Журналистов часто спрашивают: «Где вы берёте темы для своих расследований? Сами разыскиваете или подсказывает кто?». Скажу так: бывает по-разному. И сами ищем, и неравнодушные люди темы подкидывают. А иногда на ловца зверь и сам бежит. Как в данном случае. Зашёл я давеча на сайт Смоленского собора Белгородской и Старо-Оскольской епархии и на очень любопытную статью наткнулся. Называлась она «Реабилитация. С какой целью?». А посвящена деятельности общественной организации под названием «Центр здоровой молодёжи» (ЦЗМ). Организация эта на слуху. Имеет свой реабилитационный центр для наркозависимых. С местными газетами дружит. Городские гранты выигрывает. Волонтёры от её имени листовки по городу распространяют о вреде наркотиков – всё на те же гранты. Тем удивительнее было прочитать, цитирую, что «за белгородской региональной общественной организацией «Центр здоровой молодёжи» скрывается «протестантская церковь «Царство Бога». По определению известного религиоведа Александра Дворкина – секта.
Первое, что пришло на ум: может, поторопились белгородские священнослужители с выводами? Ведь благое дело люди делают: от чумы XXI века молодёжь спасают! Зашёл на сайт этой общественной организации, чьи филиалы есть уже в семнадцати регионах России и Украины. И снова удивление. Члены попечительского совета благотворительного фонда «ЦЗМ» – сплошь уважаемые люди. Как не главный нарколог Минздравсоцразвития, так какой-нибудь актёр-звезда. Как не именитый спортсмен, так известный певец.
Позвонил в Смоленский собор. Попросил настоятеля собора протоиерея Павла прояснить ситуацию.
– Реабилитация наркозависимых – это, конечно же, благое дело. Если за этим не стоит вовлечение больных, наркозависимых людей в какой-либо деструктивный религиозный культ. В этом случае одна зависимость попросту подменяется другой, – сообщил отец Павел.
Псевдореабилитацией сейчас занимаются множество нетрадиционных для России религиозных конфессий, финансируемых в основном из-за рубежа. Цель понятна – превратить наркозависимых людей в своих адептов. Людей сознательно вводят в заблуждение, прикрываясь порой авторитетом русской православной церкви, как в случае с «ЦЗМ». Сознательно замалчивается то, что в этих «реабилитационных» центрах практикуются «молитвы на иных языках». Религиоведы называют такие «молитвы» глоссолалиями. Они представляют собой нечленораздельные бормотания, беспорядочные выкрики и телодвижения, доводящие до экстатического состояния. Всем понятно, что подобные «молитвенные практики» являются инструментом психического насилия. Вот почему это, мягко говоря, не афишируется.
Попались под руку и интернет-откровения некоего martynez (стиль письма сохранён):
«Вырвался из Белгородского цзма. Не колюсь, но психика очень сильно расшатана. Они (ц.з.м. (Царство бога)) зомбируют тебя, внушают родственникам свою идеологию, направленную на личное обогащение, отбирают документы, телефон и т д. Хочется найти терапевтическое сообщество, без сектантства, а где – не знаю, и после всего пережитого боюсь. Помогите…».
РАЙ-Центр
Мы поинтересовались конфессиональной принадлежностью «ЦЗМ», которая так тщательно скрывается. Она доказывается на раз-два. Достаточно увидеть документы БРОО «Центр здоровой молодёжи», зарегистрированной в апреле 2005 года, и местной религиозной организации неопятидесятников «Царство Бога», которая была зарегистрирована в Минюсте в январе 2006 года. В учредители последней входит уроженец Белгорода Никита Вячеславович Лушников. Он же по совместительству действующий президент Благотворительного фонда «Центр здоровой молодёжи», которого часто можно увидеть на фото со «звёздами» и в рекламных роликах.
Есть в регистрационных документах обеих организаций ещё две фамилии. Это учредитель белгородского «ЦЗМ» Константин Александрович Иванов, занимавший должность пастора местной религиозной организации «Царство Бога» с 03.01.2007 г. по 10.11.2009 г. И Игорь Вячеславович Карасёв, который сменил в 2009 году на пасторском посту Иванова и покинул эту должность чуть больше месяца назад. Супруга Карасёва является президентом белгородского «ЦЗМ» с 2006 года. Но фактически руководят организацией оба. Совместительство религиозной и реабилитационной деятельности налицо.
Теперь о методах работы реабилитационного центра. В психиатрии с недавних пор существует термин «сектозависимость». Насколько данная зависимость опасна, мы решили выяснить у местных экспертов, показав им видеоматериалы с собраний «Царство Бога», которые посещают реабилитанты «ЦЗМ». Видеоматериалами поделился бывший реабилитант, о котором речь пойдёт чуть позже. Нарколог И.Соколов, которого мы попросили прокомментировать видеозапись, убеждён: при совершении религиозных обрядов используются психотерапевтические технологии для работы с группой с наведением неглубокого трансового состояния и применением прямого и скрытого внушения и других медитативных техник.
Для психики человека всё это не проходит бесследно. Несанкционированное и «неожидаемое» вмешательство в психическую деятельность человека, как правило, приводит к обострению или утяжелению течения уже имеющихся психических расстройств, а также провоцирует развитие новых.
Есть своё мнение насчёт «ЦЗМ» не только у священнослужителей и медиков, но и у некоторых чиновников. Нашли мы один любопытный документ администрации Алексеевского района. Называется он распоряжением № 78-р от 1 января 2010 года «Об общественных организациях, деятельность которых относится к деструктивному религиозному направлению». Подписан главой администрации Ф.Сулимом. В документе, в частности, сказано: «Установлена непосредственная связь «ЦЗМ» с местной религиозной организацией г. Белгорода «Царство Бога». Это сотрудничество приводит к вовлечению молодёжи в неопятидесятническую веру, которая относится к деструктивному религиозному направлению (секте), а также незаконному получению финансовых средств от родителей наркозависимых. Активные действия вышеназванной организации уже отмечены в городах Белгород и Старый Оскол. Не исключено, что БРОО «Центр здоровой молодёжи» будет активизировать свою деятельность и попытается найти поддержку у руководства школ, домов культуры, физкультурно-оздоровительных комплексов, иных культурных и образовательных учреждений Алексеевского района, предлагая свою помощь в организации и проведении антинаркотических семинаров».
Далее в распоряжении речь идёт о недопустимости сотрудничества с этой организацией.
Доходное место
Чтобы пазл с «ЦЗМ» окончательно сложился, нам был нужен очевидец. И мы его нашли. Бывший наркоман, который провёл в этом Центре несколько лет, согласился с нами пообщаться на условиях анонимности.
Александр (назовём его так) рассказал, какими «психологическими методами» реабилитируют наркозависимых в «ЦЗМ». Его история типична для многих наркоманов: рос в благополучной семье, впервые попробовал наркотики в студенческие годы, так сказать, за компанию. Поначалу употреблял от случая к случаю. Когда серьёзно «подсел» на тяжёлые виды (героин), родители настояли на лечении. Лечился и в государственных наркодиспансерах, и в частных клиниках, но после кратковременной ремиссии возвращался к наркотикам. Однажды знакомый рассказал парню о реабилитационном центре в Белгороде. Родители, не долго думая, купили сыну билет на поездку.
Как рассказывает Александр, встретили его в Белгороде с распростёртыми объятиями. Первые два месяца к нему присматривались, прошупывали, так сказать, почву. А затем стали играть в открытую, предложив парню посещать собрания неопротестантской церкви, которые проходили в то время по воскресеньям в арендованном зале гостиницы «Южная». Большую часть времени реабилитационного процесса занимали групповые беседы и молитвенные собрания, которые вели пасторы из числа бывших наркоманов. Остальное время, по словам Александра, было отдано трудотерапии, которая проходила на чьих-то частных подворьях.
Наркоманы рыли ямы и канавы, ломали старые постройки, таскали вёдра с раствором и другие строительные материалы, грузили тяжести. Правда, в трудовое рабство попадали не все. Vip-клиентам, платившим центру по максимуму, разрешалось работать лишь один раз в неделю. Да и селили их, в отличие от клиентов «эконом-класса», не в разваливающиеся халупы на окраине города, а в частные домовладения с удобствами. Такая же чёткая градация существовала и в питании. Пациенты победнее жили впроголодь.
«Излечение» обходилось Александру порядка 10 тысяч рублей в месяц. Сегодня ежемесячный благотворительный взнос, по некоторым сведениям, составляет до 30 тысяч рублей. Родители наркоманов, не имеющие возможности привозить деньги лично, перечисляют их банковскими либо почтовыми переводами на имя директоров ребилитационных центров. Иногда оплата происходит через коммерческие организации, учредителями которых является руководство религиозных организаций. В случае с белгородским «ЦЗМ» это ООО «Мост» (учредитель всё тот же Карасёв). Когда родители прекращают финансирование (а такое рано или поздно случается), человеку, проходящему «курс реабилитации», приходится задумываться о том, где и на что ему жить дальше. Столкнулся с этой проблемой и Александр.
– Сейчас я понимаю, что нашим сознанием умело манипулировали, всё время внушая мысль, что без Центра мы пропадём, сдохнем на улице, как бездомные собаки. Но тогда я действительно испытывал страх, – вспоминает мой собеседник.
Как рассказывает Александр, практически все клиенты Центра – иногородние. Именно на них и делается ставка: дом далеко, жаловаться некому, а церковь рядом, всегда подставит тебе плечо. Поэтому в Белгород едут наркоманы из Питера и Москвы, а белгородских наркоманов стараются отправить в другие филиалы. Проходит несколько месяцев зомбирования, и реабилитанты становятся адептами, вербуют новых членов, которые приносят церкви новые финансовые вливания. В религиозную организацию, в которой отчисление «десятины» поставлено на широкую ногу, втягиваются и родственники наркозависимых. Самое страшное, многие из родных понимают, куда попали их дети, но считают, что лучше уж «секта», чем «передоз».
Благодаря широкой рекламе удаётся собирать деньги на «благое дело» и с добрых людей, которые уверены, что помогают именно реабилитации больных наркоманией. Именами известных актёров и спортсменов попросту прикрываются. Потому-то «верхушка» организации и не бедствует. Доходы рядового пастора достигают 70 тысяч рублей в месяц. Средняя ежемесячная прибыль местных реабилитационных центров составляет 250-350 тысяч рублей.
Брачный союз с человеком «извне» запрещён. Церковь пресекает даже попытки таких знакомств «на стороне», чтобы всегда держать своих адептов на коротком поводке. Вырваться из добровольного плена удаётся немногим. Александру удалось. С сектой он порвал. Остался жить в Белгороде. Завёл семью. Недавно у него родился ребёнок. О своём прошлом Александр старается не вспоминать…
Вместо послесловия
В ходе подготовки материала мне часто приходилось слышать: если кто и виноват, то это только наше государство, которое допустило разгул наркомании и по сути отказалось от лечения наркоманов, пустив всё на самотёк. Вот эту нишу и занимают все кому не лень.
Я бы сказал больше. В угоду отдельным фармацевтическим компаниям мы, по сути, создаём собственное наркопроизводство. Разрешая безрецептурный отпуск наркосодержащих лекарств, плодим армию наркоманов. А издав пресловутый закон о свободе совести, по факту разрешаем создавать хоть культы Чебурашки. И люди их создают, за примерами далеко ходить не надо.
Чтобы сферу наркореабилитации окончательно не подмяли под себя различные секты, нужна государственная позиция. Принципиальная, чёткая, жёсткая.
Александр СМИРНОВ