6 марта 2006 г.
28 февраля Портал-Credo.Ru в рубрике «Документ» разместил «Заявление российских правозащитников о давлении, оказываемом прокуратурой Москвы на общество «Мемориал», предоставленное ИА «За права человека» и датированное 27 февраля. Не затрагивая сути заявления, позволим себе сообщить посетителям Портала некие весьма примечательные штрихи биографического свойства, касающиеся ровно половины лиц, подписавших Заявление, как всегда наполненное пафосной риторикой. Полагаем при этом, что общепринятые соображения этического свойства, мешающие воспитанному человеку «переходить на личности», в данном случае не имеют силы по одной простой причине – наша реплика коснется не обстоятельств личной жизни рассматриваемых нами лиц, а сугубо социальных их характеристик.
Заявление правозащитников подписали Лев Пономарев, Юрий Самодуров, Эрнст Черный и Глеб Якунин. Из этой славной четверки мы намерены остановиться на Ю. Самодурове и Г. Якунине, оказавшимися объединенными общей любопытной чертой – тесной связью с одной из опаснейших тоталитарных сект. Сам по себе этот факт ныне едва ли способен кого удивить. Хорошо известно, что многие правозащитники давно превратились в профессиональных сектозащитников. Это легко понять, если учесть, что диссиденты, имевшие в прошлом немалые реальные заслуги, на фоне кардинально изменившейся после 1991 г. российской социально-политической реальности рискуют стать «безработными» и окончательно превратиться в неких незначительных маргиналов. (Недаром протоиерей Александр Шмеман еще в 1974 г. в своих дневниковых записях характеризовал диссидентов как «людей без окончательного выбора и потому, в сущности, растерянных, потерянных…».) Должно быть, во избежание этого неизбежного скатывания в маргинальность некоторые из диссидентов ныне почли за благо начать демонстративное братание с тоталитарными сектами, не говоря уже про выгодную грантополучательную сторону такого братания.
Столь же забавно, сколь и показательно при этом то, что собственно мировоззренческая позиция здесь до такой степени оттесняется на десятый план, что в друзьях одиозной секты могут оказаться – как это и произошло в нашем случае – люди диаметрально противоположного отношения к религии: гостеприимный хозяин скандальной выставки, невольно заставившей россиян вспомнить времена зубодробительного «воинствующего» атеизма в духе Емельяна Ярославского и Демьяна Бедного, и бывший священник Русской Православной Церкви, отведавший в свое время лагерной жизни именно как защитник религии. (К слову, даже если не затрагивать больного, по-видимому, для Глеба Якунина вопроса о его нынешнем церковном, а точнее – внецерковном статусе, то ему как человеку образованному, должно бы быть известно, что нескромно и потому комично ставить свою подпись в таком виде: «отец Глеб Якунин». Прибавление слова «отец» к имени священника уместно лишь, когда оно употреблено применительно к нему третьим лицом, а в собственных устах или из-под собственного пера выглядит манерным и безвкусным. Речь идет о столь банальных вещах, что хочется принести извинения за изложение истин, как правило, открывающихся уже семинаристу первого класса).
Итак, Юрий Самодуров и Глеб Якунин, мягко говоря, не чураются отношений с сектой Муна – она же «Церковь объединения», «Федерация семей за мир во всем мире», «Межрелигиозная межнациональная федерация за мир во всем мире» etc., etc., – полный перечень проектов мунитской секты составляет около 200 (!) наименований. Не поддадимся нездоровому желанию похихикать при мысли о том, как же примиряются они оба, один – пылкий свободомыслящий атеист, другой – мнящий себя священником, с мыслью о своей связи с организацией, возглавляемой лицом, заявляющим, что отныне ему «приличествует титул спасителя, мессии, царя человечества»…
Однако желание посмеяться полностью улетучивается, когда задумываешься о других обстоятельствах. 86-летний Мун перестает восприниматься как жалкая фигура из очередного казуса в учебнике психиатрии, иллюстрирующего клиническую картину мании величия, если вспомнить о тех бедах, что он принес в Россию. Не успела российская школа опомниться от внедрения в систему нравственного воспитания учащихся сектантского курса «Мой мир и я», бульдозерным методом осуществлявшегося в 90-е годы при прямой поддержке коррумпированных чиновников высшего звена из тогдашнего Министерства образования РФ, как теперь уже в 2006 г. прочно окопавшиеся на российской почве муниты под прикрытием одного из своих бесчисленных «миротворческих» проектов вновь начали свою вредоносную акцию расширения корпуса «послов мира» и заманивания российской молодежи, в том числе с помощью этих «послов» из числа руководителей и работников органов и учреждений образований, на свои семинары «по ценностям семейной жизни».
Подробнее об этой сектантской вербовочной акции по типу организаций сетевого маркетинга наша Ассоциация уже сообщила 10 февраля в своем Информационном бюллетене ««Послы мира» или агенты влияния тоталитарной секты Муна». Примечательно и то, что, когда в октябре 2005 г. Россия захлопнула дверь перед носом этого сектантского лидера, об этом с сожалением было упомянуто в докладе Госдепа США, на который были даны достойные ответы, как Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата, так и Министерством иностранных дел РФ.
Вернемся, однако, к героям нашего повествования. Юрий Самодуров. 30 марта 2005 г. лента новостей “Портала-Credo.Ru” сообщала: «Директор Сахаровского центра Юрий Самодуров стал “послом мира” в федерации, основанной проповедником Сан Мен Муном Как стало известно корреспонденту “Портала-Credo.Ru”, осужденный 28 марта по делу о выставке “Осторожно, религия!” директор Cахаровского музея-центра Юрий Самодуров ровно за два месяца до приговора стал обладателем диплома “Посла мира”, вручаемого межнациональной межрелигиозной федерацией за мир во всем мире (IIFWP) – международной организацией, основанной известным южнокорейским евангелическим проповедником и предпринимателем Сан Мен Муном, и имеющей статус наблюдателя при экономическом и социальном совете ООН.
Этого диплома г-н Самодуров был удостоен во время проведения в Сахаровском центре-музее 28 января международного круглого стола по вопросам миграции в СНГ, организованного IIFWP совместно с рядом авторитетных российских общественных организаций.»
Оставим на совести анонимного корреспондента Портала представление Муна в качестве «евангелического» проповедника. В действительности этот самозванный «мессия и царь вселенной» способен вызвать аллюзию к Евангелию лишь единственного плана – когда Господь наш Иисус Христос говорит о том, что «восстанут лжехристы и лжепророки» (Матф., XXIV, 24). Но из приведенной порталовской информации становится видно и то, что Самодуров не просто стал «послом мира», то есть принял этот сертификат вопиющего антихристианства из рук мунитских сектантов, но и выступил к тому же в роли гостеприимного хозяина акции, проходившей в его музее-центре с их прямым и активным участием.
Поведать о Глебе Якунине как давнем соратнике мунитов труднее по одной простой причине. Заявленный формат «реплики» не вместит весь послужной список вчерашнего православного диссидента на службе у тоталитарной секты. Поэтому обойдемся без деталей, ограничившись голой правдой фактов.
На протяжении своего депутатского срока в Госдуме Якунин действовал в теснейшей упряжке с мунитами. Целый ряд действий, зачастую направленных непосредственно против интересов Русской Православной Церкви, муниты осуществили в середине 90-х годов при прямом и живейшем участии депутата Госдумы Якунина и его помощника, столь же «достославного» Льва Семеновича Левинсона. Но помощник этот – отдельная песня, вернемся к самому депутату. Используя свой депутатский статус, он в те годы, чем мог, удружал мунитам, например, в деле придания выгодного для сектантов направления подготовке парламентских слушаний о свободе совести в феврале 1995 г.
В случаях особо ответственных факсовые сообщения один да другим летали между его кабинетом в Госдуме и пиар-офисом мунитов, располагавшемся тогда на Чистых прудах. Однажды, при технической неполадке с приемом на факсе Якунина, мешавшей посылке мунитами очередного важного документа, почтенный депутат во время десятой попытки вспомнил о своем некогда пребывании в сане и пообещал по телефону, что он осенит крестным знамением свой факсовый аппарат, чтобы тот четче работал… Отношения между Якуниным и сектантами становились все более теплыми. В августе 1996 г. российское руководство мунитской секты приняло решение, что с января 1997 г. возьмет якунинский «Комитет защиты свободы совести» (публиковавший в своем бюллетене и материалы, представленные мунитами) на долларовое содержание (впрочем, не слишком щедрое)…
Стоит ли продолжать? Думается, главное в нашей реплике уже прозвучало. Пусть россияне знают, что за публика берется на глазах российской и мировой общественности напыщенно рассуждать о правах человека, огульно критиковать российскую юстицию, приписывая ей «проявления полнейшего субъективизма», «решительно осуждать действия Прокуратуры г. Москвы» и объявлять «абсолютно допустимым сомнение в законности и обоснованности решения Верховного Суда». Хорош образчик правового нигилизма со стороны «правозащитников?
Постоянная готовность этих горе-правозащитников апеллировать к политическому опыту и общественному мнению Западной Европы и США, непрекращающиеся попытки приписать нынешним российским властям «грубые и массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина» вкупе с обвинением их в стремлении действовать «келейно» заставляют всерьез заподозрить, что людей, подобных «подписантам» этого заявления настигли подкравшиеся со временем типичные болезни сенильного возраста – старческая дальнозоркость и куриная слепота. Особенностью этих заболеваний в их случае выступает странная черта: способность видеть вдалеке все в розовом свете и потеря возможности отчетливо видеть происходящее под носом.
Господа! Обратитесь же за помощью к офтальмологам! Быть может, они в силах помочь вам разглядеть очевидное – на чьей стороне общественное мнение россиян, мнимо попираемые права которых вы так ретиво пытаетесь защищать. Кто – в социологическом измерении (качественном и количественном) – стоит в нашем обществе за вами, и в угоду кому объективно делаются ваши кричащие заявления.
Президент РАЦИРС
профессор А. Л. Дворкин
Ответственный секретарь РАЦИРС
священник Лев Семенов, к.и.н., доцент