В трудные времена всегда появляются желающие так или иначе убежать от проблем. Кто-то злоупотребляет вредными привычками, кто-то погружается в виртуальный мир, а некоторые уходят в секты. Насколько это опасно? И как избежать влияния манипуляторов?
Когда дочь сказала Алле Степановне, что отныне пойдёт путём добра, ничего плохого мать в этом не увидела. Но только сначала.
Алла Молчанова, мать Натальи Дуваровой:
– То, что они сделали с моей дочерью, я не считаю добром.
Несколько лет назад Наталья бросила работу, оставила мужа с детьми и исчезла. Позже выяснилось: она адепт нового учения “Золотой путь богини Лебедь”.
Алла Молчанова, мать Натальи Дуваровой:
– Она мне говорит: “Забудьте меня. Считайте, что меня нет. У меня духовный путь и свои учителя”.
Учителя сначала поселились в квартире Натальи, а потом, судя по выписке из Росреестра, стали её хозяевами и даже выставили жилплощадь на продажу. Всё это в обмен на посвящение и ценнейшие знания о некой космической целительнице.
Александр Дворкин, сектовед, профессор:
– Учение это обещает, что человек достигнет полного здоровья, если будет соблюдать определённые правила, которые, как всегда в таких случаях, настолько сложны, что их все соблюдать невозможно.
Активисты антикультового движения бьют тревогу. Страна переживает настоящий сектантский бум. Маги, целители и чародеи вербуют новых послушников в соцсетях и на форумах. Часто они скрываются под личиной психологов и бизнес-тренеров.
Михаил:
– Моя жена два года ходила на психологические тренинги личностного роста.
Жена Михаила хотела повышения на работе. Не пожалела 8 тысяч рублей за каждое занятие. И результат не заставил себя ждать. Женщина начала меняться буквально на глазах: ссорилась с родителями, постоянно плакала, а потом покончила с собой.
Михаил:
– У неё на почте я нашёл аудиозапись тренинга. Тренер сначала приводит примеры того, как родители издеваются над детьми в детстве. И все 17 человек, что присутствуют на тренинге, по очереди вспоминают, как над ними в детстве родители издевались, и плачут. Так проходит два дня.
Психологический прессинг, удержание, контроль сознания – основные приёмы руководителей сект. Почему послушники не возражают? Да потому что им уже обещаны золотые горы.
Александр Дворкин, сектовед, профессор:
– Зачем тебе ходить в офис и просиживать время? Ты будешь свободным человеком! Посмотри, он пришёл два месяца назад, а уже третий “мерседес” меняет. Ты тоже так можешь! Поначалу даже “напёрсточники” дают человеку выиграть, а потом, когда он увлечётся, отнимают у него последнее.
Мошенничество и вымогательство – по сути, всё, что можно вменить создателям очередного культа. Вспомните посланника бога Кузи. Его обвиняли отнюдь не в создании нового идола. Наказать за вовлечение в секту, если послушник не докажет, что против него были совершены противоправные действия, практически невозможно.
Алексей Суриков, священник, руководитель антисектантской группы миссионерского отделения Московской епархии:
– Свобода вероисповедания гарантируется Конституцией. Человек может верить во всё что угодно, и никто ему не вправе запрещать это.
Остаётся уповать лишь на здравый смысл. Если что-то звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, то, вероятно, это ложь.
Жанна Оловянникова, Максим Победушкин, “Настроение”