Сергей Чесноков, Владимир Потиха и другие лидеры Общероссийского общественного движения «За жизнь» (ООД ЗА ЖИЗНЬ), сформированного вокруг одноименного АНО, весьма гордятся этими материалами и стремятся их распространять по стране в качестве руководств для социально-ориентированных НКО (СО НКО), вовлеченных в деятельность по профилактике абортов (путем предабортного консультирования и помощи женщинам из групп риска) ( 1).
Однако, как показано ранее, эти сборники содержат статьи , основанные на мрачных лженаучных фантазиях гуру Нью эйдж (Станислава Грофа и др.) о «перинатальной памяти» с момента зачатия, «травме рождения» и т.п., близким к концепциям саентологов. Эти идеи характерны для эклектического направления под названием “перинатальная психология” (1 ).
При этом руководство АНО «За жизнь» (юридический оператор ООД ЗА ЖИЗНЬ), упорно распространяя (не смотря на звучавшую в их адрес критику) несовместимые с Православием идеи Нью эйдж, приклеивает к себе церковно-православные вывески. Это открывает им зеленый свет для распространения этих идей в православных кругах (2 ). Распознать лженауку и оккультизм, облеченный в овечью шкуру псевдонаучной фразеологии, оказывается возможным не для всех православных. Иногда атеисты-скептики могут это сделать быстрее, чем неофиты-православные, еще плохо разбирающиеся в вопросах религии.
Однако от моего внимания ранее ускользала еще одна статья, включенная в эти материалы (в том числе и в показанный на рисунке сборник), на которой имеет смысл теперь становиться отдельно. Это статья американского автора Билла Фортенберри на тему внематочной беременности (перевод сделан Владимиром Потихой). Её распространяют также в свободном доступе и на сайтах ООД ЗА ЖИЗНЬ (3 ).
Данная статья очень опасна по содержанию, поскольку там внушается ложная мысль, что прерывание внематочной беременности с точки зрения морали фактически не отличается от аборта по желанию женщины. Якобы при внематочной беременности также можно благополучно выносить ребенка, не как крайне редкое явление (случающееся с очень низкой вероятностью при особом стечении обстоятельств), а что будто бы это может быть обычной практикой. Внушая женщинам такие ложные мысли, эта статья подталкивает беременных (для которых аборт неприемлем по мировоззренческим и религиозным взглядам) к отказу от методов доказательной медицины, разработанных для лечения данной патологии. Таким образом данная статья может поставить жизнь беременных женщин под большую угрозу.
В действительности, стандартные медицинские процедуры для лечения внематочной беременности ни в коей мере не могут быть приравнены к искусственным абортам, целью которых является намеренное уничтожение нерожденного ребенка (на стадии эмбриона или плода), чтобы не дать ему родиться (из-за опасений, что новорожденный осложнит каким-то образом жизнь взрослых). В подавляющем большинстве случаев (за исключением крайне редких ситуаций непредсказуемого характера, на уровне «чуда») эмбрион при внематочной беременности все равно обречен, а без своевременной операции беременная с большой вероятностью может умереть от кровотечения (4).
Поэтому и православные врачи, в том числе врачи-священники, не относятся к стандартным медицинским процедурам при внематочной беременности, как к действиям по уничтожению новой жизни, но как к вынужденным операциям, проводимым с единственной целью — спасения жизни женщины. Например, эта проблема кратко обсуждается на одной страниц портала Саратовской епархии (5)
Женщина задает вопрос:
“У меня была внематочная беременность. Считается ли это абортом и как относится к этому Церковь?”
Отвечает священник Сергий Кляев, председатель Общества православных врачей Саратовской епархии:
“Операцию при внематочной (трубной) беременности нельзя отнести к аборту. При внематочной беременности происходит развитие оплодотворенной яйцеклетки в маточной трубе, что приводит к разрыву маточной трубы и кровотечению. Операцию начинают с целью спасения жизни женщины, чаще всего при уже погибшем эмбрионе. При искусственном прерывании беременности (аборте) убивают нормально развивающегося ребенка.”
Статья Билла Фортенберри – это лженаучная публикация, которой придан имидж якобы научного обзора. Опасные установки, пропагандируемые в статье Билла Фортенберри, характерны для представителей одного из радикальных направлений в американском пролайфе (движении против абортов – за защиту жизни нерожденных детей), к которому относится и сам Фортенберри (6, 7, 8).
Если кратко, идеология этого направления такая: не надо вести кропотливую работу по изменению отношения общества к абортам, постепенного введения законов, направленных на уменьшение числа абортов и т.п. Надо просто добиться (например, через референдумы на уровне штатов) одномоментного введения законов, утверждающих защиту жизни человека с момента зачатия, и задача будет решена. Законы, разрешающие аборты сразу утратят основания для своего действия. Поэтому указанное движение получило название “personhood initiative” (инициатива по законодательному признанию прав человека за эмбрионом с момента зачатия).
В своей пропаганде они применяют и такие нелепые доводы, как утверждения, что при опасной для жизни женщины внематочной беременности современная медицина якобы способна и должна спасти жизнь ребенка (а не только принимать экстренные меры по спасению жизни матери), хотя на самом деле таких возможностей у врачей нет. И, если иногда ребенок и выживает при внематочной беременности, то это происходит на грани чуда, как крайне редкое событие (с частотой порядка 1 : 1 000 000), контролировать которое люди не в состоянии.
Об опасности пропаганды подобных воззрений говорится в заявлении Ассоциации пролайф-акушеров США (9):
“… В таких ситуациях, как эктопическая беременность, намерением врача является не прекращение жизни нерожденного ребенка, а сохранение жизни матери, в условиях, когда у современной медицины отсутствуют методы спасения ребенка. По этим причинам американская Ассоциация Pro-Lifeакушеров признает неизбежные потери человеческой жизни, которые происходят при внематочной беременности, но не считает лечение внематочной беременности с помощью стандартных хирургических или медицинских процедур моральным эквивалентом аборта “по выбору” или противоправным отнятием человеческой жизни”.
Однако этих врачей-пролайферов, которые помогли появиться на свет множеству детей и вносят неоценимый вклад в защиту жизни нерожденных детей в США, идеологи из “personhood initiative” – специфического евангелического ответвления американского пролайфа (вносящего смуту в это движение) – готовы клеймить, как “убийц”.
При этом они еще и нередко осуждают те направления пролайфа в США, которые пытаются изменить ситуацию в стране более постепенными шагами, путем просвещения и вводя различные законодательные поправки, ведущие к уменьшению доступности и распространения абортов. К таким мерам в США относят следующее: ограничения абортов по срокам беременности; дни обязательного ожидания перед абортами (запрет на аборт в день обращения); консультирование перед абортом с целью показать женщине, что в её ситуации возможен иной выбор; введение более строгого лицензирования абортных клиник, поддержку так называемой поправки Хайда, запрещающей финансирование абортов из федерального бюджета и т.п. Практика показывает, что такие шаги могут значительно уменьшать число абортов (8).
Однако сторонники “personhood initiative” фактически действуют по принципу “все или ничего”. И в результате получают чаще всего – “ничего”.
Как неоднократно заявлялось (начиная с 2008 г. ) рядом ведущих пролайф-активистов США, на самом деле все попытки “personhood initiative” радикально изменить законодательство в отношении абортов в США путем референдумов, как правило, со скандалами проваливаются (общество, наполовину состоящее из атеистов не готово принять такие резкие изменения законов). Это движение, не спасая реально жизни детей, своим радикализмом (на гране утопизма, как в случае отношения ряда их идеологов к проблеме эктопической беременности) – только наносит вред конструктивному пролайф-движению в США (6, 7, 8).
Не напоминает ли это все некоторые черты затеянной АНО «За жизнь» шумной компании, провозгласившей утопическую в настоящее время цель законодательного запрета абортов ? Эта компания, сопровождавшаяся сбором 1 млн. подписей в поддержку утопического проекта, и вовлекавшая в это церковные приходы, на практике только мешала консолидации усилий по продвижению выдвинутой РПЦ реалистической инициативы о выводе абортов из системы ОМС (10).
Уж не скопировали ли лидеры ООД «За жизнь» вместе со статьей Фортенберри и ряд других неудачных идей и методов, характерных для американских евангеликов-фундаменталистов, входящих в радикальное крыло американского пролайфа?
Любопытно, что под мои прежним постом «Вконтакте» на данную тему (11) можно видеть комментарий Потихи, где он нападает на Ассоциацию американских врачей-пролайферов, которую я там упоминаю. В этой ассоциации очень много достойных людей, например, профессор Калхун (ранее был председателем), который предложил проект перинатальной паллиативной помощи (перинатального хосписа) – как альтернативу евгеническим абортам по результатам пренатальной диагностики. И доказал в клинических исследованиях эффективность этой программы в отношении сохранения психического и физического здоровья матери, а также благотворное влияние такого выбора на всю семью. Про программу перинатальных хосписов, изобретенную проф. Калхуном, подробнее см. (12).
Однако Потиха выискал какие-то отдельные статьи спорного содержания, и напал на всю организацию Американских акушеров-пролайферов. При этом пропаганду весьма сомнительных идей и практик, связанных с оккультизмом Нью эйдж и лженаукой, на мероприятиях и в материалах АНО “За жизнь” Потиха и его партнеры почему-то зазорным для себя не считают (см.: 1, 2).
Причем подобные материалы, включающие лженаучные идеи перинатальной психологии (о перинатальной памяти в первом триместре беременности и др.), вместе с мракобесной статьей Билла Фортенберри на тему внематочной беременности, Потиха рекламировал в своем докладе и на недавнем (25 октября 2018) съезде НКО и волонтеров ООД ЗА ЖИЗНЬ, проходившем в ОПРФ. Подобные идеи пропагандировались и на фестивалях «За жизнь», проводимых ранее АНО «За жизнь» ( 2 ).
В этой связи хотелось бы обратить внимание еще на один аспект проблемы. В настоящий момент лидеры ООД За ЖИЗНЬ (юридическим оператором которого является АНО «За жизнь») стремятся добиться от властей получения большего доступ для СО НКО к такой деятельности, как предабортное консультирование ( 14).). А также требуют от властей целевого финансирования этой деятельности СО НКО из бюджета. В частности подобные призывы к властям содержатся в резолюции, принятой на прошедшем 25 октября 2018 г. в ОПРФ съезде НКО и волонтеров, входящих в ООД За Жизнь». При этом АНО «За жизнь» (выступающая в роли «зонтичного» юридического оператора ООД «За ЖИЗНЬ») – стремится изобразить себя в качестве «топ-менеджера» в этой сфере.
В настоящее время психологи ряда СО НКО участвуют в этой работе наряду со специалистами учреждений Минздрава. Такая работа по предабортному психологическому консультированию (с целью убедить женщину сохранить жизнь ребенку) – требует квалификации, и вряд ли так уж хорошо – побуждать Минздрав совсем отдать эту деятельность на “аутсортинг”. Не отрицая наличия в НКО хороших специалистов, тем не менее, все ли НКО способны обеспечить достаточно высокий уровень психологической помощи и консультирования ? Ведь при нынешней несовершенной системе лицензирования деятельности психологов и психотерапевтов – там могут оказаться на таких ролях и люди с низким профессиональным уровнем (и это трудно контролировать).
В том числе эта сфера привлекает представителей перинатальной психологии – направления, пронизанного лженаучными оккультными идеями Станислава Грофа и т.п. (подробнее см.: 1, 2, 13 ).
Не хорошо бесконтрольно открывать доступ к молодым женщинам и семьям для адептов подобных лженаучных и оккультных направлений. На примере анализа материалов, распространяемых (в качестве «просветительских» и «методических») АНО «За жизнь», претендующего на роль лидера и «ментора» вовлеченных в эту деятельность СО НКО, видно, что такие опасения отнюдь не беспочвенны.
И несмотря на риторику в духе американского радикального пролайф-движения “personhood initiative”, Сергей Чесноков, Владимир Потиха и другие лидеры ООД ЗА ЖИЗНЬ совсем не прочь использовать в интересах своего НКО-бизнеса определенные законодательные успехи в профилактике абортов, внедренные при участии «умеренных», которых они никогда реально не поддерживают в их работе. Как практически не поддерживали они выдвинутую РПЦ инициативу о выводе абортов из системы ОМС (несмотря на свою декларируемую якобы «церковность»).
Плохо, если поправки о “днях тишины” (принятые усилиями «умеренных» для спасения жизни детей и благополучия женщин ) превратятся в источник дохода псевдопсихологов, пропагандирующих одуряющие измышления оккультистов типа Грофа, Хеллингера и т.п., привычно относимых во многих публикациях по перинатальной психологии к «столпам» (1, 15). Кстати в США предабортное консультирование в тех штатах, где оно проводится, могут осуществлять сами врачи-акушеры. Также женщинам могут вручать одобренные Департаментами здравоохранения буклеты «Ты имеешь право знать», где дается правдивая информация о развитии нерожденного ребенка, указана помощь, которую женщина может получить в случае сохранения жизни ребенка (с перечислением благотворительных организаций), дается правдивая информация об аборте и его возможных рисках для здоровья и т.п. (16, 17). Во всяком случае это лучше, чем общение с перинатальным психологом, ангажированным лженаучными идеями Грофа или Хеллингера, или чтение статей авторов типа Билла Фортенберри.
Не может не обратить на себя внимание также и то, что Чесноков , Потиха и другие лидеры ООД ЗА ЖИЗНЬ все время твердят о «9000 спасенных детей» ( в результате работы психологов НКО, входящих в ООД ЗА ЖИЗНЬ). Имеется в виду, что от абортов отказалось 9000 женщин. Причем эта цифра обычно озвучивается связи с вопросами финансирования СО НКО. Но разве для людей, презентующих себя как «церковных» (духовник; по заветам афонских старцев и т.п.) – такое хвастовство своими делами в области благотворительности допустимо? На мой взгляд это просто неприлично.
И вообще – что значит, «спасли» в данном контексте? Из огня? С риском для своей жизни? И где доказано, что во всех случаях – это не женщины сами отказались от аборта, поговорив в «дни тишины» с соседкой или коллегой на работе, а вот прямо таки встреча с психологом из НКО – помогла.
А если это не благотворительность, а оплачиваемая работа – то встает вопрос о трезвой оценке эффективности консультирования, проводимого НКО, входящих в ООД За жизнь.
Цифра 9000 отказов от абортов – это вообще много или мало?
Если это результат работы многих НКО по всей стране, за несколько лет – это мизер, несравнимый с огромным количеством произведенных за то же время абортов. Сама по себе цифра ни о чем не говорит. Важно узнать, какой ПРОЦЕНТ (%) женщин, пришедших на аборт отказалось от него после беседы с психологами ООД ЗА ЖИЗНЬ (а не психологами системы здравоохранения, работающими в тех же учреждениях, например). И желательно сравнить эти результаты с тем, что у других наблюдалось (например у психологов Минздрава или других центров).
Тогда только можно говорить что-то об эффективности работы. Возможно обнаружилось бы, что работа ООД ЗА ЖИЗНЬ неэффективна по сравнению с другими и мало влияет на снижение числа абортов. Или вообще выяснилось бы, что нужно искать иные подходы, например поручить консультирование врачам-гинекологам медицинских учреждений, как это происходит в ряде других стран (16, 17, 18). При этом совершенно не исключается взаимодействие с благотворительными центрами для помощи женщинам из групп риска (сами врачи и информируют женщин о них). Как показано недавно в специальном исследовании (18) в Швейцарии, около 12% женщин передумывают совершать аборт (решают родить ребенка) после таких консультаций с врачами, причем только 6% беременных отказываются от самих консультаций (которые в Швейцарии носят добровольный характер, в отличие Германии, где наоборот предабортное консультирование обязательно по закону).
Или наоборот, подтвердилась бы эффективность работы психологов ООД ЗА ЖИЗНЬ в отношении снижения числа абортов. Заранее сказать нельзя – нужен анализ, как это делается в отношении других демографических мер, в клинических испытаниях и т.п. Но сейчас сама по себе цифра “9000 отказов от абортов” за несколько лет – ни о какой эффективности не говорит, хотя конечно радуешься спасению и одного ребенка.
А уж выглядит эта похвальба совсем не «православно». И не профессионально.
Представляется, что в настоящее время нужно хлопотать не о включении психологических услуг по предабортному консультированию в систему ОМС и еще большем расширении допуска в эту сферу НКО, а о контроле за качеством этих услуг. Это бы защитило и сами эти НКО от попадания под влияние шарлатанов. В этой связи следует вспомнить, что в 2016 г. на уровне Совета Федераций было решено создать рабочую группу из экспертов для разработки законов, противодействующих засилью шарлатанов от психологии и психотерапии (за счет создания более строгой системы лицензирования этой сферы деятельности и т.п.) (19). Однако, к сожалению, воз и ныне там.
Цитированная литература
1. Масссино Ю.С. 2018. Пролайф, Нью эйдж и «синергийный трдиционализм». http://iriney.ru/okkultnyie/nyu-ejdzh/novosti-o-kultax-nyu-ejdzh/prolajf,-nyu-ejdzh-i-sinergijnyij-tradiczionalizm.html
2. Массино Ю.С. 2018. Нью эйдж, квантовый мистицизм, евразийский союз молодежи и фестивали “За жизнь”». 25.08.2018 http://iriney.ru/okkultnyie/nyu-ejdzh/novosti-o-kultax-nyu-ejdzh/nyu-ejdzh,-kvantovyij-misticzizm,-evrazijskij-soyuz-molodezhi-i-festivali-za-zhizn.html
3. Билл Фортенберри. Внематочная беременность и ребенок до рождения. 2015. http://www.prolife-fest.ru/publications/42/
4. Florin-Andrei Taran et al. 2015. The Diagnosis and Treatment of Ectopic Pregnancy. Dtsch Arztebl Int. 112 (41): 693–704. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4643163/
5. Вопросы священнику. Православие и современность. Иформационо-аналитический отдел Саратовской и Вольской епархии. http://www.eparhia-saratov.ru/Questions/Get/1221
6. Colorado Eagle Forum Opposes Personhood Amendment. 2009. http://eagleforum.org/topics/life/2010/CO-personhood.html
7. Grace Wyler. 2013. Personhood Movement Continues to Divide Pro-Life Activists. A new legislative push in Wisconsin is the latest sign of a rift in the movement to limit abortion. http://nation.time.com/2013/07/24/personhood-movement-continues-to-divide-pro-life-activists/
8. Khazan O. 2014 . Pro-Lifers’ Existential Crisis. Why personhood measures keep failing. https://www.theatlantic.com/politics/archive/2014/11/the-pro-life-movements-existential-crisis/382450/
9. What is AAPLOG’s Position on Treatment of Ectopic Pregnancy? 2010. https://aaplog.org/what-is-aaplogs-position-on-treatment-of-ectopic-pregnancy/
10. Массино Ю.С. 2018. О фестивалях “За жизнь”, псевдоправославных социальных проектах и черных дырах. https://yuliamass.livejournal.com/245549.html
11. Массино Ю.С. 2017. По поводу продвижения на сайтах АНО “Фестиваль За жизнь” антинаучной и опасной информации на тему сложной медицинской проблемы внематочной беременности. https://vk.com/wall-16922867_31905
12. Массино Ю.С. 2012. Перинатальный хоспис: новое направление перинатологии, защищающее жизнь и здоровье матери и ребенка. https://yuliamass.livejournal.com/2507.html
13. Массино Ю.С. 2018. Перинатальная психология: троянский конь Нью Эйдж в психологии и медицине. http://iriney.ru/okkultnyie/nyu-ejdzh/novosti-o-kultax-nyu-ejdzh/perinatalnaya-psixologiya-troyanskij-kon-nyu-ejdzh-v-psixologii-i-mediczine.html
14. На местах люди решают государственную задачу, а встречают множество препонов 2017. https://oprf.ru/press/news/2017/newsitem/43522
15. Массино Ю.С. 2018. “Перинатальная психология”: ньюэйджевский оккультизм для беременных женщин и молодых семей. https://yuliamass.livejournal.com/216253.html
16. Making a decision about your pregnancy. State of Alaska. Public Health. Informed consent. http://www.hss.state.ak.us/dph/wcfh/informedconsent/default.htm
17. Woman’s right to know. Texas Department of State Health Service. http://www.dshs.state.tx.us/wrtk/default.shtm
18. Reinholz Danutaa, Casati Simonaa, Beratta Ottavioa, Marlani Giorgioa. 2018. AffiliationsTermination of pregnancy in a border region between Switzerland and Italy (2008–2015). Swiss Med Wkly. 2018;148: w14636. https://smw.ch/article/doi/smw.2018.14636/
19. Психологов-шарлатанов поставят вне закона. В России появится законопроект об обязательном лицензировании специалистов, оказывающих психологическую помощь. 2016. https://iz.ru/news/639224
Юлия Массино