Все чаще в последнее время мы сталкиваемся с таким понятием как сектантство Православии. Чем оно отличается от привычного традиционного? Секты, или, как их еще принято называть, новые религиозные деноминации, ведут свою деятельность в отрыве от миссии Православной Церкви и к Церкви, основанной Христом Спасителем, не имеют никакого отношения. Но есть течения, которые намного опаснее уже упомянутых. Одним из них является движение, которое спекулирует на почитании одного из самых узнаваемых святых нашей Святой Успенской Киево-Печерской Лавры — преподобного Агапита Печерского, прославленного тем, что по его молитвам Господь исцеляет людей от различных недугов.
Вот уже который год начиная с 25 февраля к мощам преподобного Агапита в Ближние пещеры стекается множество людей, далеких от благочестивых традиций поклонения святыне. Они неподвижно стоят в храмах и пещерных коридорах, преграждая таким образом дорогу ко святым мощам преподобных отцов другим паломникам. Приверженцы этого учения приносят с собой сосуды с водой, чтобы она «зарядилась», и шепчут свою молитву в ожидании схождения Святого Духа на мощи преподобного Агапита.
Главным идеологом этого верования является Анастасия Новых. В своей книге «Сэнсэй-II. Исконный Шамбалы» она пишет об этом так: «Пока ты жив, человек, у тебя есть шанс вымолить вечность в любви Божьей для души своей. И пока у тебя есть этот шанс, иди к Агапиту в святую неделю и моли перед Духом Святым только о душе своей». При этом совершенно загадочной личностью является сама автор этих слов. Мы видим книги, вышедшие из-под ее пера, картины (иконами это трудно назвать), нарисованные ее кистью, но Анастасия Новых не дала ни одного интервью, не показалась ни на одном мероприятии, нет даже ее фотографий.
Содержание самой книги рядовому читателю может показаться довольно интересным, она пишет о душе, о любви, о добре, об истинном знании. Главный герой всех ее книг — Сэнсэй, относительно молодой человек, врач-костоправ, руководитель секции по восточным единоборствам, интеллектуал и философ. Постепенно погружаясь в повествование о Сэнсэе, автор создает у читателя полную уверенность в том, что он — это чуть ли не Архангел Гавриил или Иисус Христос в новом теле, что это верховный правитель, пришедший в мир как судья, чтобы решить — уничтожить этот мир или дать ему еще один шанс.
Естественным является то, что любой человек может прочитать эту книгу, но анафеме подвергаются те, «кто принимает эллинское учение… кто следуют этим ложным учениям и даже верят им, принимают их, как истину…» (Триодь. Анафемы в Неделю Торжества Православия). Трактовка христианства и культ Сэнсэя в книгах Анастасии Новых явно ведут к смятению в душах верующих. А особенно пагубным является упоминание в них святых Православной Церкви, что впоследствии и привело к зарождению таких лжеучений, как псевдопоклонение мощам преподобного Агапита.
Наместник Святой Успенской Киево-Печерской Лавры митрополит Павел в одном из своих интервью поясняет нам, как в действительности нужно относиться к преподобному: «В сегодняшние дни перед Великим постом появилось искажение образа преподобного Агапита Печерского, с которого рисуют страшные портреты, вводя людей в заблуждение.
Дорогие братья и сестры, не прельщайтесь ложным призывом прийти к мощам в течение семи дней в году и помните, что сегодня исполняются слова Христа Спасителя, Который говорит: «…И скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите…» Эти слова применимы и к преподобному. Знайте, что преподобный Агапит является ходатаем перед Богом, но он не Бог и никогда Им не будет, он — творение Божие, творение, которое очистило себя от греха и всякой скверны и стало наследником Царства Небесного, сыном, как и мы все являемся сыновьями Божиими. Тело преподобного Агапита Печерского осталось на земле нетленным, что свидетельствует о его великой вере, а душа его предстоит Престолу Божию. Не может быть никакой «святой недели преподобного Агапита», в которую, как утверждают адепты этой ереси, «Дух Святой пребывает в мощах Агапита». Память преподобного совершается 14 июня, в день его преставления ко Господу, и не нужно сегодня создавать лжеучения вокруг преподобного.
Иконописное изображение преподобного Агапита существует уже почти тысячу лет, оно утверждено Святой Церковью и Священным Синодом. Есть Киево-Печерский Патерик — собрание жизнеописаний святых угодников Божиих, неисчерпаемый источник правдивых знаний о святых, поэтому, дорогие братья и сестры, берегите свои души от лжеучений».
Следовательно, опасность этого течения именно в том, что оно пытается ассоциировать себя с Православной Церковью и наносит вред душам простых верующих. В Древней Церкви были секты, которые не соотносили себя с Христианской Церковью — это гностики, иудействующие и другие, и потому Церковь просто обличала их, не осуждая соборным разумом, но когда начали появляться ереси, возникающие в сугубо церковной среде — Церковь своим разумом всегда отсекала эти лжеучения от истинных христианских догматов.
К сожалению, и в наше время возникают подобные лжеучения в самой церковной среде. Потому, дорогие братья и сестры, призываем вас быть бдительными и не прельщаться на речи тех людей, которые, именуя себя православными, ведут совершенно антицерковную деятельность, создавая в своей замкнутой среде тот или иной культ. И да умудрит всех нас Господь!
Печерский листок. Спецвыпуск 25 февраля 2016 г.
http://lavra.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=4174&Itemid=105