Когда кажется, что сказано уже столько, что дальше некуда, приходят очередные новости, о которых, как говорится, невозможно молчать.
Разберем вкратце последние события в Болгаре.
К Владимиру Головину и его сыну Станиславу приехал журналист Алексей Шахматов. Приехал брать длинное интервью с «острыми» вопросами. Из интервью в очередной раз стало ясно, что все претензии к своим проповедям и ответам на вопросы Владимир Валентинович считает безосновательными, упрямо давя на то, что он кому-то чем-то невыгоден, и его «заказали». Кроме того, в очередной раз звучат слова о том, что Русская Православная Церковь немощна, миссии там считай нет, ну а про продажных неблагочестивых попов можно и не говорить — в сущности, каждое публичное выступление Головина в течение последнего полугодия пропитано критикой священноначалия, «сектоведов» и медийных священников.
В общем, ничего нового. Отметим, что никто не отрицает, что в нашей Церкви множество проблем, однако, наличие непослушных упрямых священников, «православного язычества» и околоправославных сект и обществ — несоизмеримо большая беда, нежели слабо развитая миссионерская деятельность. Да и не так это вовсе — достаточно вспомнить, что Церковь в последние 20 лет восстанавливалась и растила новых хороших миссионеров, которые теперь успешно проповедуют и в Азии, и в Африке, и даже в Интернете. Конечно, по большей части проповедь в сети — это личная инициатива священника (впрочем, он всегда берет благословение священноначалия на эту деятельности и всегда готов свернуть ее, если скажут — ибо послушание важнее самомнения), и батюшка сам тратит свое время на трансляции или посты, сам же покупает технику для съемки, если хочет порадовать слушателей и зрителей более качественной картинкой. И в этом плане любой медийный священник заведомо проигрывает проповеднику Владимиру Головину, на которого работает съемочная группа, целый канал — с выпусками новостей, рекламой и т.п.
Но вернемся к «партии с Шахматовым». Что это было и для чего это нужно? Ответ простой: это просто хайп, взаимовыгодный, как предполагают обе стороны. Для Головина в последнее время хорош любой повод показаться. Он и его команда прекрасно знают, что абсолютное большинство в нашей стране считают себя православными, не зная о Православии ничего. На таких людях «батюшка» и заработал себе и большую аудиторию, и славу. Сейчас он делает то же самое, только кроме того сотрудничает с людьми, привычно ругавшими Церковь как институт, и тоже ничего не знающие о Церкви как о Теле Христовом. Для чего это делается? Чтобы человек, жаждущий душевности, но судящий об РПЦ по новостям из телевизора, подумал: «Да, в этой РПЦ все давно прогнило, все там продано, а вот такого хорошего душевного старчика выгнали!».
Это, по сути, раскол без явного раскола. Владимир Головин уверенно и со слезами на глазах говорит о своей преданности Церкви (однако, преданность Церкви выражается в первую очередь в послушании ей), а раз он так говорит — значит, так и есть. В то же время, он намекает (а иногда и говорит явно), что в Церкви есть люди нехорошие, которые его, батюшку, решили «убрать». Таким образом, в сознании человека стороннего рождается простая установка: батюшка точно православный, а вот начальники сеют раздор и раскол. То есть, как будто Церковь Единая делится на 2 части: в одной Истина и Владимир Головин, не отпавший, не еретик, но страстотерпец, а в другой — злые продажные попы. Как вы думаете, думающие читатели, не считать ли это расколом?
А Алексей Шахматов получает свое: лайки, комментарии, репосты и огласку. Он намеренно не занимает позицию почитателя Владимира Головина, чтобы остаться в нейтралитете. Но предложение писать в комментариях «Прощение!» — это просто невероятное мошенничество, игра на эмоциях все тех же невоцерковленных простых людей, которые вдруг поверили, что если перед Прощеным Воскресеньем написать несколько сотен комментариев «Прощение!», Патриарх помилует Владимира Валентиновича и вернет ему сан. Друзья, Церковь так не работает — именно поэтому она стоит 2000 лет, в противном случае, ее бы не было в первое же столетие. Светское понимание и Каноны Церкви — понятия разные, невозможно юристам и журналистам как-то аппелировать к Церкви и влиять на нее. Суть этих комментариев — просто создать популярность видео, поднять его в топах ютьюба, и все. Даже официальные петиции, в которых люди пишут имена и фамилии, не работают почти никогда, что говорить о комментариях, написанных под никами или с пустых фейковых страниц! Да и как можно простить человека, который не просит прощения? Сам Господь прощает кающегося, а как же Патриарх простит некающегося упрямца?
Таким образом, деятельность Духовного Маяка и Владимира Головина напрягает все больше — и в самом деле, история становится похожей на одну из истерических баек, которые вечерами травят на центральном телевидении — с призывами экспертов, юристов, полиграфологов и т.д. Подобает ли участвовать в этом священнику? Однозначно, не в роли причины скандала. Поможет ли это вернуть сан? Ни в коем случае. Напротив — эта возня лишний раз доказывает, что решение было правильным.
В заключении, хотелось бы сказать, что суть постов о Владимире Головине не в том, чтобы осудить его. Как правильно говорят — Бог ему судья. Однако, ни один неравнодушный человек не должен молчать о беззаконии, о ересях, о недостойном поведении, которое транслируется в массы. Именно молчание и слабая миссионерская деятельность в Интернете несколько лет назад позволили Владимиру Головину стать «топовым блогером». Теперь все иначе — теперь на публично высказанные ошибочные суждения быстро отвечают священники и воцерковленные миряне. Не один Головин говорит доступно, и многие верующие от его канала перешли на каналы других священников, гораздо более правильно учащих. Да, мы не должны осуждать людей, мы всегда должны помнить, что они — Образ Божий, и даже если сейчас человек, по сути, одержим дьявольской гордыней, если он в прелести, если он во лжи или ереси — он может покаяться и стать святым. Через глубокое раскаяние, перемену жизни, исповедь и исправление ошибок. В данный момент потакать Владимиру Головину — значит оказывать ему медвежью услугу. Кроме того, его команда крайне хитро завлекает людей невоцерковленных, вводя их в заблуждение. Таким образом, мы призываем озвучивать данную ситуацию, объяснять, либо обращаться к другим священникам за пояснениями, а не потворствовать злу. Будем молиться за всех этих людей, но не будем оправдывать их грехов.