Центральный суд Хабаровска признал экстремистским материалом листовку «Осторожно: секта! «Международное общество сознания Кришны». Повторяем: Хабаровский суд признал экстремистской не деятельность секты кришнаитов, а листовки, эту деятельность разоблачающие. Таким образом судьи-дальневосточники доказали, что местное правосудие отделено не только от религии, но и от государства и от здравого смысла.
Пресловутая листовка раздавалась хабаровскими студентами на состоявшемся 19 июля прошлого года на организованном кришнаитами «фестивале индийской культуры» в городском парке имени Муравьева-Амурского. При этом религиозно-ритуальная акция была активно проанонсирована местными СМИ и наружной рекламой.
«Под внешне презентабельной оберткой индийской эстетики, за яркими одеждами и миролюбивыми высказываниями скрывается жесткая, агрессивная секта, опасная для здоровья и благополучия граждан, — говорилось в листовке.
В тексте рассказывалось о том, что кришнаиты торгуют наркотиками и оружием, как в России, так и за рубежом, а также готовы убивать людей по религиозным мотивам. К листовке прилагалась информационная справка за подписью руководителя Центра религиоведческих исследований А.В. Кузьмина с рассказом о деятельности религиозной организации «Международное общество сознания Кришны» как тоталитарной секты.
После мероприятия по обращению представителей «Общества сознания Кришны» и по требованию руководителя «Центр Обществ сознания Кришны в России» Зуева С.В. тексты листовок были направлены для проведения лингвистической экспертизы на предмет наличия в них выражений экстремистского характера.
Экспертное заключение, составленное единолично преподавателем русского языка одного из Хабаровских вузов, не имеющим ни религиоведческого, ни юридического образования, гласило, что в листовках содержится ряд выражений, «носящих оскорбительный характер для последователей отдельных религиозных течений, направленных на возбуждение религиозной розни». Хабаровская прокуратура завела уголовное дело по ч.1 ст.282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») и установила, что было распространено порядка 500 листовок.
Решением суда предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности было вынесено… лидеру Хабаровского отделения «Молодой гвардии Единой России» Ивану Джуляку. При этом Джуляк неоднократно заявлял, что его организация не изготавливала эти листовки и к данной акции прямого отношения не имела.
«Единственное: среди участников этой акции был один из наших активистов, — признал лидер хабаровских «молодогвардейцев». — Но я не несу ответственность за деятельность всех активистов регионального отделения, которых порядка 1,5 тыс. человек, вне нашей организации. Ещё во время следствия следователь прокуратуры Центрального района сказал нам, что претензий к «Молодой гвардии» нет».
Комментируя решение хабаровских судей, интернет-портал «Православие на Дальнем Востоке» заявил, что данный прецедент «несёт крайне негативные последствия для правоприменителей, сотрудников министерств и ведомств правоохранительной системы и для гражданского общества в целом».
«Хабаровский суд и работники следственных органов, «борясь» с экстремизмом, существенно осложнили работу правоохранительным органам, действительно осуществляющим борьбу с различными формами экстремизма в России, — говорится в комментарии православного портала, — а также поставили под вопрос существование различных антисектантских, религиоведческих центров и организаций, оказывающих помощь жертвам опасных тоталитарных сект».
Таким образом, прецедент, созданный Центральным судом Хабаровска, может означать, что такие религиоведческие термины как: «секта», «сектант», «тоталитарная секта» следует впредь считать выражениями, направленными на возбуждение религиозной розни, и, следовательно, употребление которых следует квалифицировать по ст.282 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
А разнообразные религиозные организации весьма сомнительного свойства, в том числе тоталитарные и экстремистские, получили в свой руки серьёзное оружие, способное пресечь любую критику по отношению к ним как со стороны общественности, так и правоохранительных органов, занимающихся противодействию религиозному экстремизму и сектантству.