В центре Москвы то и дело замечают человека в одежде буддийского монаха. Он выпрашивает деньги, а взамен дарит безделушки. Однако настоящие буддисты утверждают, что к ним попрошайка не имеет никакого отношения, передает телеканал Москва 24.
«О, ты тоже помог монаху на Покровке?» – такой вопрос все чаще задают друг другу москвичи, у которых есть браслеты с яркими пластмассовыми бусинами – подарками от мнимого монаха. «Я из Тайваня, китаец, потратил все свои деньги. Дайте мне денег на билет», – говорит мужчина прохожим при помощи переводчика на телефоне. На все вопросы он только смеется и пожимает собеседнику руку.
Человека в монашеской одежде москвичи уже видели на Китай-городе, Бауманской, Чеховской, у Курского вокзала и в парке «Кузьминки». Пользователи соцсетей интересуются, это один человек все время путешествует по городу, или же в столице действует целая группировка «монахов».
«Фирменный почерк – за пять метров до встречи с вами высоко поднимает руку для рукопожатия, как старый друг», – рассказал москвич Владимир Никитин о «буддисте», которого встречает уже целую неделю. «Да! Бродит уже недели две по Садовому в районе Цветного и Каретного. Что-то предлагает и просит деньги. Очень настойчив», – добавила жительница столицы Даша Померанцева.
Собирающий деньги под видом монаха прекрасно знает, что россияне любят помогать религиозным организациям, пояснили эксперты. По данным соцпросов, такой вид пожертвований – второй по популярности в нашей стране. Еще чаще желание поделиться деньгами у людей вызывают тяжелобольные дети и сироты. С меньшей охотой, согласно опросу, дарители готовы помогать бедным и животным, тогда как поддержка людей с инвалидностью – на пятом месте.
По словам психологов, дело не в том, кто подходит, а в том – как. К примеру, кришнаиты прославились тем, что сначала дарили что-то случайному прохожему, а затем догоняли его и просили взамен сделать пожертвование. Как рассказал эксперт по культам Александр Невеев, этот механизм называется «нога в дверях» и изучен он уже давно. «Если мы уже какую-то услугу оказали человеку, то нам легче оказать ему более значительную», – описал принцип действия таких попрошаек Невеев.
По похожей схеме поддельные буддийские монахи действуют и в Нью-Йорке. Там люди в оранжевых одеждах подходят к туристам возле популярных достопримечательностей, вручают блестящие амулеты, а потом начинают настойчиво выпрашивать деньги на строительство храма в Таиланде. Таких же попрошаек можно встретить в Сан-Франциско или Гонконге.
Лидеры буддистского движения уверены, что к представителям их религии попрошайки не имеют никакого отношения. «Московская община буддистов сейчас строит первый храм в Москве. Все пожертвования переводятся на расчетный счет организации, других пожертвований нет и быть не может», – заявил член Совета Московской общины буддистов Владимир Куликов. По его словам, «все, кто собирает на улицах деньги в монашеских одеждах, – это мошенники».
Если эти «монахи» на улицах Москвы, действительно, самозванцы, которые вводят людей в заблуждение, им грозит административная ответственность. Пока они просят незначительные суммы, но, предупредили юристы, если аппетиты попрошаек возрастут и они начнут требовать больше 2,5 тысячи рублей сразу, для них наступит уголовная ответственность. В этом случае в Тайвань лжемонахи-вымогатели не попадут еще как минимум два года.