В минувшее воскресенье схиигумен Сергий Романов ответил на ультиматум митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла. В конце мая 2020 года глава митрополии предложил священнику покаяться или покинуть церковь. Если пересказать ответ схиигумена кратко, то отец Сергий считает, что раскаиваться ему не в чем, и своей вины в канонических нарушениях он не признает.
Это означает, что церковный суд по его делу, который запланирован на сегодня, может закончиться лишением отца Сергия Романова священного сана. Точнее, соответствующая рекомендация будет направлена на утверждение патриарху Кириллу.
На этом фоне возникает вопрос, как поведет себя личная паства отца Сергия, которая, по утверждению его сторонников, насчитывает несколько тысяч человек. К его «духовным чадам» относят также несколько российских випов, которые недавно выступили в защиту схиигумена. Угроза конфликта со сторонниками «старца» может вырасти к середине июля, когда в епархии традиционно проводится крестный ход в память о расстреле семьи Романовых. Но из-за карантинных ограничений мероприятие может не состояться, что в свою очередь грозит стать новой точкой напряжения в митрополии.
«Массового оттока верующих не ожидаем»
В самой епархии серьезных столкновений с поклонниками отца Сергия Романова не ожидают. Источник ЕАН в епархии не исключил, что до решения патриарха сторонники схиигумена могут пойти на провокации.
«Массового исхода верующих после суда над отцом Сергием ожидать не следует. Сергий — это фигура. Он играет роль вождя. Но как только Сергий потеряет законную власть, люди начнут отходить от него. Мы видим, что это уже началось. Далеко не все, кто относится к нему почтительно, разделяют его позиции. Возможны два варианта. Первый и маловероятный — он отойдет от церкви и создаст свою катакомбную организацию. Второй вариант, если его извергнут из сана, его многие оставят и он отправится доживать свой век в скиту», — рассказал собеседник ЕАН, отметив, что, если отец Сергий потеряет официальный статус, самые рьяные его поклонники просто найдут себе другого «старца».
Наличие среди почитателей уральского схиигумена российских випов, по словам источника, в руководстве епархии беспокойства не вызывает. Тем более что часть известных в России людей отмежевались от отца Сергия еще до конфликта. В их числе — депутат Госдумы Наталья Поклонская, которая была самым активным почитателем «старца». Другая часть випов, как отметил наш собеседник, в действительности очень далеки от церкви, чтобы влиять на ситуацию.
Попытки схиигумена втянуть в этот конфликт сестер среднеуральского монастыря, которых он окормляет, также не увенчались успехом. В своем вчерашнем видеоролике отец Сергий подчеркнул, что ему и сестрам монастыря идти некуда.
«Никто не собирается разгонять монастырь, — пояснил ЕАН на условиях анонимности священнослужитель, знакомый с ситуацией. — Сергию после суда тоже никто не запретит посещать богослужения. Если его извергнут из сана, он останется простым монахом. Вопрос только где».
К слову, настоятельница монастыря, игуменья Варвара Крыгина дистанцируется от конфликта. По крайней мере, публично.
Слабые провокации
Хотя серьезных конфликтов в епархии не ожидают, определенные меры безопасности епархия все-таки принимает.
«Опасения провокаций есть. Вспомните, как общался митрополит Кирилл с поклонниками Сергия. К людям он вышел в сопровождении большого числа охранников, среди которых были казаки. Но если провокации и будут, то кратковременные. Пока не перестанут муссировать эту тему. Ближайшее резонансное событие перебьет эту историю. Так было, к примеру, с Владимиром Головиным, которого лишили сана в феврале 2019 года. Шумиха вокруг уже бывшего священника длилась недолго. Сейчас мало кто вспомнит, где он и кто он», — добавил источник.
Он исключил проведение отдельной воспитательной работы с «духовными чадами» схиигумена Сергия Романова. Подобный эксперимент епархия еще в «нулевые» годы проводила с так называемыми кочетковцами.
Кочетковцы – общее название православных кружков, которые сложились вокруг священника Георгия Кочеткова. Участники этих братств пытались внести новые элементы в традиции Русской православной церкви, в том числе в богослужебной части. В одном из таких кружков состояла екатеринбургская активистка Оксана Иванова. Самого свщ. Георгия Кочеткова неоднократно обвиняли в искажени их догматов и создании секты. В частности, против деятельности кочетковцев активно выступал сектовед РПЦ Дворкин. Обвинения официально доказаны не были. Последнее дело в отношении священника было закрыто Синодальной комиссией в 2007 году, когда их собирали в одном приходе, чтобы вернуть к прежним традициям РПЦ.
«Кочетковцы были все-таки мирными людьми. Был смысл с ними работать. А эти (сторонники отца Сергия, — прим. ЕАН) — агрессивная сторона. Один Сергей Алиев (один из православных активистов) чего стоит», — резюмировал собеседник ЕАН.
Другой собеседник ЕАН, также близкий к епархии, констатировал, что провокации уже начались. Но эффект от них незначительный. В частности, сторонники схиигумена через СМИ попытались запустить кампанию о неподсудности священника. В качестве доказательства приводился сайт Ташкентской и Узбекистанской епархии, где отец Сергий находился в числе клириков.
Проблема в том, что никаких документальных подтверждений к этому приведено не было. Действительно, в среднеазиатской епархии схиигумен упоминался как клирик Свято-Успенского кафедрального собора в Ташкенте. Единожды — в 2012 году. В дальнейшем представители епархии сами называли его духовником среднеуральского женского монастыря «Спорительница хлебов».
«Эту информацию легко сверить по епархиальным журналам, где отображаются движения священников с одного места служения на другое. Не во всех епархиях публикуют эти данные, как, например, в Московской. Но заявлять и транслировать о неподсудности схиигумена опрометчиво. Вряд ли владыка Викентий (митрополит Ташкентский и Узбекистанский, бывший архиепископ Екатеринбургской епархии, — прим. ЕАН) будет покрывать Сергия, хотя он же его и рукополагал. За делом внимательно наблюдают со стороны Московского патриархата», — пояснил наш собеседник.
В целом данные всех источников ЕАН сводятся к тому, что руководство митрополии не ожидает серьезных акций от сторонников отца Сергия Романова, кроме попыток развернуть информационную кампанию. Даже если схиигумен объявит во время карантина крестный ход в память о расстреле семьи Романовых (в ночь на 17 июля), вряд ли из этого получится серьезное мероприятие.
По всей видимости, вплоть до решения церковного суда сторонние зрители будут наблюдать только видеоролики с выступлениями схиигумена.
Добавим, как рассказывал в интервью ЕАН историк Николай Митрохин, в ультраправославном движении по всей стране насчитывается около 50 тыс. человек. Однако данное течение неоднородно и не имеет общей координации. Многие общины существуют сами по себе.