
История самарских паломников, затерявшихся в тайге, прогремела на всю страну. «КП» встретилась с девушкой, которой удалось выйдти из секты [обсуждение]
27-летняя Елена Тельных рассказала, как попала под влияние архимандрита Константина и 2 года скиталась с ним по непроходимым горам и лесам Тувы.
На дворе уже давно XXI век, а люди продолжают верить целителям, магам и экстрасенсам. Даже после линчевания Гробового они попадаются на удочку лжепророков. Продают квартиры, бросают семьи и бегут от цивилизации в тайгу. Причем далеко не все сектанты — люди темные и недалекие. Живой пример тому — бывшая сотрудница самарского педуниверситета, 27-летняя Елена Тельных. Два года назад она и ее мама продали двухкомнатную квартиру в центре Самары и на вырученные деньги рванули в Сибирь прятаться от апокалипсиса. Когда вернулись обратно, денег хватило только на то, чтобы снять комнату на окраине города…
С виду Лена — вылитая студентка-первокурсница. Худенькая, узкие плечики, тонкие ручки. Только серьезные вдумчивые глаза выдают возраст. Глядя на нее, ни за что не подумаешь, что она могла отшагать пешком десятки километров по тайге и строить деревянные кельи.
— Когда поняла, какую ошибку совершила, продав квартиру и уехав в тайгу, хотела покончить с собой, — призналась девушка. — Сейчас вот строю новую жизнь по кирпичику.
О прозорливом старце слагали легенды
А началось все в 2005 году. Тогда Лена Тельных закончила исторический факультет с красным дипломом, устроилась работать на кафедру лаборантом, писала кандидатскую диссертацию. В Швеции Лену ждал жених, с ним она познакомилась по Интернету. Жизнь девушки кардинально изменила поездка к тете в Похвистнево. Тетка была помощницей архимандрита Константина, тамошнего священника, который в городе был настоящей звездой.
— Константин выглядел как библейский старец, — вспоминает Лена. — Густая борода, худое лицо. До сих пор не могу забыть его взгляд. Пронзительный такой. Всегда смотрел прямо в глаза, не отрываясь. Меня каждый раз в дрожь бросало.
В Похвистнево священника сравнивали с самим Иоанном Кронштадтским. Рассказывали, что он ставит на ноги прикованных к постели, исцеляет слабоумных. Люди толпами шли к нему в дом. Константин попросил Лену собирать подписи жителей Похвистнево за введение уроков православия в местных школах. Она начала регулярно наведываться в Похвистнево, регулярно прогуливать работу. Мать с тревогой замечала, что Лена становится замкнутой. Раньше были как подружки, а теперь из дочери слова лишнего не выжмешь.
— После каждой беседы с батюшкой меня посещали мысли, что я не смогу без него больше жить, — говорит Лена. — Я забыла про дом и жениха. Только и думала, как бы скорее увидеть батюшку Константина. С открытым ртом слушала его рассказы про конец света, спасение души, дьявольское число ИНН. Верила каждому слову.
А вскоре старец позвал Лену в Сибирь, в тайгу. Константин пожаловался, что его преследует ФСБ за то, что он якобы выступает против выдачи ИНН. (Русская православная церковь называла номер ИНН, который начинается с цифр 9909, числом зверя. Многие священники выступали против выдачи такого документа, — Прим. Авт.).
— Построим в лесах храм и будем в нем ждать конца света. Если поедешь со мной — спасешься, останешься в Самаре — погибнешь, — говорил Константин.
|
Лена согласилась. Мать пыталась образумить дочку. Куда там. Вскоре дочь обработала и ее, заставила продать двухкомнатную квартиру. Ведь так посоветовал сделать отец Константин.
— Я была как в бреду, — вспоминает Лена. — Выбросила в мусоропровод музыкальный центр и свой красный диплом. Подруга рассказывала мне, что я кричала, что все это бесовщина.
Потом, уже в Сибири, женщины потратили все квартирные деньги на еду. Когда у отшельников заканчивались припасы, Елена и Людмила Тельных оплачивали вертолеты с провиантом. Впрочем, делали это не только они. Были у батюшки и другие дойные коровы.
Мы скакали перед ним, как зайцы!
Вместе с Константином в тайгу подались еще 24 жителя Самарской губернии. Многие из них инвалиды и пенсионеры. Отец Константин собирался привести всех к озеру Додот в Тоджинском районе Республики Тува. Там паломники нашли обветшалую избушку, смастерили пристрой. Поначалу в общине паломников царили мир и согласие. Все вместе молились, работали. Гром грянул через три месяца, когда у паломников закончилась провизия.
— Сначала мы питались два раза в день, потом перешли только на завтраки, — вспоминает Лена. — Из еды у нас осталась только гречка. Варили по две кружки крупы на 20 литров
У некоторых от недоедания опухали ноги и руки. От безнадеги паломники ели даже рыбьи кишки. А батюшка себе ни в чем не отказывал. Кушал пельмени из щуки, рыбные котлеты, оливки. Да и жил в отдельной келье. В отличие от паломников, которые ютились в маленьких избушках по 12 человек. Монахи стирали ему одежду, кланялись при встрече в ноги. Константин превратился в настоящего царька небольшой общины.
— Мы скакали перед ними, как зайчики, — говорит Лена Тельных. — Любое решение принимали только после благословения старца. Его слово было для нас законом. Сомневаться в его действиях было нельзя. Иначе посчитают предателем. А предателей надо проклинать.
Сбежавших мальчишек не разрешил спасать!
Однажды послушание, чуть было не привело к страшной трагедии. В лагере паломников жила семья бывших предпринимателей Курочкиных с четырьмя детьми. Старцу Константину они верили свято. Архимандрит исцелил от головных болей их младшую дочь. Курочкины ринулись за ним в Сибирь, прихватив детей и распродав все имущество. Только вот их сыновья Артем и Ярослав были не рады переезду. Сидеть в келье и молиться днями и ночами напролет мальчишкам не хотелось, и они решили сбежать. Своровали сладости, сели в лодку и поплыли вниз по реке. Только не знали подростки, что на их пути будет водопад, высотой 20 метров, не меньше.
— Мы хотели их спасти. Но батюшка не давал нам благословения, — вспоминает Елена. — А ослушаться не могли… Вот так сидели в келье, плакали и молились. Особенно тяжело было матери Артема и Ярослава, Ларисе. Она чуть было не сошла с ума.
К счастью, охотники, жившие неподалеку от лагеря паломников, беглецов перехватили перед самым водопадом. Когда мальчишки вернулись, «благочестивый старец» пришел в бешенство. Заставил просить на коленях прощение, кланяться всем в ноги. Ребят забрали к себе охотники, считай, второй раз спасли. Елена говорит, что спустя год прозревшие родители бросили секту, забрали детей и вернулись домой. Но таких среди сектантов немного.
Больную девушку приказал запереть в бане
|
Константину не сиделось на месте. Он регулярно заставлял отшельников скитаться по глухой тайге в поисках нового пристанища. Люди по лесам бродили месяцами, шагали по крутым склонам, вдоль ущелий гор, сходили с ума от голода и мороза. У одной из девушек, больной шизофренией, начались приступы.
— Наташа в Самаре лежала в специальной клинике, ей требовалось постоянное наблюдение врачей, — говорит Елена. — А в тайге ни медиков, ни лекарств. Паломники уговаривали батюшку не брать ее с нами в Туву. Но он и слушать не хотел….
Девушка приходила в келью к монахиням, пела матерные песни, писала у батюшки под окнами. Паломники уговаривали архимандрита Константина отправить вертолет за лекарствами для Наташи. Но старец только отмахивался, обозвав Наталью хулиганкой. Потом приказал запереть ее в бане, посадить на хлеб и воду. А одному из паломников, бывшему уголовнику Владимиру, бить девушку, если она будет хамить и материться. Когда Наташу ударили, терпение ее лопнуло.
— Сволочи вы, а не монахи, — крикнула она членам общины и бросилась в лес.
Паломники стали собираться на поиски. Но батюшка не дал благословения. Обещал проклясть тех, кто ослушается… Нашли Наташу через две недели. Несчастная замерзла на болоте. Похоронили ее там же в Туве неподалеку от лагеря.
«Ваш батюшка — раскольник!»
После похорон Наташи Лена разочаровалась в своем кумире. Страшная смерть девушки словно открыла ей глаза. И когда Константин отправил ее в Кызыл за продуктами, она тайком поехала в Красноярск к местному священнику.
— Я рассказала ему про Константина, про нашу общину, — вспоминает Елена. — Он ответил: «Батюшка ваш — самый настоящий раскольник». Красноярский священник объяснил мне, что прежде чем разбивать лагерь и строить храм, он должен был получить разрешение у протоиерея Тувы. А у Константина на руках было только письмо от похвистневского благочинного, в котором было сказано, что ему можно уйти за штат вместе со своим приходом. Когда вернулась в общину, я начала все обдумывать, анализировать. Поняла, что мы живем по принципу тоталитарной секты: тяжелый физический труд, нехватка питания, наличие харизматического лидера, который для нас уже превратился в Бога.
Жизнь заново
После двух лет мытарств по тайге Лена с матерью вернулись в Самару. Поначалу было очень трудно вернуться к прежней жизни. После лесов и гор, безмолвия — город-миллионник. Жених из Швеции уже давно женился. Квартира продана. Жить негде. Работы нет.
Тельных моталась по городу в поисках работы и жилья. Трудилась сначала в школе учителем истории, потом — фотографом в студии. С мамой они сняли комнату. Потихоньку жизнь стала налаживаться. И тут весть из тайги…
— Мне позвонил монах Василий и сказал, что ушел из тайги, а оставшимся паломникам нужна помощь, — рассказывает Елена Тельных. — Я стала писать в МЧС России, в прокуратуру Тувы.
Сейчас Елена Тельных вместе с добровольцами и сотрудниками МЧС Тувы спасает паломников из тайги.
«Батюшка — тот еще жук!»
Жители Похвистнево вспоминают про своего бывшего священника, отца Константина, который вместе с отшельниками подался в Туву
|
После беседы с Еленой мы отправились в Похвистнево. Пятнадцать лет назад сюда из Тувы приехал отец Константин. После службы в армии он остался жить в Сибири и уже оттуда перебрался в маленький городок Самарской области. Одной из послушниц он потом рассказывал, что в мирской жизни работал строителем и даже выступал в цирке. Как он стал священником для похвистневцев — загадка. Жил батюшка уединенно, простых людей держал на дистанции. Говорят, что общаться предпочитал с сильными мира сего. Получив чин архимандрита, открыл воскресную школу, начал реставрировать церковь и одновременно отстроил себе двухэтажный коттедж. В его дом были вхожи только избранные. Люди о нем отзываются по-разному.
— Да бес он настоящий, а не священник, — говорят соседи отца Константина. — К нему люди шли толпами, а возвращались будто пьяные! И никого он не вылечил. Приехала к нему бабушка из Тольятти. Квартиру там продала и купила дом рядом с коттеджем Константина. У нее был полиомиелит. Но Константин ей так и не помог. Да и батюшка он был никудышный. Кто-нибудь в городе умрет, придут к нему люди, чтобы позвать на отпевание, а он и двери не открывает. Некоторые могли простоять у него под окнами весь вечер.
— Муж однажды помогал Константину убираться в погребе, — вспоминает Анна Семеновна, соседка Константина. — У батюшки такой запас продуктов хранился, что его бы хватило лет на тридцать. Огромные пакеты с мукой, конфеты, консервы, стройматериалы, которые должны были идти на строительство церкви…Батюшка — тот еще жук!
В храме, в котором служил Константин, наоборот, о нем вспоминают с теплотой. Говорят, что человек добрый и очень обаятельный.
— Мы все плакали, когда он ушел, — признались в неофициальных беседах работники церкви. — И дети в воскресной школе его очень любили. Не угодил он чем-то нашему руководству. Церковь, говорят, не так построил, деньги, отпущенные на строительство, прибрал к рукам, вот и сняли его. Да, еще слухи ходили про его связь с Гробовым. Вот он обиделся и уехал в тайгу.
Дружба священника с сильными мира сего стала в Похвистнево притчей во языцех. Говорят, что когда у Константина был день рождения, вся улица рядом с домом была запружена дорогущими машинами. В гости к священнику приезжали глава администрации г. Похвистнево, менеджеры с АвтоВАЗА, главврачи больниц, бизнесмены. В друзья к Архимандриту записывали небезызвестного шарлатана -целителя Григория Гробового, офис которого в Похвистнево находился рядом с воскресной школой Константина. Поговаривали, что вместе со «вторым Иисусом» батюшка воскрешал на скиту мертвых. Но так ли это, никто не знает.
Есть ли у этих несчастных людей, попавших в сети сектанта, шанс вернуться к прежней жизни и выпутаться из оков отца Константина? Давайте обсудим.