Спустя неделю после грандиозного международного съезда движения каббалистов Лайтмана, который почтили своим присутствием три министра израильского правительства, газета «Едиот Ахронот» опубликовала материал о «тайнах» этой организации. В статье приводятся свидетельские показания, представленные суду ответчиками по иску, поданному организацией Лайтмана против Аарона Аппельбаума, который называет организацию каббалистов «сектой».
В Израиле организация называет себя «Бней Барух» и насчитывает, по ее словам, около 50,000 членов. В России поклонников Лайтмана на порядок больше, в мире изучением каббалы под руководством бывшего инженера-электрика Михаила Лейтмана занимаются уже миллионы. Израильская штаб-квартира движения находится в Петах-Тикве, каббалисты провели в городской совет собственную крупную фракцию («Яхад»), а в последнее время развивают активность и на общенациональной политической арене. Интернет и СМИ переполнены книгами, интервью и уроками «рава» Лайтмана, организация имеет собственный телеканал, при этом о структуре и внутренних механизмах работы организации известно очень немного.
Как пишет в своем блоге научный руководитель «Дома еврейской культуры Альма», доктор Томер Персико, в последние годы несколько израильских изданий готовили журналистские расследования о внутренней жизни «Бней Барух» и узкого круга приближенных Лайтмана, но отказывались от этой затеи, опасаясь судебных исков. Журналисты «Едиот Ахронот» от такой угрозы застрахованы: статья построена не на «слухах» из трудно проверяемых источников, а исключительно на официальных декларациях, поданных в суд бывшими членами «секты» Лайтмана.
Декларации собраны и представлены суду адвокатами Аарона Аппельбаума — бизнесмена, пытающегося «спасти» сына из организации, которую он считает тоталитарной сектой. Аппельбаум развернул бурную деятельность по «разоблачению» движения Лайтмана, и «Бней Барух» вчинили ему судебный иск о защите чести и достоинства.
Аналогичный иск на сумму 240,000 шекелей, как пишет «Едиот Ахронот», был подан и против одного из центральных свидетелей защиты, 38-летнего Максима Диаманди из Ашдода. Диаманди, несколько лет входивший в круг учеников Лайтмана, в своей декларации заявляет, что сумел выбраться из «секты» лишь после курса психотерапии и лечения от алкоголизма.
Максим, как и остальные свидетели со стороны ответчика, доказывает, что в организации «Бней Барух» практикуются типичные для квази-религиозных сект методы психического порабощения людей и «промывания мозгов», вмешательство в личную жизнь, «культ личности» лидера движения, обязательные денежные взносы («десятина») и т.п. Диаманд, в числе прочего, сообщил, что в организации существует специальное подразделение сетевых троллей, работа которых заключается в немедленном реагировании на попытки любой критики в адрес организации. В ответ на это обвинение «Бней Барух» заявили, что сам же Диаманд эти методы и внедрил.
Три десятка свидетелей со стороны истцов категорически опровергли и все остальные обвинения, выдвинутые бывшими членами «Бней Барух»: в центре народной каббалы не пьют водку за завтраком, не лечат учеников самодельными пилюлями, изготовленными гуру Лайтманом, не насаждают культ его личности, не женят учеников на ученицах, не разрушают семьи, культивируют семейные ценности, с уважением относятся к женщинам и занимаются исключительно учебой и духовным развитием.