В последний раз Сайна звонила матери год назад, когда отец лежал на смертном одре. Мама молча бросила трубку. Родители Сайны — последователи Церкви саентологии, а их дочь посмела порвать с сектой и сделать ее мрачные тайны достоянием общественности. Сайна рассказывает «Юле», как саентологи используют детский труд, насилуют девочек и вымогают огромные суммы денег.
Хейди Грандель-Сонк (Heidi Grandell-Sonck)
Всего за год она лишилась матери, отца, работы и друзей детства в придачу. Американка финского происхождения Сайна Камула порвала с Церковью сайентологии в 2014 году. Сегодня ей то и дело встречаются в интернете видеоролики, в которых ее бывшие друзья обзывают ее «лгуньей».
Последний раз Сайна звонила матери год назад, когда отец лежал на смертном одре. Мама молча положила трубку.
С Сайной она не разговаривает, потому что та дурно отзывалась о саентологах в американских СМИ. Таких как Сайна саентологи называют «подавителями» и всячески бойкотируют.
Внутренний круг
В детстве Сайне пришлось часто переезжать. Вначале по Скандинавии — ее родители были подвижниками саентологии и успели пожить в Финляндии, Швеции и Дании. Когда же ей исполнилось восемь, мама забрала ее в Лос-Анджелес, где получила работу переводчика при так называемой Морской организации, считающейся внутренним кругом саентологов. Там она работает и поныне. Отец впоследствии рассказывал, что счел переезд форменным похищением. Сама Сайна считает, что истина где-то посередине. Отец в Америку не поехал, остался в финском городе Кеми, где и умер в прошлом году в полном одиночестве.
«На то, чтобы найти его тело, у меня ушло 40 дней. Я узнала, что перед смертью он усомнился в своей религии, ему начало казаться, что саентологи контролируют всю его жизнь», — рассказывает Сайна.
Жизнь на ранчо
После переезда в район Лос-Анджелеса Каньон Оукс Сайну разлучили с матерью, стоило ей только научиться худо-бедно ориентироваться на местности. По-английски она говорила плохо, и ее задирали другие дети.
Жизнь на ранчо была тяжелой. Спали все вместе на многоэтажных нарах. Школа была лишь раз в неделю, по субботам. Обучение заключалось главным образом в просмотре фильмов с известными саентологами в главных ролях, вроде Тома Круза и Джона Траволты.
«Это было курам на смех. Когда мы проходили 1970-е, нам показывали «Лихорадку субботнего вечера» (культовый мюзикл с Траволтой в главной роли — прим. перев.), а Дикий Запад мы изучали по «Далеко-далеко» (кинофильм с Томом Крузом и Николь Кидман — прим. перев.).
Детский труд
Когда ей исполнилось двенадцать, Сайну приняли в Морскую организацию, внутренний круг сайентологов. Всех детей без исключения заставляли работать, порой допоздна. Платили, по ее словам, сущие гроши.
«Мне даже приходилось воровать из общежития тампоны и шампунь», — вспоминает она.
Позднее Сайна поступила на работу в бухгалтерское бюро, которым тоже владели саентологи. Когда она порвала с организацией, ей пришлось уйти.
Активным саентологам приходится откладывать деньги на то, чтобы пройти все необходимые тренинги и тем самым «очиститься». Нередки ситуации, в том числе и в Финляндии, когда люди должны организации сотни тысяч евро. В самых крайних случаях для санации долга приходится вмешиваться государству.
Краткая история сайентологии
- Основана писателем-фантастом Роном Хаббардом (1911-1986)
- Учение зиждется на системе психологической самопомощи Хаббарда «Дианетика»
- По собственным подсчетам, Церковь саентологии насчитывает до восьми миллионов последователей по всему миру. Бывшие же саентологи утверждают, что число верующих не превышает 400 тысяч. В Финляндии насчитывается несколько сотен сайентологов.
- Штаб-квартира саентологии расположена в Лос-Анджелесе. В числе последователей учения немало известных актеров, например, Том Круз, Джон Траволта и Элизабет Мосс.
- По собственному признанию, саентологи пытаются спасти мир от безумия, преступности и войн.
- Саентология признана религией в ряде стран, включая США и Швецию, но не в Финляндии.
Никаких телефонов и никакой электронной почты
Далеко не все последователи церкви придерживаются столь же строгих правил. Ряд саентологов за пределами Морской организации живут, в общем-то, нормальной жизнью, хотя учение и предписывают им уделять вопросам веры минимум два с половиной часа в день.
Внутри же Морской организации, где росла Сайна, обязательных к исполнению правил было хоть отбавляй. Например, нельзя уходить без спросу без сопровождения по меньшей мере двух взрослых. Нельзя иметь мобильный телефон и пользоваться личным электронным адресом. А все бумажные письма распечатываются и прочитываются старшими.
«Письма от папы мне всегда доставались уже распечатанными», — вспоминает Сайна.
Саентология учит, что дети — это взрослые души в детских телах. Поэтому Сайне и ее подружкам приходилось выслушивать подробные описания половой жизни взрослых или их сеансов групповой мастурбации. Сайна рассказывает, что девочек часто выдают замуж за людей старшего возраста, потому что внебрачный секс считается грехом.
Одитинг
Так называемый одитинг — это своего рода интервью, в котором респондент рассказывает о своей жизни во всех подробностях. Это делается с тем, чтобы «освободиться от реактивной части ума». Материалы одитинга подробнейшим образом записываются и позднее могут пригодиться для шантажа, если человек вдруг попадет в опалу. При одитинге используется Е-метр (электронный прибор, регистрирующий изменения электрического сопротивления человеческого тела постоянному току, — прим. перев.).
Размолвка
Сайна решила, что с нее довольно, когда ее изнасиловал ее тогдашний партнер. Она впала в депрессию и располнела. Чтобы хоть как-нибудь остановить панические атаки, от которых ничего не помогало, она стала искать помощи за пределами Церкви саентологии. Ее бывшие единоверцы медицинскую терапию не одобряют, предпочитая ей собственную практику — одитинг — которая выливается в откровенные беседы со старшими.
Терапия помогла Сайне разобраться с сексуальными домогательствами, которым она подверглась еще в детстве. Один из учителей приставал к ней и пытался поцеловать. Подружка рассказала, что за этим же человеком числятся и другие такие случаи.
Сегодня та же самая подружка утверждает, будто рассказами о сексуальных домогательствах Сайна с ней никогда не делилась.«Я поняла, что не одна такая. Я осознала размеры бедствия внутри организации», — вспоминает Сайна.
Когда же Сайна рассказала о своем печальном опыте взрослому, другому учителю, ее изругали, обозвали лгуньей и вынудили покаяться за ложь и поклеп.
«Это же то же самое, что обвинять жертву. Тут я и поняла, что не могу быть членом организации, где покрывают преступников и всё валят на жертву. Я же ни в чем не виновата», — говорит Сайна.
Враг церкви
В 2014 году Сайна еще только раздумывала, не порвать ли ей с саентологами окончательно. Но чем реже она принимала участие в их мероприятиях, тем настырнее ей втюхивали всякие обучающие курсы.
«Им ничего не стоило заявиться в пол-одиннадцатого вечера и потребовать, чтобы я приобрела некий сертификат международного образца за тысячи долларов», — вспоминает Сайна.
Когда в прошлом году Сайна поведала о сексуальных домогательствах для документального сериала «Лиа Римини и конец саентологии», снятом бывшей последовательницей Лией Римини, на нее посыпались разные голословные обвинения с целью опорочить.
«Получается, теперь я враг церкви», — говорит Сайна.
Что же влечет людей?
Лично Сайне выбирать так и не пришлось, потому что выбор за нее сделали родители. Однако многие идут в церковь добровольно, и Сайна признается, что понимает, чем она их привлекает.
«У них есть масса программ помощи, на все случаи жизни. Если ты игроман или алкоголик, если у тебя кризис в личной жизни и все такое, у саентологов всегда найдутся обучающие курсы», — объясняет Сайна.
Кроме того, саентологи организуют шикарные мероприятия, которые всегда проходят с большой помпой. На них публикуется статистика, которая выставляет организацию и ее усилия по спасению мира в лучшем свете. Демонстрируются «спасенные», которых тут же принимают в новые члены.
«Помнится, я и сама когда-то во все это верила», — вспоминает Сайна.
Хотя действующих саентологов от любых порочащих организацию сведений тщательно оберегают, по мнению Сайны, у нее все же есть свои плюсы. Так, саентологи следуют «золотому правилу» и должны уметь сами о себе позаботиться.
Она говорит, что некий положительный эффект дает даже одитинг.
«Иногда приятно бывает высказаться. Это как пообщаться с близким другом, который, ты знаешь, никогда тебя не осудит. Хотя все сказанное тобой может быть впоследствии использовано против тебя», — признается Сайна.
Когнитивный диссонанс
Как утверждают американские исследования и бывшие члены движения, саентология сейчас переживает не лучшие времена. Сами же саентологи уверяют, что их церковь продолжает расти и перевалила за 8 миллионов последователей по всему миру. Оценки же отступников гораздо скромнее: не более 400 тысяч членов.
Порвать с саентологами чрезвычайно сложно — даже при том, что многие члены организации отлично понимают, что никакие они не потомки инопланетян, поклоняющиеся правителю Галактической конфедерации Ксену.
Когда мозг получает ряд противоречивых установок одновременно, это называется когнитивным диссонансом. По мнению психологов, это состояние крайне неприятно. По мнению Сайны, многие испытывают его, познакомившись с саентологической космогонией поближе.
Создание мира в саентологии
Как полагают саентологи, межгалактический правитель по имени Ксену предложил собственное решение проблемы перенаселенности вселенной. 75 миллионов лет назад он вколол миллиардам людей смесь алкоголя и гликоля и отравил их. Потом он поселил людей в вулканах и взорвал их водородными бомбами — благодаря чему их души отправились на небеса. Эти души, или тэтаны, потом отловили и обработали 35-дневным пропагандистским фильмом о жизни людей. После этого их выпустили и внедрили в тела оставшихся в живых людей — сделав тэтанами воплощенными. Цель земного существования — освободиться от телесной оболочки, следуя саентологическим заветам. В тайны космогонии саентологов посвящают лишь последователей, достигших определенного уровня.
«Возьмите хотя бы мою маму. Она принесла им свою дочь, пожертвовала все свои деньги и отдала организации всю жизнь. Признаться, пусть даже самому себе, что всю жизнь заблуждался, — очень больно», — рассуждает Сайна.
Она говорит, что понимает, почему друзья с ней больше не общаются. По ее словам, они лишь беспрекословно слушаются старших и делают все, что им велят.
«Это грустно, и я стараюсь об этом не думать. Но, как бы то ни было, с этими людьми я провела детство», — печалится она.
Путешествия лечат раны
Сейчас Сайна много путешествует, чтобы наверстать все упущенное за годы, проведенные в Церкви саентологии. Она несколько раз ездила на родину родителей в Финляндию и заново подружилась с бабушкой. Но в поездках есть и другой смысл.
«Когда у тебя нет постоянного почтового адреса, им до тебя попросту не добраться», — признается Сайна.
Она ведет блог, и читатели нередко пишут ей, что ее жизнь удалась.
«На самом же деле я все равно просыпаюсь в слезах, меня мучат панические атаки, и я не могу заснуть. Но я свободна, и это главное», — заключает Сайна.