Публикуем письмо, пришедшее в редакцию нашего сайта. Мы понимаем всю моральную сложность публикации текста с критикой А. Г. Дугина после жестокого террористического убийства его дочери, Дарьи Дугиной. Но, сочувствуя потерявшему дочь отцу и осуждая подлый теракт, мы не можем закрывать глаза на откровенно оккультно-языческие утверждения человека, называющего себя православным. К сожалению, многие, не разобравшись, считают его пусть и немного странным, но все же православным христианином. Более ранние публикации на нашем сайте (https://iriney.ru/okkultnyie/okkultnyie-vozzreniya-dugina/novosti-ob-okkultnyix-vozzreniyax-dugina/) довольно подробно разбирают оккультные воззрения Александра Дугина. Присланное нам письмо, по нашему мнению, дополняет эти публикации.
Редакция
Фото взято из открытых источников
В последнее время православные каналы в ТГ все чаще упоминают Александра Гельевича Дугина в качестве православного мыслителя. К его идеям стали прислушиваться, его выступления хвалят, а тезисы – цитируют. Заметив такую популярность, я решил ознакомиться с мировоззрением Дугина и начал с его канала в телеграмме. К своему разочарованию я обнаружил множество публикаций и тезисов, которых не ожидаешь увидеть у православного человека:
1. https://t.me/Agdchan/5174 тут Дугин репостит оккультный текст про Блока и Вагнера. Кроме того, что мы узнаем об оккультных мыслях Блока и Вагнера (в частности, о том, что Вагнер “возлагал надежды на силу божественного человеческого разума, на веру в Христа, пострадавшего за людей, и в бога Аполлона, принесшего людям радость.”), нам рекомендуется брать себе в пример Вагнера и его представления об искусстве. Дугин противопоставляет обществу потребления вагнеровское-блоковское представления об искусстве и античные драмы, как якобы боговдохновенное творчество. Боговдохновенным, видимо, считается и указанная теория соработничества Христа и Аполлона, прямо противоречащая словам Писания: “Какое согласие между Христом и Велиаром?” (2Кор 6:15) и “Яко вси бози язык бесове. Господь небеса сотвори” (Псалтирь 95:5).
Термин «Божественный человеческий разум» очень похож на Culte de la Raison, принесший Франции многие беды во время «Великой» Французской революции.
С христианским взглядом на античный театр можно ознакомитться у Иоанна Златоуста, порицающего богохульство, разврат, и праздность, распространяемые театром, например: “На площади ты не станешь смотреть на обнаженную женщину, а еще менее дома, – ты оскорбишься таким зрелищем; а в театр идешь, чтобы оскорбить честь и мужеского, и женского пола и осрамить глаза свои”. Не похоже ли это на некоторые современные постановки, против которых протестует православная общественность? А ведь некоторые из этих режиссеров позиционируют себя как прямых продолжателей античного театра. А само “искусство” актеров этих действ свт. Иоанн характеризует как “Если дело худо, то и подражание ему худо”. Итак, античный театр вряд ли может считаться примером для подражания в борьбе с пошлостью. Более того, слова святого современника этого театра свидетельствуют, что античный театр это и есть оплот пошлости. Так что нам предлагает сделать Дугин? Заменить одну пошлость другой, «правильной»? Почему он недоговаривает, что предлагает на замену нынешнему действительно печальному положению дел?
2. https://t.me/Agdchan/3377 После получения МО РФ контроля над островом Змеиный. Тут Дугин утверждает (ссылаясь на “сакральную географию” румынского оккультиста Василэ Ловинеску (Гетикуса), который, отказавшись от своего православного крещения, принял ислам), что Змеиный якобы был местом капища аполлонистов, и что обладание этим островом определяет мировую историю. Апостол Павел писал “Мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.” (1Кор 8:4-6)
Из приведенной выше цитате из Псалтири также ясно, что если идол ничто, то существа, выдающие себя язычникам за богов — это бесы. Совершенно непонятно как “ничто” или бесы могут быть тем, что определяет ход мировой истории. Тем более, по православному учению, ход мировой истории и вообще все события направляются Промыслом Божиим, что подкреплено как Преданием, так и словами Писания: “Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены” (Мф 10:29-30).
3. https://t.me/Agdchan/5998 пост после потери Змеиного. Тут Дугин обещает вернуть остров и воздвигнуть там “святилище светлого Бога”. В контексте прошлого разобранного поста, очевидно, что под «светлым Богом» имеется в виду Аполлон.
4. https://t.me/Agdchan/456 реклама еще 2020 года, где упоминаются “логос Аполлона”. Напомню, что на греческом Бог Слово (“В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог”) это именно Логос и удивительны рассуждения о каком-то логосе языческого бога – демона. “Сокрушение ударом врат мрака”, произведенное бесом тоже концепция не христианская.
5. https://t.me/Agdchan/4467 Это репост статьи Дарьи Дугиной (ныне злодейски убитой террористами) о Юлиане Отступнике, где говорится, что Юлиан был платонистом, строителем платонического государства. А его правление — это не реставрация язычества, а строительство Платонополиса. Вообще-то Юлиан, особенно почитавший языческих богов Гелиоса и Митру, придерживался идей радикального неоплатонизма (Дарья в статье использует термины «платонизм» и «неоплатонизм» как взаимозаменяемые, что некорректно). Неоплатонизм Юлиана был жестко антихристианским, что император, получивший в истории прозвище «Отступник», и доказал своими действиями против Церкви Христовой.
Особенно интересна цитата: “В случае этой замены In hoc signo vinci на Sol Invictus, которую подчас трактуют как ярчайший пример «языческой реставрации», можно увидеть и нечто иное: не смену одного культа другим, но обращение к философскому истоку, общему для различных религий и вер. Подобно тому, как Империя собирает народы и царство, так и полноценная имперская сакральность возводит к генадическому истоку все частные формы. В конце концов, крест – это тоже солярный символ, и на имперской хоругви он был тесно связан с эпизодом военной победы и политическим расцветом Рима при Константине”. Налицо попытка отождествить явление Креста Господня равноапостольному Константину с какими-то митраистскими обрядами, а Крест Христов низвести до одного из древних языческих орнаментов. Автор статьи говорит, что есть некий философский исток, изначальная религия, а все остальные религии только лишь в той или иной степени отражают его. Потому и Крест объявляется не знаком жертвы и любви Христа, а наследием каких-то древних солнечных культов, а само христианство становится одним из солнечных и военных культов, изменившихся со временем, скажем одним из вариантов митраизма галилейского извода. Это совершенно противоречит не только христианскому учению, но и историческим фактам. Очевидно, что Крест Господень никак не связан ни с обожествлением Солнца, ни с заимствованиями из митраизма. Христиане верят, что в откровении Христа нам дана полнота Истины, которой нет и не будет в других верах. Идея, что христианство заимствовано из митраизма, принадлежит языческому философу-неоплатонику Цельсу, гнусно хулившему Христа и нашу веру и аргументированно опровергнутого церковными авторами.
Человек, который может писать такое или размещать у себя в канале такие идеи, явно не христианин. Более того, тут содержится отсылка к другим текстам и речам Дугина, где проповедовалась идея «любая мистика несет в себе что-то от единого прообраза, но никакая не содержит в себе исключительности полноты» (например, тут – https://t.me/Agdchan/6271 «у нас остается Традиция, которая в своих корнях была общей – у римлян и греков, у первых христиан»). Эту идею А. Г. Дугин, к сожалению, привил своей дочери. Размещая этот текст, Дугин показывает, что и сейчас ничуть не стыдится их.
В дополнение хочется сказать о том, что говорит Предание Церкви о смерти Юлиана: «По молитве святителя Василия Великого перед иконой Пресвятой Богородицы об освобождении христиан от гонителя христианской веры Она послала уже пребывающего в сонме святых на небесах великомученика Меркурия сослужить воинскую службу на благо Церкви земной. Образ святого Меркурия, изображённый на иконе рядом с образом Пречистой Девы, стал невидимым, а затем вновь показался с окровавленным копьём. В этот самый момент Юлиан Отступник был пронзён на Персидской войне копьём неизвестного воина, тотчас ставшего невидимым. Окаянный Юлиан, умирая, воскликнул: “Ты победил, Галилеянин!”»
6. https://youtu.be/HaZ2zWp4Ji4 Был снят и показан по федеральным каналам фильм про Дарью Дугину. На 12:25-12:35 её подруга рассказала про то, что примером для Дарьи в вопросе личной жизни была “богиня” Афина, а не кто-то из христианских святых. Разве не следствие это не совсем православного воспитания (мягко говоря) в семье, в которой миф о бесе считается примером для подражания?
Может Дугин не одобряет такие сравнения или сожалеет о них? Нет! Вот публикация: https://t.me/Agdchan/7649 – репост, которой сделал Александр Гельевич, где Дарья Дугина изображена в виде Афины, а всегда с ней какая-то “Богиня Победы”. Разве стал бы христианин выставлять на всеобщее обозрение рисунок дочери в виде языческой богини, тем более что вместе с дочерью по задумке художника теперь всегда идол или бес? Христианин, точно, запретил бы размещать такие изображения и призвал вместо этого молиться о своей дочери, чтобы Всемилостивый Господь простил бы ей все прегрешения, вольные или невольные.
7. В том же фильме (на 9:54) мать Дарьи Дугиной сообщает, что вся семья – последователи Платона. Как видно из цитированной публикации про Юлиана Отступника, эти платонисты считают, что идеи Юлиана Отступника — это “платонизм, а не реставрация язычества, строительство Платонополиса”. Напомним также, что Блаж. Августин считал идею Платонополиса несовместимой с христианством.
Отсюда напрашивается вывод, что если семья Дугиных считают себя единоверцами с Юлианом Отступником, то он им намного ближе, чем молившийся об избавлении от него Василий Великий. Господь сказал, что по плодам следует узнавать людей. Разве не лучшая иллюстрация плодов такого «платонизма» — это антихристианское правление Юлиана?
Стоит напомнить, что попытки совместить греческую философию и христианское богословие, были осуждены в 1082 г. на Константинопольском соборе против Иоанна Итала, где был осужден платонизм (в том числе за веру в переселение душ, творение мира из предвечной материи, предсуществование душ и т. д.) В частности, в решении Собора говорится: “Обещавшимся быть благочестивыми и вводящим бесстыдно (или, скорее, нечестиво) злочестивые эллинские учения в православную и соборную Церковь о человеческих душах, о небе, земле и других творениях – анафема”. Можно вспомнить также о закрытии святым императором Юстинианом языческой греческой философской школы в Афинах. В православии в принципе нет деления “язычество и греческие философы — это ложь, но вот идеи Платона надо вплетать в учение и мировоззрение”. Отцы собора 1082 г. постановили, что греческих философов можно изучать для тренировки ума, но верить им нельзя. Послание к Колоссянам 2:8 осуждает любую антихристианскую философию, “мирское мудрствование”, как говорят святые в толкованиях.
8. Примечателен набор публикаций от 4 ноября этого года:
https://t.me/Agdchan/7991 Казанская икона Богоматери,
https://t.me/Agdchan/7995 песня про ЧВК Вагнер, где есть строки:
“Оркестранты войны для огня рождены
Для сражений без всяких идиллий
Где под крики Химер дирижёр Люцифер
Управляет полётом Валькирий.”
И
“Оркестранты войны не хотят тишины
Во Вальхаллу их путь в ярком свете
В небе только луна, в сердце только война
И безумное танго смерти.”
Эти графоманские вирши явно не соответствуют православному пониманию воинского служения, особенно в такой тяжелой, во многом междоусобной брани в русском народе. А дирижером войны объявляется не кто иной, как сам Люцифер. Но если наши воины начнут следить за полетами Люцифера и стремиться в Вальхаллу (не допусти, Господь!), то чем они будут отличаться от тех же неонациствующих азовцев?
https://t.me/Agdchan/7996 Тут Дугин грезит о Чрезвычайной Военной Комиссии, что с одной стороны относит к ЧВК, а с другой к Всероссийской Чрезвычайной Комиссии Дзержинского, бессудно истребившей громадное количество православного духовенства и верующих, не говоря уже и о других сословиях. Зачем человеку, называющему себя православным, создавать аналогии с этой организацией и называть их создание необходимой мерой?
Все три публикации, вышедшие в один день, приведенные выше попытки «примирить» Христа с Аполлоном приводят к мысли, что А. Г. Дугин, несмотря на публичную самоидентификацию, на самом деле никакой не православный христианин, а язычник, готовый поставить образ Христа, превращенного им в идола, рядом с идолом Аполлона. Он составляет свою синкретическую доктрину из элементов разных оккультных учений. Называя себя православным христианином, Дугин продолжает так же придерживаться попыток «соединения Христа и Велиара», не стесняется своего оккультного платонизма. Православное святоотеческое учение не является для него полнотой мировоззрения. К сожалению, пока ни о каком покаянии и раскаянии в языческих и оккультных идеях говорить не приходится. На наш взгляд чтение такого автора опасно и может повредить душе, которая не сразу заметит языческий или еретический подлог в тексте благообразного бородатого мужа, к тому же позиционирующего себя как православного христианина.
Лев Маслов, Москва