Бабр не ставит перед собой цели заклеймить религиозный культ «Церковь Последнего Завета» яркой красной табличкой «тоталитарная секта» и не пытается преподнести ее деятельность исключительно в негативном ключе. А лишь доводит до сведения читателей общеизвестные и не очень факты из биографии ее лидера Виссариона, известного в миру под именем Сергей Тороп.
Более того, автор этого текста отдает должное работе этого человека, поскольку во многом благодаря его деятельности удалось уберечь под лавиной деревенской нищеты, депрессии и алкоголизма Курагинский район в Красноярском крае.
Тем не менее, Бабр обязан рассказать о том, какими средствами и жертвами это благополучие было достигнуто.
Детство
Виссарион родился 14 января 1961 года в Краснодарском крае в семье строителей Анатолия и Надежды Тороп. Когда мальчику исполнилось два года, его родители развелись, и до шести лет он прожил со своей бабушкой Тиной, ярой приверженницей баптистской церкви.
Далее мать забрала Сергея в Красноярский край в село Шушенское к сестре, где вновь вышла замуж и завела второго ребенка. Из Шушенского новоиспеченная семья на четыре года перебралась в соседнее село Ильичево.
После Сергей покинул ненавистную ему тогда Сибирь и вернулся к бабушке на Кубань. Но через год его путь снова будет лежать в Красноярский край – в Ужур и Минусинск.
В Минусинске Тороп был предоставлен самому себе и большую часть времени провел на улице, вращаясь далеко не в самых благонадежных кругах. Обучение в школе для него отошло на задний план, в приоритете были шалости подростковой жизни.
Взрослая жизнь
Демобилизовавшись из стройбата в 1982 году, Сергей поехал по известному маршруту на запад в гости к бабушке. В Краснодарском крае вместе с двоюродным братом Валерием вступил в ряды местной дворовой группировки. Но спустя полгода, в попытке залечь на дно, вернулся в Минусинск к матери на иждивение.
В 1983 году Тороп женился, но по-прежнему не утруждал себя поиском постоянного вида заработка. Живя уже за счет жены Любы, Сергей оправдывал свое дармоедство тем, что современники не способны по достоинству оценить его художественный талант.
На помощь к Торопу пришел одноклассник по минусинской школе и по блату устроил его на работу в ГАИ. Но и там Сергей надолго не задержался, будучи уволенным под предлогом сокращения.
Однако, связавшись с двумя его бывшими коллегами по ведомству, Бабр выяснил, что реальной причиной увольнения Сергея Торопа из органов было «крысятничество».
Тогда Тороп попытался вступить в Союз художников, но, в силу отсутствия у него хотя бы средне специального образования, о членстве в организации ему пришлось позабыть.
Уйдя в длительный запой и плавно переместившись в палату местной психиатрической больницы, экс-гаишник открыл для себя мир буддизма, йоги и восточных единоборств, коротая свободное время за изучением «Агни-йоги» Рериха, «Розы Мира» и «Тайной доктрины» Блаватской.
В это же время Тороп увлекается уфологией и посещает клуб «Гипотеза», существовавший в то время на деньги Томского национального исследовательского политехнического университета.
В 1989 году состоялся звездный час Торопа – на областной студии телевидения в передаче «Добрый вечер» в эфир вышел материал о его творчестве. После репортажа Сергею предложили провести персональную выставку картин в галерее Минусинска.
Также с Торопом связался отец Олимпий и попросил написать несколько икон для храма святого Николая в Абакане. Впрочем, из-за творческих разногласий в ходе работ от сотрудничества было принято решение отказаться.
Религиозный бизнес
Сергей Тороп совместно со своим другом по уфологическому клубу Владимиром Плесиным начал обдумывать грандиозную аферу – Плесин должен был сыграть роль пророка, с которым произвел контакт Иисус Христос из космоса.
Позже, однако, данная роль перешла к Сергею и претерпела значительные изменения. Если вначале Тороп, как и предполагалось, позиционировал себя пророком, то потом он эволюционировал в третью реинкарнацию Христа и назвался Виссарионом.
Вскоре на минусинском телеканале «Резонанс» в рамках пиар-кампании секты покажут проповедь Виссариона, где он провозгласит о начале эры «Единой Религии Земли».
Что же до Владимира Плесина, то парень откровенно просчитался, понадеявшись на честность Торопа. Разругавшись позже с подельником, Владимир оказался на обочине жизни, потеряв все деньги и влияние. Сегодня Плесин живет в селе Имисское, работает охранником на железной дороге, и имеет в распоряжении один автомобиль «Волга».
Сергей Тороп умело воспользовался нестабильностью в стране после августовского путча, активно вербуя морально сломленных людей, которые по вине власти выпали из своей привычной среды, оказавшись неспособными адаптироваться к новым реалиям. Люди бросили вызов обществу, и этот вызов выражался в своеобразном пассивном социальном протесте против той жизни, что теперь именовалась демократическим капиталистическим миром.
Из-за отчаяния и безысходности верующие пытались воссоздать атмосферу единства. И та эйфория, что вновь охватила их разум, возникнув на почве ностальгических воспоминаний и собственных иллюзий, стала ловушкой, которая ввела их в капкан, заранее расставленный различными религиозными деятелями.
Тороп и другие аферисты на основе социальных противоречий, смогли сформулировать основные проблемы современных «лишних» людей, подарив им надежду на будущее, таким образом, вернув их в мир с понятными идеалами и идеями о справедливости.
Между тем в секту шли и реалисты, видящие в общине Виссариона возможность заработать или скрыться от правосудия.
Сергей Тороп ездил в гастрольные туры с проповедями по России, Европе, США и странам бывшего СССР. Помогали ему в поездках внучка первого выборного президента Российской академии наук Александра Карпинского Мария и Вадим Редькин, музыкант группы «Интеграл» Бари Алибасова. Знакомство Торопа и Редькина состоялось в Луганске после концерта Жени Белоусова. Вадим тогда подрался со зрителями, и те выбили музыканту зуб.
На своих концертах Виссарион призывал народ переезжать в общину в Минусинске, где впоследствии они были вынуждены ютиться в коммуналках и бараках.
Понимая, что секте требуется расширение, по одной из версий, Виссарион отправил свое доверенное лицо Станислава Казакова занести «подарок» чиновникам. Которые затем передали подконтрольной Торопу фирме ЗАО «Табрат» 250 гектаров земли на горе Сухая близ озера Тиберкуль.
В будущем на этой горе построили Город Солнца, также именуемый эконоосферным поселением Тиберкуль. Город разделен на три яруса – поселение, Небесная Обитель и Храмовая Вершина.
По бумагам Город Солнца является микрорайоном поселка Жаровск, однако, по факту все совсем иначе. Расстояние между населёнными пунктами составляет 18 километров и единственной причиной объединить их стало желание чиновников краевой администрации сэкономить на строительстве дороги и прокладке электросетей. В ответ на это, на дороге, построенной уже силами и финансами самих сектантов, нарушая законодательство РФ, возникло КПП с натянутой цепью.
Постоянно проживать в поселении имеют право лишь избранные, зовущие себя «семьей». Все остальные последователи культа селятся в окрестных деревнях Курагинского района по личному разрешению Торопа и его бизнес-партнеров.
Семья – это привилегированная каста, попасть в которую могут лишь верующие, одобренные на совете. Однако нахождение в семье в Городе Солнца далеко не означает обеспеченную жизнь – некоторые из «избранных» перебиваются с гроша на копейку.
А вот кто живет в свое удовольствие, так это сам Тороп. И если раньше он проживал в особняке на вершине горы в «Небесной Обители», то сейчас, в силу серьезных проблем со здоровьем, ему пришлось спуститься в поселение, где для него построил коттедж болгарский архитектор. Заметим, что приближаться к дому Виссариона категорически запрещено.
В 90-е, несмотря даже на то, что все вопросы с хакасскими и красноярскими положенцами были «урегулированы», Тороп, опасаясь за свою жизнь, нанял телохранителей. Журналист Бабра вынужденно познакомился с ними, когда был пойман при попытке пробраться к коттеджу «Христа». Секьюрити недвусмысленно предложили ему показать отснятые кадры. Отказывать в «просьбе» журналист не стал, поскольку, заранее успел спрятать рабочую карту памяти, незаметно заменив ее на запасную.
Свое новое жилище Виссарион делит с женой Софией, женившись на ней, когда той было всего 19 лет. С первой женой Любовью он развёлся. Сергей Тороп имеет семерых детей от трех женщин.
Из своего поместья Сергей не выходил с ноября прошлого года, что для него вполне характерно. Обычно в подобные «периоды затворничества» Тороп втайне от своих последователей отправлялся в поездки по престижным курортам.
Стоит понимать, что в подобных местах выносить сор из избы не принято. Большая часть преступлений, например, когда Тороп с Вадимом Редькиным пытались изнасиловать несовершеннолетнюю болгарскую девочку, просто замалчивались. Тем более, что представители местных силовых структур не внушали доверия, а многие из них и вовсе находились на короткой ноге с Виссарионом.
Также Торопу в короткие сроки удалось наладить тесные связи с местными и краевыми властями, для которых сотрудничество с ним было чрезвычайно выгодно. Виссарион мог гарантировать успех на выборах в Курагинском районе заранее обговоренному политику или партии, благодаря подвластному только ему электорату.
По подсчетам, количество приверженцев Торопа в районе составляет более 10 тысяч человек. А с учетом, что с каждым годом исконных местных жителей становится все меньше – его власть от этого лишь крепнет.
Тороп на глазах превратился из заштатного художника-неудачника в крупного религиозного бизнесмена-феодала. Со временем Виссариону позволили даже провести своих людей на все уровни местной власти.
Однако теплые отношения Торопа с силовиками и властью не имели никакого отношения к безопасности простых последователей – известны многочисленные случаи нападений на адептов культа со стороны криминальных группировок. Тут, пожалуй, особняком стоит история с расстрелом семьи верующих хакасскими бандитами.
По сведениям, которые предоставил местный источник, Тороп и его товарищи не раз встречались с высокопоставленными лицами в антураже далеком от официального. Имена этих людей Бабр предаст гласности в отдельном материале.
Незадолго до начала Всероссийской конференции по тоталитарным сектам в Петербурге 9 декабря 1995 года в автокатастрофе погиб депутат Госдумы РФ Виталий Савицкий. Причиной аварии явилось столкновение волги Савицкого с мерседесом, принадлежащего охранной фирме «Балтик-эскорт»… Водитель мерседеса не пострадал. Многие высказывали мнение, что смерть депутата могла быть связана с его проверкой и публичной критикой общины Торопа.
По утверждениям ближайшего окружения депутата, на конференции он должен был назвать фамилии лиц из правительства, которые содействовали развитию сект в стране и брали плату за покровительство, в частности от Торопа.