давно. Помню, как «на моих глазах», вся семья (муж, жена, взрослые дети) начали ходить в храм, регулярно исповедоваться и причащаться. Помню, как однажды моя знакомая с радостью мне сообщила: «наконец-то мы сделали все: отпели родителей и родных, освятили свои квартиры, повенчались с мужем». (Я держала венец над головой своей знакомой). Другом семьи стал священник, который их венчал. Прошло несколько лет. Через знакомого прихожанина мы передавали друг другу поклоны. Узнавала, что члены семьи стали болеть – то дети, то внуки, то сами мои знакомые.
И вот я узнаю, что вся семья увлеклась книгами В. Синельникова. Повод – болезни всех членов семьи. Ответы (почему и для чего?) стали искать не в Церкви, а, казалось, нашли в этих книгах.
2) А совсем недавно, мне рассказали, что в одной паломнической поездке выделялась группа женщин (кстати, как оказалось, сотрудниц одного новосибирского храма), которые как-то сторонились других паломников. В автобусе, во время поездки, в руках у них были замечены книги В.Синельникова.
У меня вопросы к тем православным людям, которые считают себя воцерковленными (поскольку ходят в храм по нескольку лет, регулярно участвуют в Таинствах, а тут еще и работают в храме?):
1) зачем покупать книги о вере и Боге не в храме, а в книжном магазине; может ли православный христианин обращаться за помощью к оккультным докторам?
2) почему не отставить в сторону книгу, купленную не в храме, а в книжном магазине, где начинают учить, как верить в Бога и т.п., и не спросить священников своего храма, что это за книга, а учение автора не противоречит ли Православию? Понятно, что болеть не хочется, терпеть болезнь – трудная задача, и часто врачи не помогают, а иногда сами отсылают лечиться к «нетрадиционным» лекарям;
3) не настораживает ли людей, называющих себя православными и читающих книги В.Синельникова, тот факт, что автор пишет о себе сам (в книге «Возлюби болезнь свою»), что «сильное воздействие» на него оказали «книги о нейролингвистическому программированию (!) и эриксонианском гипнозе (!)», книги «Л. Хей (культ позитивного мышления),…С. Лазарева (оккультист), В. Жикаренцева (оккультист),…К. Кастанеды (культ, примыкающий к сатанистам); книгипо дзен-буддизму (!), суфизму (!), йоге (!), даосизму (!)». Также в его книгах упоминается имя Владимира Мэгре (создателя оккультной секты «Анастасии»). («Оккультизм имеет множество масок: эзотеризм, агни-йога, антропософия, теософия, каббала, магия и т.д. Но его суть не меняется от названия, потому что в нем все так же звучит древний призыв дьявола к человеку: преступи заповедь Божию и стань богом без Бога»)1;
4) и как должен православный человек относиться к «настроям-медитациям» В.Синельникова? Неужели православному человеку надо объяснять, чем медитация (состояние «не ума») отличается от православной молитвы (разговора с Богом)?
5) неужели так уж необходимы для православного человека наличие экспертиз религиоведов и сектоведов на плодящиеся, как грибы после дождя, оккультные учения различных синельниковых-норбековых-коноваловых-свияшей-пиуновых-и прочих …
Л.П.Сухоруких,
сотрудник Информационно-консультационного центра
по вопросам сектантства при соборе во имя св. Александра Невского
На вопросы о книгах В.Синельникова отвечают:
1) Максим Степаненко, руководитель Миссионерского отдела Томской епархии Русской Православной Церкви:
«Нас давно интересует “творчество” и деятельность Валерия Синельникова, и сейчас проводим исследование по его секте. Если кратко. Секта Валерия Синельникова – это ньюэджевская, оккультная и неоязыческая секта. Валерий Синельников – закостенелый неоязычник, и уже поэтому он антихристианин. Он и Христа воспринимает как одного из учителей и пророков, но не как Сына Божия, Спасителя, Вторую Ипостась Триединого Бога. Хотя Синельников открыто не выступает против христианства (и понятно, скольких клиентов можно решиться, да и он не дурак ссориться с РПЦ), Православие и синельниковщина не совместимы.
У Синельникова, надо признать, немало вполне здравых идей, под многими могу сказать “Аминь”, но в десять раз больше собственного оккультно-неоязыческих бредней. Например, у Синельникова извращенное понимание Бога, семьи и т.п. Излечиваясь от болезней, человек со временем губит свою душу, превращаясь в неоязычника, фактически отрекаясь от Христа».
2) священники:
http://ask.pravmir.ru/cgi-bin/faq/smartfaq.cgi?cat= 1125057798#1159043180 – «Православие и Мир»
священник Михаил Самохин:
… Опасность писаний Валерия Синельникова и других представителей школы «позитивной психологии» (Л.Хей, Н. Правдиной и др.) в том, что они как обезболивающие лекарства заглушают с помощью внушения духовные проблемы, не исцеляя их причин, кроющихся в грехах. Вместо спасения души человек возвеличивает свою гордость. Проблемы не решаются, а загоняются вглубь души, что затем оборачивается новыми совершенно неожиданными проблемами. Так что вряд ли они могут быть духовно полезными православному христианину.
http://www.oepress.ru/zdes_vyi_mozhete_zadat_svoy_vopros/5.html – Оренбургская и Бузулукская епархия-
Отвечает иерей Сергий Клименко: Отношение РПЦ к книгам господина Синельникова крайне отрицательное, ввиду пропагандируемого в них антихристианского учения и «способов» исцеления. Посмотрите подробности на сайте http://www.ap-pavel.ru/stat/sinelnikov.php. (Церковь святого ап. Павла при Мариинской больнице), там прекрасная статья свящ. Иакова Амбарцумова по этому поводу.
http://www.ap-pavel.ru/stat/ sinelnikov.php
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛАПРИ МАРИИНСКОЙ БОЛЬНИЦЕ (г. С-Петербург)
Священник Иаков Амбарцумов:
По поводу книг современного врача-психолога Валерия Синельникова
Вместо вступления. На этом сайте http :// w ww. Ap – pavel. Ru / я отвечаю на вопросы как священник, чтобы помочь посетителям сайта узнать православное мнение о тех или иных жизненных вопросах. Ко мне часто обращалась р. Б. Татьяна, в частности, она поинтересовалась у меня по поводу книги В. Синельникова. Она явно была рада ее прочесть и хотела знать мое мнение. Я отыскал в интернете этого автора и его книги и начал их читать. Вот мои первые впечатления. По книге «Прививка от стресса»: (Все цитаты в данной статье будут взяты из печатного издания книги: В. Синельников. Прививка от стресса. Как стать хозяином своей жизни. Москва, ЗАО Центрполиграф, 2008 г.)
По моему личному мнению, Валерий Синельников, занявшийся психологией, кроме своей врачебной деятельности, в духовном плане не является церковным или глубоковерующим человеком, поскольку не совсем осознает догматы веры. Он не против Библии, даже веры в Бога, но, не зная в подлинности Православия, он очень легко отвергает основные взгляды святоотеческого богословия о Боге и человеке, строя свою модель человеческой жизни. Какой же христианин будет отрицать важность работы над собой, необходимость ответственности за свою жизнь и за жизнь других людей? Кто из людей мыслящих будет против евангельского принципа любви и милосердия к близким людям? Я думаю более того, что неискушенный человек даже не заметит в этой книге ничего плохого. Он будет встречать слова: Библия, имя Христа, даже некоторые заповеди. Я сам лично, прочитав начальные строки, был под хорошим впечатлением, даже думал: «ну чего мне здесь рассуждать? Человек помог стольким людям, учит их добру, дает радость жизни!». Но чем более я читал книгу, тем сильнее мне хотелось сопоставить ее с христианством, даже с самых ее первых строк.
Доктор пишет: «На протяжении тысячелетий все религии мира призывали к любви и милосердию» (стр.11).
Это утверждение логически неверно «по объему». Есть боги и религии, прямо скажем, кровожадные. Никакой речи о любви и милосердии у них нет. Так, индийская богиня Кали, увешанная человеческими кровавыми черепами, меньше всего говорит о милосердии. Наше русское язычество, до крещения Руси князем Владимиром в 988 г., допускала человеческие жертвы.
Доктор пишет: «Ученые и философы пытались постичь суть бытия, познать истину. Но с тех пор в мире мало что изменилось» (стр.11).
Долго думая о том, как мне охарактеризовать данное учение, я увидел один конкретный комментарий на мою статью. Пишет христианка Наталия:
Я некоторое время была увлечена (более, чем надо было бы) сочинениями Синельникова. Однако меня всегда что-то очень смущало. На всех его книжках на обложке изображен автор собственной персоной в очень знакомом образе: светлые одежды, добрые глаза, длинные волосы и борода – аналогия очевидна. Видимо это самолюбование (суть гордость) и смущали. Самое плохое, что после знакомства с этими сочинениями моя подруга, которая и способствовала тому, чтобы я пришла к Богу, произнесла страшную фразу: «Оказывается, мир и любовь – совсем не такие, как написано в Библии». После этого она стала отдаляться от Церкви. Надо признаться, к сожалению и я от нее отошла. В этом мой грех, но эти книги сыграли немаловажную роль. Не смотря на внешнюю «хорошесть» и «правильность», вред их для меня очевиден.
Эти слова навели меня на очень простые размышления. Я вдруг начал понимать, что сущность и неправомерность данного учения для христиан заключается в самых начальных утверждениях.
«Ученые и философы пытались постичь суть бытия, познать истину» (стр.11), но любое познание истины дает лишь ее какую-то часть.
Нельзя согласиться с тем, что все религии учат любви и милосердию, но можно согласиться с утверждением, что в любой религии, как и в учении В. Синельникова, содержится часть истины. Но если мы действительно принимаем Евангелие, если мы верим во Христа Сына Божьего, то вопрос об истине для нас очевиден. Человечество исторически пытается познать умом истину, но не может ее до конца увидеть и почувствовать. Истина – это не система умозрительных тезисов – истина заключена в Боге и явилась к нам телесно.
«Слово стало Плотью, и обитало с нами, полное Благодати и Истины» (Ев. От Иоанна 1,14).
Истина полностью обитает только в Боге и только Господь нам может ее показать и передать.
Можно задать вопрос: – Как же нам понять всю истину о человеческой жизни?
Ответ: Посмотри на жизнь Христа, на Его отношения к людям. На его учение – вы увидите истину о человеке во всей ее полноте.
Но можно сказать: – Как же мы можем увидеть Христа до конца почувствовать Его, ведь мы не являемся Его современниками?
Ответ: Господь наш Иисус Христос непрестанно находится в созданной им Церкви. Это живое присутствие Христа отображается в жизни тех, кого мы называем святыми. Среди святых православной церкви есть чин святости «преподобный» – в русском понимании этого слова «подобный в высшей степени». Преподобные отцы в своей жизни на протяжении веков, вплоть и до наших дней явили своею жизнью Христа. С какой любовью и радостью мы читаем жития святых древних и современных. Преподобные отцы Оптинские, преп. Серафим Саровский, преп. Сергий Радонежский – как их кроткий и любящий взор проникает в наше христианское сердце. Какой тихий и мирный характер этих духовных старцев, которые являют для нас Самого Живого Христа. Даже и в наше время мы могли видеть в лице духовных и опытных священников частичку того света Правды и Истины, который изливается из лика Христова.
На первых порах духовной жизни можно принимать разные советы, но лукавство некоторых современных учителей могут увести нас от Истины, то есть от Бога.
Теперь опять обратимся к учению В. Синельникова.
Свою модель жизни человеческого сознания он вначале называет «Библейской», поскольку открытые им законы «стары как этот мир», а потом вполне правильно называет свою конструкцию человеческой мыслительной деятельности «Хозяин (Волшебник)» (стр.15).
Доктор пишет:
«Мы сами создаем окружающий мир: делаем, творим его своими мыслями, эмоциями, поведением. Из всего многообразия бесконечности мы выделяем для себя определенные границы, в рамках которых, можем чувствовать себя более или менее спокойно и комфортно. Мы живем не в самой реальности, а в ее модели. Между самой реальностью и нашей моделью мира существует огромная разница. И это очевидно». (стр. 19).
Любая ересь или неправда всегда начинается одинаково. В начале дается вполне правильная посылка: человек сам строит свою жизнь (вполне согласен-свящ. Иаков).
1) От того, как он представляет себе мир и его законы, настолько человек живет счастливо или несчастливо. (Вполне согласен-свящ.Иаков).
2) Далее мы встречаем такую простую идею тирании и жертвенности жизни почти всякого человека (передаю своими словами). Наш мир как театр, все люди разучили свои роли и стараются жить по ним. Причем, не то что бы стараются, а плывут по течению, живут по тем законам, по которым им представляется жизнь в обществе. Эти законы таковы, что человек является либо жертвой насилия со стороны людей, либо сам является тираном. В том или другом случае человек страдает. Тирания не может нас спасти, поскольку по физическим законам на любое действие следует такое же противодействие. Чем больше мы боремся с тиранией, тем более она на нас давит.
Доктор пишет:
«С помощью массового гипноза (и в первую очередь с помощью науки, образования и религии) в наше подсознание с детства внедряются определенные постулаты и правила. И до сих пор мы живем по этим правилам, боясь отступить от них» (стр.16).
«А вот некоторые древние цивилизации использовали другую модель для жизни и развития. И создали то, что недоступно нам сейчас с нашим развитием науки и техники. Мы кичимся тем, что живем в цивилизованном мире. Но так ли это?
Но все же пальму первенства в построении модели «Жертва-Тиран» нужно отдать религии.
Именно с помощью религии с детства внушают, что человек раб Божий, что он греховен и порочен по сути своей. А наука и образование формируют особую философскую концепцию, согласно которой человек мал и ничтожен, он лишь пылинка во Вселенной, а потому от него мало что зависит, а точнее – человек зависит от окружающего мира» (стр.16).
Вот здесь уже к правде о том, что человек совсем неправильно представляет себе окружающий мир, примешивается доля собственного учения, противоречащего истине христианства:
«Именно с помощью религии с детства внушают, что человек раб Божий, что он греховен и порочен по сути своей» (стр.16)
Только христианство, в отличие от индуизма и других восточных религий, говорит об изначальной порочности человека. В богословской науке такая «порочность по сути своей» именуется первородным грехом.
– Что под этим понимается?
Христианство очень твердо утверждает, что человек изначально грешен, от Первых людей это греховное состояние распространяется на все человечество.
В чем же порочность наша?
В нас с детства постепенно начинают распространяться духовные болезни – страсти. У кого в меньшей степени, у кого быстрее. По православному представлению, чем меньше у человека страстей – тем он более счастлив. И наоборот, чем больше человек имеет греховных привычек, тем он более связан своими страстями и менее радостен. Христианство имеет 2000-летний опыт борьбы со страстями. И здесь нельзя обманываться. Самому человеку без помощи Божьей нельзя избавиться от страстей. Но конечно можно на время закрыть глаза, можно так себя натренировать, что бы страсти стали незаметны, а мы бы стали вроде автоматов. Христианские святые – пример людей, победивших страсти. Почитайте жития святых и изумитесь их жизни и духовной свободе.
Минуя страсти или леча какую-нибудь одну страсть, нельзя добиться настоящей радости. Эта очень простая арифметика.
Преп. Паисий Величковский говорит, что если мы хотя бы одну страсть оставим в своем сердце, то мы не сможем стяжать настоящей веры и любви. Есть семь главных страстей: самолюбие, сребролюбие, гордость, тщеславие, злопамятность, осуждение, самомнение, уныние, как итог любой страсти. Если кто имеет хоть одну из этих страстей, то если бы даже и кровь пролил за Христа – не может такой человек духовно преуспеть, – то есть достичь настоящей любви, хорошей жизни. (преп. Паисий Величковский. Крины сельные. Слово 16 о страстях и пагубных пороках).
Тирания к ближним – это тоже страсть. В. Синельников пытается ее искоренить психологическими приемами, но без помощи Божьей, без благодати Божьей это невозможно. Это утверждается не мной, не моими близкими, а более 2000 опытом духовной жизни православных христиан.
Далее доктор говорит еще об одном своем нововведении, которое противоречит христианству.
«Нет энергии положительной или отрицательной. Нет хороших или плохих людей. Есть просто энергия и сила».
Это очень последовательное отрицание существования в мире зла и, в конце концов, Самого Бога. Если мы отрицаем Бога, то мы и не верим в бесов, падших ангелов. Вспоминается эпизод из книги Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Отец Федор Павлович Карамазов дважды спрашивает своего неверующего сына Ивана: «Бог есть?». На что тот отвечает: «Нет, ничего нет!» И тут отец его вдруг спрашивает: «А черт есть? – И черта нет!» – отвечает Иван.
Мне один «православный христианин» Владимир пенял, что я, мол, похож на инквизитора, я, мол, не принимаю точку зрения В. Синельникова из-за ее необычности. Но речь здесь идет не о новых каких-то взглядах. Многие постулаты В. Синельникова не только не новы, но прямо отрицают христианское учение, содержащееся в Евангелии. Я удивляюсь, что люди могут называть себя христианами и отрицать Евангельские истины.
Как мне один «православный христианин» сказал, почитав данную статью: «А зло вообще-то есть?». Что ему на это ответить?! Если нам чуждо Евангелие, как мы можем исповедовать Православие. Если в Евангелии говориться, что дьявол, как лев рыкающий ходит и смотрит, кого бы соблазнить(1 Пет.5,8). Если св. ап. Павел ясно говорит, что наша духовная брань не против крови и плоти (то есть – не против физических врагов, против духов злобы поднебесных (то есть – врагов духовных) (Еф.6,12) , – как же я могу сомневаться в существовании бесов?
Подобное поверхностное знание Священного Писания было распространено среди интеллигенции в России.
Так, например, в XIX веке среди русской нецерковной интеллигенции бытовало мнение, что дьявола не существует. Очень хорошо это показано в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Атеизм сам по себе – очень древнее понятие. Еще в псалмах Давида говориться: «Сказал безумец в сердце своем – нет Бога!» (Пс.13,1).
В Синельников высказывает взгляды не новые, которые, мол, еще не открыты наукой, но взгляды, давно исследованные до него, которые мы именуем еретическими. Поэтому не стоит меня называть «инквизитором». Неужели исповедание православия сродни инквизиции?
Принцип изложения мыслей доктора Синельникова очень напоминает Библейский сюжет.
«Подлинно ли Бог сказал: не вкушать ни от какого дерева в Раю? – спросил змей у Евы.
– Нет, сказала она, – плоды с деревьев можем мы есть, но плоды с дерева познания Добра и Зла мы не можем есть. Поскольку в день, в который мы вкусим эти плоды, мы умрем!
– НЕТ! Не умрете, сказал змей, но станете как Боги!» (Библия,2 глава).
Любое заблуждение начинается именно со лжи, когда мы, зная истину, но имея сильное желание что-то совершить, лжем себе, или сознательно или бессознательно.
Христианство не против истины и, тем более, – духовной работы над собой. Ведь вся сущность христианства – стараться приблизиться к Истине – Богу и очистить свою душу от страстей, исправить свои греховные желания. В этом и счастье человека. Не может человек, имеющий греховные страсти, быть счастливым.
Воля – очень важный элемент нашего сознания в христианской жизни. Но ее необходимо направить в правильное русло, а не на пользу духовного заблуждения. Не имея воли исправить грехи, мы не получим помощи Благодати Божьей. Только сознательное участие в Таинствах Церкви дает человеку очищение и спасение.
Задача христианина не физически выжить, а приобрести духовные качества или опору в своей жизни. Пока мы имеем физическое здоровье, мы можем приобретать духовные знания: терпение, мудрость, любовь к ближним, способность переносить испытания и прочее. Чем более человек стареет, и становится физически слаб, тем более ему помогают духовные опоры.
Бывая часто в больнице, я очень замечаю разницу между больными верующими людьми и неверующими, которые чаще жалуются, не имеют терпения, унывают. Не все конечно, но, как правило – многие. Однажды в реанимации одна прихожанка нашей церкви, находясь в очень тяжелом состоянии, попыталась мне улыбнуться, но так и не смогла это сделать. Рядом же лежал молодой парень, физически намного крепче, он мог говорить и двигаться, но он внешне выглядел намного более страдальчески, чем православная старушка, о которой я вспоминаю.
У настоящих христиан бывает так: тело все умирает, а дух укрепляется, и в то момент, когда мы умираем, мы вполне готовы (прости меня, Господи, за эту не вполне правильную модель) прейти жить в вечность, где уже очень трудно, и практически невозможно меняться.
Страстный человек, страдая в этой жизни, будет мучиться и в будущей. Ничего физического умерший себе позволить не сможет, а ведь будет хотеться!
Все сказанное здесь о православном понимании счастья и пути христианина я очень упростил, но оно более верно, чем сомнительные блага из книги В. Синельникова.
Христианин, это не постоянно улыбающийся медиум, у которого все хорошо. Это тот, кто не только может сострадать своим ближним, делить радость и горе, но также – быть по настоящему живым человеком, идущим путем жизни и истины, а не путем ложных заблуждений. Всякие же психологические приемы, дают хорошее состояние только на время, но натура человека все равно рано или поздно возьмет свое.
Напоследок приведу один случай. Я разговаривал с одним студентом психологического факультета. Он рассказывал о своей учебе.
«Мы, мол, в качестве примеров из жизни использовали в своих работах выдержки из книг Курпатова, он, не смотря на свою моложавость, имеет очень большую практику».
Я сам в прошлом увлекался Курпатовым именно из-за таких примеров. Курпатов, как и Синельников, не верит в Бога. У них чисто языческая концепция мира. Но это не значит, что каждая фраза у них неверная. Они часто говорят вещи, которые можно встретить в Евангелии, в Библии, в житиях святых, но их учение смешано с ложностью их представлений на религию, в частности на христианство. Им бы воцерковиться, стать христианами, представьте себе, какую они бы принесли миру пользу, при своих-то талантах. А еще мой знакомый студент психологического факультета говорил, что сейчас психология в тупике!
P.S.Я уж не говорю о психологических приемах, которые советует делать Cинельников. «Когда кто-то хочет нас использовать или сделать нам что-то плохое»: рассказ про девушку, которая заметила, что на нее глазеет неприятный тип. Она применила технику Синельникова: поблагодарила (кого?), пожелала этому незнакомцу очень хорошую любовь, представила эту воображаемую любящую девицу. Этот незнакомец вдруг срывается с места и быстро уходит». При чтении подобных случаев у меня были четкие аналогии с колдовством. И тут задаешь себе вопрос: а какой же силой это мы добиваемся? Почему это работает? Как-то на Бога не очень похоже.
(в статье многое изменено, поэтому некоторые комментарии немного не соответствуют статье). Свящ. Иаков Амбарцумов
1 Питанов В.Ю. – «Коновалов С.С.: от медицины к оккультизму».