Недавно все лидеры Саентологической церкви в Петербурге, обвиненные в мошенничестве, экстремизме и незаконном предпринимательстве, неожиданно вышли на свободу. Эта история оставила много белых пятен, некоторые из которых мы попытаемся закрасить, ведь «Наша версия» следила за этими уголовными делами с самого начала.
Так называемому духовному лидеру Саентологической церкви Ивану Мацицкому Невский районный суд назначил 6,5 лет в колонии общего режима с запретом заниматься деятельностью в религиозных организациях и общественных объединениях на два года, но наказание сочли отбытым. Мацицкий последние несколько лет провел в СИЗО, где день считается за полтора, и был освобожден в здании суда. Остальные фигуранты получили штрафы – исполнительный директор Галина Шуринова 1,3 миллиона рублей, начальник службы собственной безопасности Анастасия Терентьева 1,2 миллиона, ее заместитель Констанция Есаулкова 600 тысяч рублей,и главбух Сахиб Алиев – миллион рублей. По статье о незаконном предпринимательстве всех фигурантов освободили от наказания – истекли сроки давности. Всех признали виновными по статьям об организации экстремистского сообщества и возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижении человеческого достоинства (ст. 282 и 282.1 УК РФ), а Алиева — еще и по статье об отмывании денег (ст. 174.1 УК РФ).
Получается, по большому счету уголовные дела оказались спущены на тормозах (следствие и прокурор на суде настаивали, что в сообществе «Религиозная группа «Саентологическая церковь города Санкт-Петербурга» унижали адептов), хотя ими занимались оперативники Управления ФСБ по Санкт-Петербургу. Как так получилось?
276 миллионов на четверых
До ответа на вопрос приведем канву событий. В июле 2017 года «Наша версия» писала: «ФСБ задержала, а Невский районный суд Санкт-Петербурга арестовал сроком на два месяца представителей Церкви саентологии Галину Шуринову, Ивана Мацицкого, Анастасию Терентьеву и Сахиба Алиева. Их подозревают в незаконной предпринимательской деятельности, а также в экстремизме, выраженном в возбуждении ненависти и вражды. Почему арестованы именно эти конкретные персоны, должно выясниться в ходе следствия. Пока же известно из конкретики – данные лица подозреваются в том, что в период с 2013 по 2016 гг. они заработали 276 миллионов рублей на предоставлении услуг без регистрации в качестве юридического лица. В ходе масштабного обыска сотрудники ФСБ изъяли в помещениях Церкви саентологии литературу, которая, предположительно, является экстремистской. По отношению к саентологической организации сейчас часто звучит термин «секта», но посмотрим, докажут ли его правоохранители». Сразу скажем, не доказали.
Сейчас уже можно рассказать некоторые подробности, потому что они есть в открытых материалах суда. В Саентологическую церковь Петербурга, офис которой располагался на Бабушкинской улице Невского района, органами ФСБ была внедрена журналистка и культуролог Дарья Варнавская. Она начинала с самых низов, как простой адепт, но за год сумела стать «офицером», «клиром», то есть человеком, который уже получает прибыль со свежих адептов культа Рональда Хаббарда. Дарья, с которой мы общались все это время, рассказывала о подноготной жизни организации – как их учат общаться, выманивая деньги, какие тренинги и психологические настройки используются, как работает многочисленная служба безопасности. В 2018 году Дарья провела пресс-конференцию в петербургском отделении ТАСС, и, в частности, рассказала:
«Самый эффективный способ собрать факты об организации – наблюдать за ее деятельностью изнутри. Я устроилась в организацию и стала ее штатным сотрудником. Выводы, которые я сделала после года в организации, таковы: Церковь саентологии – это не религиозная организация. Это незаконная коммерческая организация. Саентология, по словам адептов, – религия современного капиталистического мира, которая позволяет сделать человека здоровым, счастливым, успешным и богатым. Выражаясь их языком, достигнуть изобилия во всех сферах жизни. Но за все надо платить. Саентологи предлагают адепту платные курсы, на которых на нем оттачивают психотехники. Но, главное – зарабатывают! Одной из техник является так называемый одитинг, который продается пакетом – 12,5 часов стоит 62500 рублей. Не один и не два, и не три пакета придется купить тому, кто хочет очиститься от всего, что мешает, то есть достичь состояния «Клир» (от англ. очищенный). Чтобы стать клиром, человеку понадобится не менее 16 пакетов, а значит, в свое духовное развитие он должен вложить не менее 1 000 000 рублей (миллион!). В итоге за одну неделю Саентологическая Церковь СПб имеет валовой доход от 2,5 до 5 миллионов рублей – это чистый доход от продажи услуг и товаров. «Регистраторы» часто предлагают клиентам залезать в долги, брать кредиты. Я лично общалась с человеком, у которого было два кредита, и его нужно было раскрутить на третий. Еще один довольно циничный пример: одна клиентка сказала, что не будет покупать одитинг, потому что копит дочери на высшее образование. Мне сказали, что поступать с ней надо так: сказать, чтобы накопленные деньги она пустила на одитинг, а дочь прислала к нам работать в штат, потому что «от высшего образования все равно практического толку нет».
Организация состоит из 7 отделений. Это универсальная структура. Она одинакова во всех саентологических организациях. 6-е отделение отвечает за работу с «сырыми» клиентами. Там же есть ответственные за работу с так называемыми внештатными сотрудниками, которые являются клиентами, а не сотрудниками церкви, но они ищут и приводят новых клиентов, получая за это комиссионные. Часть дохода, идущая от продажи книг, аудиолекций, является легальной – за покупку выдают чек. Но большая часть дохода, которая идет от продажи одитинга, нелегальна. За эти покупки не выдают чек, оформляется она как пожертвование. Почему организация не регистрирует себя как коммерческую? Дело в том, что в соответствии с организационной политикой церкви, данная организация не должна платить налоги. В основе деятельности лежат так называемые инструктивные письма. Инструктивные – потому что там содержатся прямые инструкции к действиям. Любые действия сотрудников от продаж до технологии одитинга, бухгалтерии и связей с общественностью должны в точности соответствовать тому, что написано в этих документах. Для нас эти письма не имеют юридической силы, а для саентологов это главные документы. В одном из таких писем написано, что Саентологическая церковь не должна быть зарегистрирована как коммерческая организация, и не должна платить налоги. Но деньги в озвученных суммах должна зарабатывать. Все что касается извлечения дохода, тоже отражено в инструктивных письмах. Поэтому я могу с уверенностью говорить, что сама схема, по которой работают эти церкви, является мошеннической».
Чекисты разочарованы
В 2017 году Саентологическая церковь в Санкт-Петербурге была разгромлена. В их офисе прошли масштабные обыски силами чекистов, лидеры секты оказались в следственном изоляторе УФСБ по Петербургу на Шпалерной улице. С ними начали работать. СИЗО на Шпалерной – это как «Лефортово» в Москве – полная изоляция, никак не пронести мобильные телефоны, все строго и по закону. Жизнь там для следственно-арестованного не сахар. Поэтому де-факто отбытие наказания там – вещь серьезная. Понятно, что сотрудники ФСБ, которые несколько лет разрабатывали питерских саентологов, итоговым решением Невского суда остались разочарованы. Корреспондент «Нашей версии» выслушал одного из главных охотников за «сектуальными предпринимателями» в чине майора: «По моему мнению, в данном случае очень слабо сработало следствие, формально и лениво. Ведь оперативные сотрудники предоставили следствию просто мешки документов, по которым можно было возбуждать еще много уголовных дел. Например, доведение до самоубийства. Несколько адептов Церкви саентологии покончили с собой, потому что набрали кредитов на всякие тренинги, не могли их погасить, и были просто запрессованы коллекторами. Страшные вещи творились! А как так получилось, что истек срок давности по делам о незаконном предпринимательстве?! Неужели было мало времени, чтобы это доказать? Несколько лет! Но ведь такие вещи надо методично доказывать, собирать факты по крупицам, следствие же выбрало самые удобные, лежащие на поверхности уголовные статьи. Не отработана оказалась и работа службы безопасности церкви, а ведь именно эти люди кошмарили адептов, которые хотели покинуть секту. Выход стоил больших денег. Более того, когда мы вели за ними наружное наблюдение, они сумели установить так называемое контрнаблюдение, из чего мы сделали вывод, что они обучались подобной работе в западных странах. Уже не секрет, что саентологи, не их адепты, а те, кто зарабатывают на наивных и несчастных людях, проходят спецподготовку в США и Англии. Это касается что специфических психотренингов, владению гипнозом, так и чисто практического освоения работы спецслужб: компьютерная перлюстрация, наружное наблюдение и контрнаблюдение, сбор данных на каждого человека, выявление его слабостей, и всё в таком духе».
Агрессивность саентологов автор, работавший тогда в газете «Аргументы и факты-Петербург», ощутил после выхода публикации о них в 2011 году. Встречи срочно затребовала Анастасия Терентьева, одна из будущих осужденных, а тогда, по-видимому, отвечавшая за «силовой блок». В ход на рандеву шли разные маневры, от пряников до кнута (деньги за опровержение и угрозы личного порядка). Но запомнилась абсолютная уверенность дамы в своей (точнее, всей организации) безнаказанности. И разные «крыши» назывались. Потому когда питерских саентологов в 2016 году чекисты взяли в плотную разработку, поинтересовался у того самого майора, «мол, почему только сейчас, а не раньше?». Он ответил неожиданно откровенно, но коротко: «Приказ с самого верха».
Евгений Колесников