Очередная конференция Европейской федерации центров по исследованию и информированию о сектантстве (FECRIS), скорее всего, пройдет в апреле-мае 2018 года в Риге. В связи с этим Baltnews.lv поинтересовался у сопредседателя Латвийского комитета по борьбе с тоталитарными сектами Виктора Ёлкина степенью распространенности этого явления в стране.
Как уже ранее сообщал BaltNews.lv, Виктор Ёлкин выделил четыре самых опасных тоталитарных секты, которые действуют в стране.
— Но это только вершина айсберга, — утверждает сопредседатель комитета, — на самом деле их гораздо больше. Их число превышает сотню. Просто я выбрал их по степени активности в вовлечении новых адептов и охвату населения. Но есть и другие, которые тоже отличаются изрядной агрессивностью по отношению к тем, кто не разделяет их точку зрения. К ним можно отнести, к примеру, Центр поддержки творчества Анастасии, возглавляемый Янисом Калнсом.
Последователи народных целителей
Однако большая часть сектантов вовлечены в небольшие группы, обычно численностью по 15-30 человек. Они группируются вокруг неких “народных целителей” и прочих медиумов, которые в 90-х годах прошлого века рекламировали свои услуги. Потом они ушли в тень, скомплектовав вокруг себя группы сторонников. Глава предлагает им некое учение.
Обычно это компиляция из каких-нибудь постулатов восточной философии, буддизма, учений Елена Блаватской и т.д. Что-то свое, оригинальное как, к примеру, у Хаббарда ему создавать лень, вот он и ограничивается пересказом других учений. Но адепты в него верят, а заодно оказывают разнообразную финансовую помощь своему гуру. Но он всегда соблюдает золотую середину.
В Латвии было немало случаев, когда люди закладывали квартиры, отдавали последнее своему учителю, которые собирал урожай, а потом исчезал. Многие нынешние “гуру” хотят обеспечить себе долгое безбедное существование, вот и ограничивают размеры пожертвований. По этой же причине данные секты не стремятся к привлечению новых адептов, замыкаясь в своем собственном внутреннем мирке.
Это у Свидетелей Иеговы разработаны подробные инструкции, как отвечать на те или иные вопросы, занимаясь миссионерской деятельностью. Но эта тоталитарная секта направлена на вовлечение новых членов.
Коммерческие культы
Еще одной разновидностью сект, распространенных в Латвии, являются коммерческие культы. К ним можно, на мой взгляд, утверждает Виктор Ёлкин, отнести Coral Club International, предлагающий коралловую воду и другие чудодейственные снадобья. Вообще вода в последнее время стала источником своеобразного религиозного поклонения, которое активно коммерчески используются.
Отличительной особенностью этих культов также является вера в исцеляющую способность предлагаемых товаров и активное неприятие иной точки зрения. Причем, польза для здоровья данной продукции часто сомнительна.
Настораживающим фактором здесь может стать т.н “сетевой маркетинг”, когда людей активно вовлекают в пирамиду, обещая возможность быстрого заработка при продаже товара. В 90-е годы прошлого века это был “Гербалайф”, а сейчас, к примеру, этим занимаются распространители “биткоинов” — криптовалюты.
Восприимчивость к сектам
По подсчетам Виктора Елкина, в Латвии около 1-1,5% населения вовлечены различные секты. Еще 10-15% относятся к т.н. “сочувствующим”. Это те люди, которые читают соответствующую литературу, время от времени посещают собрания. Это средний уровень на фоне постсоветского пространства.
Чтобы не попасть в секту, Виктор Елкин советует прежде всего выработать у себя критическое отношение к любым выдвигаемым постулатам, которые объявляются единственно истинными. Также надо подвергать сомнению любые обещания чудодейственного исцеления.
“Прежде всего сопротивляться этому должны учить в школе”, — считает сопредседатель Латвийского комитета по борьбе с тоталитарными сектами.
Александр Федотов