Совсем недавно, лет 10 назад, когда мы, сектоведы, говорили о том, что деструктивными сектами, их созданием, раскруткой и направлением их миссионерской активности занимаются спецслужбы – это звучало как экзотика, как рассекреченная информация контрразведок. Сейчас информационные войны ни у кого не вызывают удивления, равно как не вызывает удивления и то, что секты давно стали инструментом политической борьбы. Лидеров сект используют все, кому не лень. Сбор информации, агентурная работа миссионеров на территории закрытых объектов, вербовка лидеров мнения в секты и влияние на них через гуру с целью создания агентов влияния, участие легко управляемых фанатиков в акциях протеста, терактах, «оранжевых» революциях… Все это стало обыденностью и все про это знают.
В этом ключе неоязычество представляется как наспех состряпанный проект, призванный послужить развалу русского народа изнутри. В неоязычестве есть все, что способно расколоть Россию на враждующие группировки, и есть все, что так близко русскому человеку, славянину. Там есть любовь к Родине, но она замешана на вражде ко всем и вся, на национализме, что всегда было чуждо русским. Там есть любовь к природе, но люди начинают обниматься с дубами и прыгать через костры, что мало общего имеет с тургеневским и близким нашему детству пониманием родного края. Русский язык становится сакральным языком какой-то секты, где спорящие о смыслах недоучки начинают предавать корням слов скрытые значения и оккультные смыслы. Русские люди, вместо архитектурных православных шедевров и признанной во всем мире родной нам иконописи кидаются в администрации городов с требованиями воздвигнуть им идолов из грубо отесанных бревен в образе фаллических символов в городских парках. Даже само православие рассыпается на уродливые «правь», «славь», в результате чего русское священство превращается в жидомасонов, государственная власть становится оккупационной, все превращаются во врагов и появляется устойчивое желание кого-то бить, кому-то что-то доказывать, куда-то бежать и кого-то свергать…
Неоязычество я бы назвал искусственно наведенной формой психоза, где классическая культура заменяется боями без правил со своими кумирами, разрисованными татуировками со свастикой-коловратами, веру люди принимают после просмотра мультфильма о славянах древних времен, история родной страны превращается в фантастические и оккультные россказни о контактах наших предков с инопланетянами и все это вместе взятое можно было бы считать продуктом для идиотов без образования и забыть как страшный сон, если бы не массовость, с которой неоязычество сейчас вторгается в нашу жизнь.
Все не так просто. Неоязычество привлекательно своей примитивностью, клиповостью мышления. Там все просто: вот эти – враги, вот эти – тоже враги, мы знаем, говорят они, как надо строить страну, знаем, как заниматься экономикой, армией, производством, мы знаем, какое воспитание дать нашим детям, а кто с нами не согласен, тот подлежит уничтожению.
Такое кричали в истории человечества не однажды.
Неоязычество это как коммунизм, на который купились некоторые из наших предков, а кто сомневался – тех заставили таковыми стать посредством насилия и сатанинской злобы, давящей все разумное, высокое, благородное, неторопливое и мудрое…
Большевизм с его кирпичностью и непримиримостью пролетариата, что так преданно изображал Маяковский, изменило целую страну, изменило всех нас. Мы другие, мы постсоветские, как не крути. И если русский человек вдруг надумает вернутся к своим истокам, покаявшись в содеянном, обратится ко Христу, Который собрал из разрозненных племен самую сильную страну в мире, то это даст миру сильную Россию, которая сейчас ТАМ никому не нужна.
Неоязычество призвано откатить нашу страну на полторы тысячи лет назад, уже многие называют себя не русскими, а вятичами, кривичами, половцами… Это можно было бы воспринимать как анекдот из психиатрии, но это реально так. И люди гордятся этим. И уж так пошло, что наибольшую популярность идеи неоязычества стали приобретать в армейской среде, среди силовиков. Стало оно модным и среди казаков. И что самое удивительное, не отстают в этом мужском безумии и женщины.
Как распознать неоязычника
Есть определенный набор установок, которыми мыслят неоязычники. Обсуждают их между собой, достают этим своих христиан-родственников, под пивко субботним вечером умничают этим в мужских компаниях. Вот эти установки:
- Христианство – религия рабов;
- Христиане украли у них термин «православие»;
- Христианство – еврейская вера;
- Христианство принесло беды на Русь;
- Крещение Руси было насильным актом;
- Князь Владимир был евреем;
- На Руси до Крещения было как в Раю, даже лучше;
- Христиане скрыли и уничтожили истинную историю Руси;
- Язычество делает человека сильным;
- Язычество по-настоящему чтит предков;
- Язычество это вера наших предков;
- Язычество делает человека свободным, он знает все в истинном свете.
Вот и все. Все остальное – вариации на тему. Почему я и назвал неоязычество наспех состряпанным проектом. Там много не думали, но многие купились именно из-за простоты и доходчивости.
Один мой коллега, сектовед из Австрии, Фридрих Грисс, вице-президент Европейской ассоциации центров по изучению и информированию о сектантстве (FECRIS), очень пожилой человек, у которого дети погибли в одной из сект и он всю свою жизнь посвятил борьбе с сектантским контролем сознания, вот он как-то рассказывал мне, что когда он был подростком и был в отряде «Гитлерюгенд», в котором обязаны были проходить воспитание все дети его страны, им постоянно там твердили их лидеры; «Вы избранные. Вы рождены, чтобы владеть миром. Вы нация истинных арийцев и вы должны быть властителями мира. И все, кто не согласен с вами, должны быть уничтожены. А правильно это или нет – предоставьте об этом думать своей лошади, потому что у нее голова больше». Все просто, задорно и весело. Это нравится молодежи. Это нравится и тем взрослым, кто душой молод… максимализм, креатив и драйв.
Как победить неоязычество
Неоязычество, равно как и обычное язычество, побеждается по методике очень просто, но не по исполнению – язычество побеждается молитвой и постом. Как беснование, которое побеждать Господь нам повелел именно таким образом. Раскрывая красоту христианства в повседневной жизни, частыми Исповедью и Причастием, любовью к богослужению и церковному календарю, знанием Священного Писания и житий Святых, их наставлений, знанием своей истории – только так можно победить непросвещенный бред сумасшедшего, что представляет из себя неоязычество.
Не нужно споров. Нужны дела. Нужна вера в практике, а не на словах только. Если христианство практикуется человеком, то неоязычество просто растворяется в нем. Вы можете даже попробовать – если вам попадется неоязычник и начнет с вами спорить – ничего не делайте, только начните про себя молитву, спокойно и с верой, и вы увидите, как носитель неоязыческого беснования начнет путаться, начнет спорить с самим собой и все, что останется вам – подхватить его своей любовью, терпением и тактом и, не указывая на его ошибки и несоответствия, помочь стать христианином. Только так. Если беснование не контролируемо, то нужно вспомнить, что добро должно быть с кулаками. Я не призываю никого бить, а имею в виду одно – бесноватого нельзя отпускать, куда он хочет идти, иначе будет беда. Объясню фактами:
В 2008 году 13 апреля в Пензе студентом-неоязычником было нанесено несколько ударов топором по мемориальной плите и деревянному кресту на месте будущего строительства православного центра милосердия на территории Пензенского областного онкологического диспансера.
30 ноября того же года в Москве трое родноверов (Д. Башелутсков, С. Лухмырин и Е. Жихарева) заложили бомбу в церкви Николая Чудотворца Мирликийского в районе Бирюлево. Двое служителей храма, заметившие огонь и дым от тлеющего взрывателя, залили сумку водой и попытались вынести ее на улицу. Благодаря их самоотверженным действиям сработал лишь один детонатор. Во время взрыва детонатора пострадали оба служителя. Фактически они предотвратили мощный взрыв, который мог унести десятки жизней.
Та же группа родноверов ранее совершила двенадцать убийств выходцев из Средней Азии и Закавказья, а также взрыв на железной дороге возле станции Булатниково и попытку взрыва в ресторане «Макдоналдс» в Кузьминках.
В 2009 году 11 декабря во Владимире неоязычник устроил взрыв в церкви равноапостольных Кирилла и Мефодия при Владимирском госуниверситете. Обошлось без жертв. Он же ранее направлял конверты с пластиковыми пакетами со взрывчаткой в один из развлекательных центров города.
В 2009 и 2010 годах в Санкт-Петербурге активно действовала группа неоязычника Г. Венгервельда «Невоград», они убивали бомжей, цыган, граждан африканских и азиатских стран. Всего было совершено десять убийств и пять покушений на убийство, двоих бездомных женщин сожгли заживо. Кроме того неоязыческие бандиты взорвали ремонтную дрезину рядом с Балтийским вокзалом и устроили поджог в храме Казанской иконы Божией Матери на проспекте Стачек.
В 2010 году неоязычники подожгли часовню святого Александра Невского в Орле.
В том же году был объявлен в розыск В. Плахтин, основатель неоязыческой «Школы сексуальной магии древних славян». Он вовлек в деятельность школы трех девочек до 16 лет и, добившись зависимости потерпевших, воспринимавших Плахтина как духовного лидера, регулярно совершал с ними развратные действия и изнасилования.
В Астрахани в июне 2012 года группа из девяти молодых людей, неоязычников-инглингов, ограбила и избила шесть иностранцев, забрав у них деньги и мобильные телефоны. Эта же группа в ноябре 2013 года дважды осквернила здание Покровского кафедрального собора.
В 2013 году в ночь на 18 августа в Санкт-Петербурге члены неоязыческой группировки совершили поджог храма Святителя Петра, Митрополита Московского.
В 2014 году неоязычник С. Комаров пришел в храм в Южно-Сахалинске и расстрелял иконы и прихожан. Двое человек было убито, шестеро ранено.
В том же 2014 году в Архангельске лидер регионального отделения неоязыческой организации «Духовно-родовая держава Русь» был осужден за экстремизм и незаконное приобретение наркотиков.
Все эти трагедии продолжаются до сих пор, и как отмечает отец Георгий Максимов в одном из своих докладов: «Помимо увеличения терактов и других тяжких преступлений неоязычество привнесло также разобщение в наш народ. Это, во-первых, выражается в яркой антихристианской риторике, настраивающей неоязычников против христианской части своего народа (что выливается и в упомянутые выше преступления). Во-вторых, это выражается в том, что даже сами неоязычники не едины, но разделены на разные, зачастую неприязненно относящиеся друг к другу группы. В-третьих, это выражается в том, что многие неоязычники перестают отождествлять себя с русским народом, называя себя русичами, словенами, славяно-ариями, венедами, кривичами, мерянами и т.п. В-четвертых, целый ряд неоязычников выступает открыто за раздробление нашей страны, например, «весной 2010 г. организация «Русь родославная», или «Союз Руси Родов Славных», была привлечена к суду по обвинению в замыслах отделения Сибири от Российской Федерации… Целью нового движения провозглашалось «освобождение от диктата Москвы» и создание полноценной Сибирской державы». Учитывая все это, мы можем констатировать, что вопреки радужным картинкам, которые неоязычники рисуют своим адептам о «языческой Руси» в реальности они принесли нашему обществу увеличение экстремизма, рост преступности и разделения внутри народа. Полагаю, на этот факт стоит обращать внимание в полемике с неоязычеством».
Как не допустить распространения неоязыческих идей
Необходимо прежде всего ответственно относиться к делу проповеди Христовой, а как показывает история нашей Церкви, только молитва и осознанная христианская вера способны побудить человека отказаться от примитивного мировоззрения неоязычества. Неоязычество заполняет ту пустоту, которая сейчас в нашем народе принадлежит неверию и суеверию, либо вообще индифферентному отношению ко всякой религии. Но рано или поздно человек начинает тяготеть к религиозным переживаниям, и одними так называемыми «мероприятиями по борьбе с экстремизмом» тут не поможешь. Также нужно изучать неоязычество, знать их идеи, изучать, что такое сектантский контроль сознания, то есть, нужно быть в теме. Нужно больше работать с человеком, а не с людьми, то есть, конечно, важно священнику присутствовать в военной части или на казачьем круге, но священнику нужно строить свое пасторское служение так, чтобы рядовой и офицер или казаки видели своего священника не только на общих собраниях и богослужении, но и у себя дома, чтобы вся семья военнослужащего или казака чаще общалась со священником. Военный человек – это как ребенок, брошенный он сразу начинает баловаться разными глупостями, включая неоязычество.
Хотелось бы еще отметить, как относится к неоязыческим лидерам и организациям, которые присутствуют в вашем регионе. Я думаю, это важный вопрос для всех. Первое, нужно помнить, что лидеры сект, равно как и возглавляемые ими организации – это враги всего разумного. Если присутствует лидер секты на каком-то собрании госслужащих, то никто не должен оставаться на этом собрании, нужно сразу выходить с такого мероприятия с публичным оглашением причины своего ухода – из-за присутствия на собрании представителей секты, тем более, если оно проводится на каких-то государственных площадках. Особенно это касается священства, казаков и других ответственных лиц. Представители власти должны понимать, что дружить со всеми не удастся, нужно выбирать, а не «играть в политику». Толерантность здесь ни к чему хорошему нигде и никогда не приводила, вспомните бедную Европу. И второе, что нужно отметить – рядовые неоязычники – это не враги, это жертвы, сознание которых подпало под влияние неоязыческих идей, с ними нужно работать отдельно и с большой любовью, тактом, пониманием и обязательно в тесной связке с профессиональным сектоведом, психологом и священником.
Иерей Александр Кузьмин,
Ответственный секретарь Российской ассоциации
центров изучения религии и сект (РАЦИРС),
руководитель Саратовского отделения
Центра религиоведческих исследований