Вчера Харьков шокировала новость: активисты общественной организации «Громадська варта» избили журналистов службы теленовостей «Харьковские известия».
И если раньше выходки Быстриченко и Ко, будь то установка крестов или шаманские танцы под судом, зачастую вызывали лишь снисходительную ухмылку, дескать, что с клоунов взять, то события на Серповой отчетливо показали, что активисты «Громварты» отнюдь не безобидные патриоты, а бандитская группировка, не гнушающаяся ни присвоением «благотворительных» денег, ни захватом земли, а защищая добытое незаконным путем, «борцы за правду» охотно пускают в ход кулаки.
«Дозор» неоднократно писал о том, кто же такие на самом деле Быстриченко и Ко, но в свете последних событий припомнить главные «заслуги» одиозной компании в очередной раз не повредит.
В особенности хотелось бы, чтобы на деятельность организации обратили внимание теперь уже новые, реформированные правоохранительные органы, но в действительности же, как это не прискорбно, действующие все еще по-старому. Меняются расстановки сил и персонажи, но случаи избиения журналистов при полном отсутствии реакции на это милиции (полиции) продолжаются. Но не будем о совсем грустном и вернемся к Валентину Быстриченко или, как его ласково называют в социальных сетях, Валику. Кстати, к взаимоотношениям «Громварты» и новой полиции мы еще вернемся.
Валентин Быстриченко и его единомышленники из закрытой секты «Школа единого принципа» заявили о себе в формате активистского движения в конце 2013 года, когда под памятником Шевченко стали собираться горожане в поддержку столичного Евромайдана. «Шеповцы» быстро смекнули, что подобные сборы как раз то место, где можно и деньжат под видом волонтерской деятельности собрать, а если повезет, то и в ряды свои завлечь, что опять же принесет неплохую прибыль. Вот так и пробивались они на местный евромайдан, пряча корыстные помыслы за патриотичными лозунгами. Быстриченко высказывался в «свободный микрофон», а его братья по секте поили людей горячим чаем. Вскоре к ним привыкли, но уже после Революции Достоинства члены «Громварты» понемногу начали показывать свое истинное лицо.
Подобных обличающих событий предостаточн, и так как все они были неоднократно подробно описаны, то сейчас углубляться в них не будем, а приведем лишь хронологию:
2014 год
22 февраля. Члены «Громварты» принимают участие в попытке сноса памятника Ленину на площади Свободы. Согласно опросам, тогда большой процент харьковчан не поддерживал эту инициативу, а закон о декоммунизации еще принят не был.
13 апреля. Несмотря на предупреждение со стороны самообороны Евромайдана, Валентин Быстриченко продлевает свое выступление на митинге в саду Шевченко и читает молитву. Именно этих нескольких минут и не хватает проукраинским активистам, чтобы успеть разъехаться по домам: у входов на станцию метро «Университет» на них нападают антимайдановцы. Видео кровавого побоища помнят, наверное, все. И именно тогда на ступеньках метро медсестра Ольга Воржеинова пинала ногами раненого евромайдановца Владимира Силевича. Сразу же после этих событий Валентина Быстриченко исключили из координационного совета Евромайдана.
22 июня. В ходе проукраинской акции на площади Конституции Быстриченко провоцирует людей, в большинстве радикально настроенную молодежь, пойти «разобраться» с поклонниками «русского мира». В саду Шевченко их пытается остановить кордон спецподразделения милиции «Грифон», происходит потасовка, в ходе которой одной из женщин разбивают голову.
24 июня. Быстриченко идет под памятник Ленину, где собираются антимайдановцы, и вместе с активистом Максимом Зинченко кричит известную нецензурную речевку в адрес президента РФ. Тогда милиция расценивает это как админнарушение по ст. 173 (мелкое хулиганство). В последствии Дзержинский райсуд вынес решение – по пятьдесят часов исправительных работ каждому, а после рассмотрения апелляции – 51 гривну штрафа. Как позже выяснилось, эти деньги Быстриченко так и не заплатил, так как не был официально трудоустроен.
22 августа. Быстриченко в компании пятнадцати человек пытался сорвать освящение уже готового нижнего храма храмового комплекса Святых Жен-Мироносиц, который находится за Зеркальной струей. Активисты включили музыку прямо во время церковной службы, объяснив протест тем, что деньги нужно не на храмы тратить, а направлять на защиту Родины.
24 сентября. В преддверии парламентских выборов три десятка активистов «Громварты», заручившись поддержкой кандидатов в нардепы, идут в гостиницу «Националь» требовать, чтобы городской голова Геннадий Кернес сложил с себя полномочия. Активисты возмущаются, поют перед камерами гимн и расходятся.
28 сентября. «Громварта» вновь принимает участие в сносе памятника Ленину на площади Свободы. Действия четырех сотен человек согласованы и им таки удается повалить «вождя».
4 октября. Быстриченко и Ко устанавливают свой первый крест – на постаменте, где стоял памятник Ленину (в информации о секте «ШЕП» говорится, что «канал для вхождения в практику духовного созерцания открывается знаком креста»).
24 декабря. После сессии горсовета активисты «Громварти», среди которых был Дмитрий Олейник, облили зеленкой депутата горсовета Владимира Скоробагача, брызнули в него газом из баллончика, после чего бросили в мусорный бак. Также «люстраторы» пытались проделать то же самое с директором Департамента коммунального хозяйства Виктором Китаниным.
2015 год
4 февраля. Устанавливают крест на месте снесенного памятника Павлу Постышеву в сквере ДК «Металлист».
10 апреля. Активисты «Громварти» примотали к дулу автомата памятника Воину-освободителю по улице 23 Августа флаг Украины.
21 апреля. «Громадська варта» и «Східний корпус» устанавливают крест на постамент снесенного ранее памятника коммунистическому деятелю Николаю Рудневу.
9 мая. «Громварта» в течение всего дня преследует представителей «Трудовой Харьковщины» и «Союза советских офицеров», которые собирались митинговать, несмотря на запрет суда. У навеса «Кулиничей» происходит небольшая потасовка – активисты «Громварти» обливают девушек кефиром.
14 мая. Активисты избили коммунальщиков, которые занимались кронированием и спилом аварийных деревьев по улице Маршала Рыбалко. Информация о происшествии была внесена в Единый реестр досудебных расследований по ч.2 ст.296 (хулиганство) УК Украины.
Летом «Громварта» повадилась ездить в Полтаву на все судебные заседания по делу Харьковского городского головы Геннадия Кернеса и устраивать во дворе шоу с музыкой, песнями и многочасовыми танцами, мешая тем самым слушанию и отравляя жизнь жильцам ближайших к суду домов.
28 июля. Вместе с представителями киевского Автомайдана «Громварта» пытается штурмовать здание суда, а Валентин Быстриченко угрожает адвокату мэра Юлии Плетневой.
23 августа. Активисты нарисовали на груди памятника Воину-освободителю по улице 23 Августа желто-голубое сердце с крестом. Милиция расценила такие действия, как хулиганство (ч.2 ст. 296 УК Украины). Коммунальщики отмыли монумент, после чего повязали на его шею флаг Украины.
14 сентября. В начале заседания по делу Геннадия Кернеса в Киевском райсуде Полтавы Быстриченко вместе с другими активистами исполняет гимн. Судья Андрей Антонов удаляет активистов из зала, так они мешают началу слушания.
28 сентября. Быстриченко и Ко в последний раз устраивают шоу под полтавским судом. Судья заявляет, что если в следующий раз на улице будет играть музыка, заседание не состоится. Как оказалось, сам процесс без привлечения к себе внимания «Громварте» неинтересен: активисты перестают ездить на суды.
1 октября. Валентин Быстриченко покупает однокомнатную квартиру в ЖК «Журавлевский» по улице Новоалександровской, стоимостью свыше 30 тысяч долларов. Сумма, конечно, не космическая, но здесь стоит вспомнить, что около года до этого у Быстриченко не было даже 51 гривны, чтобы заплатить штраф.
17 октября. Активисты организаций «Цивільний корпус Азов» и «Громадська варта» сразу в нескольких районах срывают политическую агитацию партии «Відродження» (25 октября должны были проходить выборы в местные советы).
Конец октября. Коммунальные службы города выявляют незаконную постройку по улице Серповой, 4, недалеко от станции метро «Научная», принадлежащую секте «Школа Единого Принципа» (именно там позднее и изобьют журналистов «Харьковских известий»). Деньги на строительство кафе «Беседка» активисты брали у бизнесменов, которых убеждали, что все потратят на помощь украинской армии.
Это не единственный пример, когда деньги «для бойцов» тратились не по назначению: часть из них «шеповцы» расходовали на переезды своего руководителя Марины Зверевой.
4 ноября. «Шеповцы» незаконно забирают из «Центра обращения с животными» на проспекте Гагарина несколько собак, при этом сотрудники новой полиции этому никак не препятствуют. О связи экс-руководителя харьковских копов и «Громварты» читайте здесь.
11 ноября. Активисты «Громварты» принимают активное участие в срыве общегородских общественных слушаний по переименованию топонимических объектов в рамках выполнения закона о декоммунизации, которые проходили в ККЗ «Украина». Активисты прорвались на сцену и заблокировали президиум.
12 ноября. Повторные слушания также были сорваны, по факту так и не начавшись. На сцену опять запрыгнули активисты, началась потасовка с членами организации «Сотня Лева». Так как слушания не состоялись, решение о переименовании позднее приняли на сессии городского совета, но без предварительного обсуждения с общественностью.
18 ноября. В горсовете проходит сессия по переименованию объектов топонимики. В связи с усилением мер безопасности – на входе усиленный контроль и толчея. Членов «Громварты» и еще несколько активистов правоохранители свободно впускают, в то время как перед прессой двери закрывают.
Январь 2016 года. «Шеповцы» зазывают горожан на лекцию лидера своей секты Ольги Асауляк, предоставляя неправдивую информацию о том, что это презентация книги известной украинской писательницы. Скорее всего, простые люди от этого обмана не пострадали, так как билет на сие действо стоил 75 долларов.
Последний резонансный скандал, связанный с «Громвартой», произошел вчера, 10 февраля. Активисты избили съемочную группу «Харьковских известий» за то, что те приехали снимать их незаконную постройку по улице Серповой, 4.
На видео, которое удалось вчера снять журналистам, видно не только то, что их профессиональной деятельности препятствовали, но и полнейшее бездействие сотрудников патрульной полиции. Журналистка Леся Кочержук призывала копа обратить внимание на то, что только что один из активистов прижег ей руку сигаретой, однако правоохранитель не предпринял никаких действий и лишь попросил девушку отойти от обидчика.
Вчера в пресс-службе патрульной полиции сообщили, что о происшествии с прижиганием руки им ничего неизвестно, а их коллеги из Нацполиции проинформировали, что факт препятствования журналисткой деятельности (ст.171 УК Украины) в Единый реестр досудебных расследований все же внесли.
«Выездом на место происшествия было установлено, что несколько представителей одной из общественных организаций выясняли отношения со съемочной группой харьковского телеканала. В результате работник СМИ обратился за медицинской помощью к врачам. Они констатировали у мужчины ушиб позвоночника», – так охарактеризовали события в Нацполиции.
Копы обещали, что дадут развернутый комментарий для прессы, но сегодня от каких-либо подробностей опять воздержались, ограничившись лишь обещанием проверить действия, а вернее бездействие своих сотрудников.
«С 11 февраля проводится служебное расследование по факту ненадлежащего исполнения служебных обязанностей сотрудниками патрульной полиции. Результаты данного расследования будут оглашены 11 марта», – сообщила пресс-секретарь патрульной полиции Ярослава Борисова.
Также она добавила, что вначале копы ознакомятся с видеоматериалами, после чего примут решение о назначении дисциплинарного взыскания. Правоохранителю, который бездействовал, могут сделать устное замечание, а в худшем случае – внести выговор в личное дело.
Водителю-оператору службы новостей Станиславу Колотилову пришлось еще более несладко, чем журналистке. По состоянию на день 11 февраля – спустя сутки после избиения – молодой человек все еще остается в городской больнице скорой и неотложной медицинской помощи. Медики диагностировали у него сотрясение мозга и многочисленные гематомы, всю ночь он провел под капельницей.
Такое состояние неудивительно – накануне парня избивали семеро активистов «Громадської варти», причем продолжали пинать, когда тот уже лежал на земле. Как удалось выяснить, мужчину, который нанес сотруднику СМИ наибольшее количество ударов, зовут Игорь Собко.
«Удар был сильный, потемнело в глазах. Я не помню, как упал. Наверное, я потерял сознание. Потом уже на земле пару раз ногами меня ударили, я закрылся, смог подняться. Кричали, что найдут, расправятся. Потом еще, когда заломали между машинами, несколько ударов в область паха было. Когда мы с патрульными подошли, я пальцем указал – вот этот и этот человек меня били, на меня напали. Они подошли к ним пообщаться и эти люди молча развернулись и начали уходить. Они их не задерживали. Я написал заявление в милицию, буду добиваться наказания справедливого. Наверное, их кто из руководства МВД покрывает, не могут люди просто так безнаказанно самозахватом где хочу – там и строю здания, помещения. Нападают на людей, кого хочу бью, кого хочу не бью. Активиста «Громадської варти», когда он нападал под горсоветом на депутатов, насколько я знаю, одного задержали и тут же выпустили под поруки командиров того же «Схiдного корпусу». Я так понимаю, это одна организация. Поэтому справедливости мы вряд ли добьемся…», – прокомментировал нападение сам Станислав Колотилов.
Примечательно, что активист «Громварты» Дмитрий Олейник, о котором говорит Станислав, накануне избиения журналистов «Харьковских известий» сам, как он уверяет, подвергся нападению прямо в центре города. Сообщение об «избиении патриотов» тремя неизвестными опубликовали в группе «Харкiвська хунта» в Facebook. Однако, на деле оказалось, что сам Дмитрий в результате не пострадал, а его товарищу рассекли бровь.
Отметим, что Олейник – единственный, кому объявили о подозрении по факту событий под горсоветом 23 сентября 2015 года, когда парни в балаклавах избили милиционера и брызнули в правоохранителей из газовых баллончиков.
Активиста задержали, но в тот же день по решению Ленинского райсуда отпустили под личное поручительство нардепа Ярослава Маркевича, командира спецроты «Східний корпус» Олега Ширяева и экс-депутата горсовета Дмитрия Маринина.
Также стоит отметить, что это уже не первый случай, когда представители «Громварты» не давали работать данной съемочной группе «Харьковских известий» – во время одного из заседаний в Киевском райсуде города Полтавы по делу городского головы Геннадия Кернеса журналисты пытались освещать беспорядки на улице, но активисты всячески им мешали – закрывали камеру, оскорбляли и грозились облить зеленкой.
С резкой критикой действий активистов «Громварты» официально выступила пресс-служба горсовета и ее поддержали многие местные и центральные СМИ, призывая привлечь нападавших к ответственности. Хочется надеяться, что в случае с избиением журналистов активисты, наконец, понесут заслуженное наказание. Тем более, что 4 февраля Верховная Рада приняла изменения в Уголовный кодекс об усилении ответственности за препятствование журналистской деятельности. Теперь подобные действия будут караться штрафом до 850 гривен, арестом до шести месяцев или ограничениям свободы до трех лет.