Мы, участники секций «Облекитесь во всеоружие Божие» и «Наша брань не против плоти и крови» XXXIII Международных Рождественских Образовательных Чтений, заявляем об опасности деструктивной псевдопастырской деятельности некоторых действующих, а также запрещенных и изверженных из священного сана священнослужителей Русской Православной Церкви, а также некоторых мирян, претендующих на особую пастырскую роль. Эта деятельность заключается в создании ими на территории Российской Федерации, а также в зарубежных странах весьма своеобразных сообществ. Их можно охарактеризовать как гуруистические культы, которые постепенно формируются в деструктивные секты со всеми характерными признаками, влекущими за собой разрушительные последствия для тех, кто попадает под влияние этих гуру и их близких. Также эти культы нередко представляют угрозу для церковного мира и традиционных российских ценностей, а в ряде случаев осознанно направляются против государственной и национальной безопасности нашей страны.
Мы констатируем, что возлагаемое на каждого православного священнослужителя пастырское душепопечение, окормление прихожан, построенное на неизменном авторитете к священному сану среди церковного народа, в руках недобросовестных пастырей становится способом манипулирования паствой в своих интересах. Полученная путем манипуляции абсолютная власть над прихожанами размывает истинный смысл пастырства и становится для такого священника источником реализации его скрытых амбиций. Таким образом, он начинает мнить себя высоким духовным авторитетом, провидцем или пророком, не способным ошибаться, и чье мнение является истиной в последней инстанции. Это самопревозношение, к сожалению, нередко подпитывается адептами подобного лжепастыря, для которых его авторитет возвышается над авторитетом Церкви, а нередко и противостоит ему. Так, постепенно утрачивается связь общины с канонической Церковью, пребывание в которой для гуру и его адептов перестает быть необходимостью, и формируется параллельная Церкви структура сектантского типа, которая в то же время продолжает прикрываться авторитетом Православной Церкви, вводя в заблуждение потенциальных новых жертв и губя души тех, кого вовлекли в такого рода сообщества.
По словам святителя Игнатия Брянчанинова, такое старчество есть «душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании – послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть».
Сколь разрушительно это явление, мы видим на примере тоталитарной секты псевдоправославной направленности, созданной Владимиром Головиным (бывший протоиерей, из сана извержен) в г. Болгар (Татарстан). Община этого бывшего священника формировалась в церковной среде, но покинула ее, когда Церковь попыталась препятствовать неканонической деятельности Головина. К сожалению, это далеко не единственный случай.
Создавая культ вокруг собственной личности, такие лжепастыри, пользуясь авторитетом Церкви, в которой они были наделены священным саном, привлекают к себе множество легковерных и доверчивых мирян (и даже других священнослужителей), затем заражают их ядом собственного учения, противоречащего церковному, и делают «рабами человеков». Многие последователи как руководство к действию воспринимают советы переехать поближе к своему «батюшке», составляя целые поселения. Эта деятельность побуждает нас вспомнить о трагедиях в изолированных сектантских сообществах, в которых люди или по приказу своего гуру или от отчаяния заканчивали жизнь самоубийством, или безжалостно уничтожались, или направлялись на совершение террористических и экстремистских актов. Нет никаких гарантий, что в возникающих сообществах не повторятся подобные варианты развития событий.
В деструктивной деятельности псевдоправославных групп прослеживается и очевидный коммерческий интерес. Желание малоцерковных людей найти в храме универсальные средства, которые помогут в разрешении конкретных трудностей, становится почвой для агрессивного маркетинга со стороны псевдоправославных сектантов, которые готовы предложить решение любых проблем за соответствующий прейскурант. В нем присутствуют и различные освященные (а по сути, магические) предметы, особого рода молитвы и чинопоследования, которые не известны полноте Церкви, оккультно-магические предложения по изгнанию бесов (т.н. «отчитки», давно превратившиеся в массовое шоу, привлекающее множество «паломников», оплачивающих свое присутствие при подобном действе) и многое другое.
Вербовке в эти сообщества активно способствует Интернет-пространство. Часто лжесвященники создают страницы в соцсетях, каналы на видеохостингах, где ведут свою активную антиканоническую деятельность. Многие из тех, кто желает узнать о церковной жизни, попадают к сектантам, проявив интерес к их видео- и иному контенту. Целый ряд «паломнических» агентств сотрудничает с подобными «старцами» на коммерческой основе, широко рекламируя в соцсетях поездки к ним, гарантирующие успешное разрешение всех проблем.
Ситуация, сложившаяся с упомянутым выше Владимиром Головиным и его последователями, – яркий пример подобного сектантского поведения во всех его проявлениях. Головин создал громадную медиасеть, работающую по принципу агрессивного маркетинга и, по имеющейся информации, приносящую ему и его ближайшему окружению громадные прибыли. Формально оставаясь в лоне Церкви, этот бывший протоиерей ведет активную пропагандистскую антицерковную и раскольничью деятельность, формирует новую обрядность и создает свои собственные структуры по всему постсоветскому пространству и в дальнем зарубежье.
Проблема младостарчества остаётся одной из самых животрепещущих тем в православной пастырологии. В последнее время об искушении младостарчества высказывались Святейшие Патриархи Алексий II и Кирилл, создавались Определения Священного Синода (1998 г.) и Архиерейского Собора (2000 г.).
Чтобы защитить православных христиан и не допустить создания новых псевдоправославных сект, а также констатировать отторжение от Церкви тех, кто формально к ней принадлежит, а на деле прикрывается ее именем, чтобы губить стадо Христово, мы почтительно просим священноначалие Русской Православной Церкви обратить пристальное внимание на все шире распространяющуюся проблему псевдостарчества и, в частности, на антицерковную позицию Владимира Головина и принять необходимые канонические меры для ее системного решения. Очевидно, что разрушительная деятельность Владимира Головина, как и ряда других лжепастырей, требует рассмотрения Церковным Судом Русской Православной Церкви.
Единогласно принят участниками противосектантских секций.
Москва, 30 января 2025 г.