Рейдерский захват помещений социально ориентированной организации «Линия жизни», который в августе прошлого года попытались осуществить боевики из «Преображения России» в Новосибирске, провалился. Он был пресечен сотрудниками милиции. Этот момент можно считать ключевым в печальной истории «Преображения России».
Напомним, что межрегиональная благотворительная общероссийская организация «Преображение России» в течение последних десяти лет занималась реабилитацией людей, оказавшихся в кризисных жизненных обстоятельствах. В последнее время по всей стране «ПР» имела сотни реабилитационных учреждений, в которых находились граждане без определенного места жительства, люди, страдающие алкоголизмом и наркоманией, а также те, кто освободился из мест лишения свободы и оказался на улице. В Новосибирске было организовано десять реабилитационных учреждений, в которых до недавнего времени проживало порядка трехсот реабилитантов.
Священники новосибирского собора во имя святого Александра Невского, являющегося миссионерским отделом Новосибирской епархии, предложили региональному руководителю «ПР» по Новосибирской области Борису Кислому духовное окормление клириками епархии. Борис Кислый принял предложение. Тем более что организатор и лидер «ПР» Чарушников не имел ничего против такого сближения. В результате и руководители центров по Новосибирской области, и реабилитанты стали постепенно воцерковляться. Те же положительные тенденции сближения и сотрудничества «преображенцев» с православными священниками начали проявляться и в других регионах России. Несомненно, это усилило социальную значимость организации, сделала ее более представительной в глазах властных структур и широкой церковной и иной общественности.
Однако в 2010 году Чарушников неожиданно для всех запрещает региональным руководителям какое-либо общение с православными священниками. Утверждает, что он сподобился «видения свыше», из которого понял, что с Православной Церковью ему не по пути, и нужно идти «своим» путем. С теми своими подчиненными, которые потребовали от него объяснений, он обходился очень жестко: оказывал психологическое давление, требовал немедленного отказа от своих убеждений и беспрекословного повиновения.
Борис Кислый первым отказался подчиняться Чарушникову. Он и несколько его единомышленников, объявив, что они православные христиане и не изменят своей Вере, вышли из «ПР» и создали в Новосибирске социально ориентированную организацию «Линия жизни», которая перешла под окончательное и постоянное духовное окормление священников Новосибирской епархии РПЦ. Однако Чарушников посчитал, что все помещения «Линии Жизни» принадлежат его организации и попытался завладеть ими силовым методом. Но попытка провалилась: на место конфликта прибыли сотрудники милиции и обезвредили нападавших.
С тех пор положение «ПР» нельзя назвать стабильным. Начались проверки, которые выявили нарушения в этой организации. Параллельно из «ПР» продолжали уходить люди, не согласные с политикой Чарушникова. Так было в Петропавловске-Камчатском, Екатеринбурге, Воронеже, Москве. В конце концов, решением Минюста деятельность организации была приостановлена до 20 марта 2011 года. Однако, как свидетельствуют бывшие сотрудники «ПР», Чарушников так и не свернул деятельность своей организации. При этом он не изменил и своего отношения к Православию.
Все это стало причиной выхода из «Преображения России» в январе этого года еще одного регионального руководителя по Тюменской области Евгения Костяева. В этом регионе в разных городах действовали двенадцать центров «ПР». Все они были на хорошем счету у руководства, считались перспективными.
«Я крещен в Русской Православной Церкви, я – православный христианин, – говорит Евгений. – Поэтому для меня были абсолютно неприемлемыми новые условия руководства «попов в центры не пускать!», «к иконам не поворачиваться!» Реабилитантам также не разрешалось посещать церковь, не смотря на их сердечное желание покреститься, исповедоваться или причаститься. На мой вопрос, кто же будет тогда духовно окормлять людей, если не наша Православная Церковь, мне было сказано: «Ты должен давать им духовную пищу».
По словам Евгения Костяева, в отдельных центрах «ПР», руководители которых не были православными христианами, действительно проводились сектантские служения. Порой откупались бассейны для «крещения» реабилитантов, проводились беседы, на которых лекторы по-своему трактовали смысл Священного Писания. В то же время с реабилитантами пытались разговаривать и православные священники. Но после приказа Чарушникова прервать все контакты с РПЦ, теперь такой возможности у насельников центров «ПР» не стало. Больше того, сектантский дух в организации стал усиливаться, крепчать.
«И тогда я принял окончательное решение порвать с «Преображением России», – сказал Евгений Костяев. – Я собрал всех своих руководителей и сообщил, что ухожу, потому что, во-первых, не вижу себя вне Православия и, во-вторых, не хочу принимать участие в работе, которая в настоящее время больше напоминает мыльный пузырь».
Евгений пояснил, что руководство «ПР» активизировало работу по созданию в стране новых центров, чтобы показать, что организация по-прежнему успешно развивается, хотя это не соответствует действительности. «Если зайти на сайт организации, то может показаться, что попал в сказку – настолько там все хорошо и гладко, что противоречит действительному положению дел», – говорит Евгений.
Для Евгения Костяева стало неожиданностью, что выйти с ним из «ПР» выразили желание половина его подчиненных. В Тюмени на Костяева были оформлены три дома, в которых размещались реабилитанты. Однако один дом «преображенцы» все-таки забрали: они нашли хозяйку и как-то уговорили ее переоформить договор на них. После этого, они выломали все четыре железных двери в доме, поскольку реабилитанты не хотели пускать их, закрывшись на все засовы. «Преображенцы» заявили, что все проживающие в этом доме, если хотят оставаться в «Преображении России», могут остаться. Если нет, то они должны покинуть помещение. «Во многом благодаря местной службе наркоконтроля, мы смогли разместить выброшенных на улицу людей», – говорит Костяев.
Сегодня тюменцы влились в новосибирскую организацию «Линия жизни». Евгению Костяеву удалось вывести из «ПР» порядка 90 реабилитантов, что составляет 70 процентов от общей численности проживающих в центрах «ПР» по Тюменской области. Этим людям теперь никто не будет запрещать открыто исповедовать свою Веру, ходить молиться в храм Божий, исповедоваться, причащаться.
Комментарии руководителя Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского Олега Заева.
– С этой организацией произошло то, что и должно было произойти. Когда мы еще только начинали с ними работать, то говорили, что без Бога построить ничего невозможно. Но если они все-таки решились на сотрудничество с РПЦ, то Господь благословит все их благие начинания. И сначала все так и было. Организация преумножалась, расширяла сферу своего влияния, ей стали многие доверять. За четыре года число ее центров выросло с 40 до 350, несколько центров появились за территорией Российской Федерации. Естественно, все эти достижения руководство «Преображения России» приписало исключительно себе. Здесь и нужно искать корни последующего поведения руководства организации. Восприняв все происходящее как прямое благословение Божие их позиции, они возвысились в собственных глазах, и к Церкви стали относиться как к третьесортному партнеру, а может быть, и всегда так относились. Власть и доходы опьянили сознание руководства «Преображения России». Увидев, как люди тянутся к Церкви, в особенности региональные руководители, руководство решило создать свою религиозную доктрину (тем более что предпосылки к ее созданию на тот момент уже были) и сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Оставалось только провозгласить таковую, что и было сделано летом 2010 года. Этот переломный момент можно считать окончательным поворотом в сторону трансформации организации в секту. Темные силы сыграли с этими людьми злую шутку. Назвав свое предприятие «Преображением России», они имели все шансы войти в историю в содружестве с Православной Церковью как организации, которая являлась бы первичной ступенькой в деле преображения души человека с последующим спасением от греха в лоне Церкви. Но вместо этого, вняв духам обольстителям, они превратили свое предприятие в сектантскую организацию, которая иначе преображает душу человека, переводя его из состояния плотского грешника в состояние согрешающего по духу. Сатана, знаете ли, не имеет плоти, но больше плотского человека согрешает перед Богом. С другой стороны, руководство заявило организацию как внеденоминационную, но и здесь обнаруживается явное несоответствие с настоящим положением: с полным основанием, после провозглашения доктрины, то есть способа толкования текстов Священного Писания и последующего поведения, организации приличествует наименование – деноминация имени Андрея Чарушникова.
Печальный исход, но вполне закономерный. Чарушников, опираясь прежде всего на собственные силу и власть, несомненно создал колосса, который однако оказался на глиняных ногах. Организация рассыпается, и будет рассыпаться впредь.
Но это плоды и нашей работы тоже. Люди не захотели жить и работать без Бога. Малая закваска сквасила тесто. Они стали православными христианами. И многие из тех, кто еще не вышел из этой организации, обязательно выйдут, соберутся с духом и выйдут, потому что «Без Бога ни до порога».
Дмитрий Кокоулин