В наших краях мало кого можно очаровать перезвоном бубенчиков, видом несвежих хламид и ритуальным переплясом. Всяк развлекается, как умеет, и в силу своего интеллекта. Не интересны и назойливы, подобно мухам, зомби: адвентисты, евангелисты и прочие, пристающие на улицах с вопросами типа: «А вы задумывались когда-нибудь о существовании Бога? Мы готовы провести с вами несколько бесед…» Не вызывают большого соучастия и различного рода религиозные ходоки с сомнительной литературой и скромнейшими просьбами выкупить её или пожертвовать уж, на худой конец, сколько не жалко. (Попутный фенологическое замечание: с приходами межсезонья, сопровождаемыми хроническими обострениями, намерения ходоков склонны усиливаться. Видимо, религиозные чувства в них все-таки носят сезонный характер.)
Иное дело – когда вам предлагают бесплатное обучение английскому языку, да еще с условием, что заниматься этим будет не восторженный первокурсник какого-нибудь иняза, а «натуральный» американец, специально для этого прибывший в нашу страну. Но позанимались английским – пожалуйте на молитвенное собрание «братьев» – американцев. И кто же откажется после таких любезностей?
Изучением деятельности подобных организаций я занималась несколько месяцев. Встречалась с людьми, попавшими под влияние секты, с их родителями. И постепенно перед глазами вставала картина, но в ней чего-то недоставало, какого-то очень важного штриха. При освящении такого явления нужно было найти какую – то свою точку, попытаться взглянуть на ситуацию изнутри, вывернув её на свет божий. Поэтому было решено: хотя-бы немного побывать в роли наивного адепта секты. С этой мыслью я отправилась туда, где обретаются у нас «братья-мормоны».
Там мне открылось, что мормоны бывают двух видов. Отделим овнов от козлищ. Американские миссионеры из штата Юта, или старейшины, которые собственно и завезли к нам эту религию (едва удерживаюсь, чтобы не написать «заразу»), и наши, сызмальства православные, а теперь омормонившиеся.
После общения с обеими разновидностями я ощущала себя опустошенной, очень уставшей. Аналогичные чувства испытывали и некоторые из прихожан секты. Потом, говорят, втянулись.
По меньшей мере, странными для религиозной организации показались мне игры, которые, усадив к кружок, затевали мормоны. Одна из них – «Игра в убийцу», вторая «За что я не люблю своего соседа». Нужно обладать большой наивностью, чтобы уже после такого уверовать в чистые, добрые помыслы этих людей. Но это, как говориться, личное мнение. Блажен, кто верует.
Далее началось непосредственно «богослужение». В комнате, похожей на учебную аудиторию, с доской и кафедрой, расселись мормоны. Я опустилась на стул и растворилась в массе…Теперь можно и оглядеться, понаблюдать. Как и следовало ожидать, среди собравшихся было много молодых, многие похожи друг на друга. Чем? Как бы это объяснить… Угадывалось, что это надломленные, с ранимой и неустойчивой психикой, юноши и девушки. Бывая в православных храмах, я всегда отмечала некую просветленность на лицах молящихся. Здесь же сразу бросалась в глаза отрешенность, граничащая с тупым непониманием. Кое-кто, видимо, менее преданный, оглядываясь, посмеивался в кулачок.
Всем раздали отпечатанные тексты с нотами. Петь было удобно: хором дирижировал мормон, а рядом старательно тянул сосед. Мне вдруг стало жаль этих людей, моих соотечественников. Жаль даже в культурном плане, не говоря уж о духовности. Неловко обезьянничая, они делали над собой усилие, дабы приобщиться к чуждой для русского человека «духовной» культуре. Тогда подумалось: православию на Руси более тысячи лет. Видимо, так оно органично для нашего народа и живет в нем так долго оттого, что наиболее соответствует нашей русской душе. Еще Достоевский замечал, что «Русский человек без православия – дрянь», и «Кто не понимает в народе нашем православия, тот не знает души нашей…»
Прерву, однако, свои отступления. Меж тем, сектанты пели, как одержимые. Я разевала в такт рот, но, увидев, что до меня никому нет дела, углубилась в чтение «Книги «Мормона» и других брошюр. Благо, они в изобилии лежали тут же на подоконнике. Пополнять домашнюю библиотеку таким, даже бесплатными изданиями, желание не возникло. «Книга Мормона», священная для сектантов, отдадим ей должное, хорошего полиграфического качества, чего не скажешь о качестве её перевода. Тут уж не до красот стиля, не до аллегорий. И если мормоны утверждают, что эта книга подлинная, наряду с Библией, то почему она, не в пример последней, столь незатейлива в художественном отношении? «Книга Мормона» похожа на Библию только разбивкой текста на два столбца и нумерованностью строф. Американский писатель Марк Твен, читавший мормонский шедевр, выразился так: «Мормонская библия–всего лишь бесталанный вымысел, состряпанный по образцу Ветхого завета. Автор силился придать своим словам и оборотам речи то необычное, отдающее стариной звучание, которое отличает перевод Священного писания на английский язык…В итоге получился ублюдок – то современный бойкий язык, то древняя простота и торжественность… »
В «Книге Мормона» описывается, как некий иудей Иаред прибыл в Америку со своей семьей сразу после Вавилонского столпотворения (приблизительно в 600 году до Рождества Христова) и основал там процветающее государство. При этом у семьи Иареда уже тогда было Евангелие, хотя сам Христос еще не родился. Другая часть книги Мормона описывает, как уже другой иудей, Легий, со своей семьей также прибыл в необитаемуюАмерику и заселил её. Но между потомками Легия началась борьба, в результате которой потомки хорошего сына Легия, Нефия (христиане) остались белокожими, а потомки плохого сына, Ломана (неверующие) сделались краснокожими. Краснокожие ломанцы истребили нефийцев. А книгу написал чудом уцелевший белый нефиец Мормон.
С «Книги Мормона» и началась мормонская церковь как таковая. Ведь Мормон, или Мороний, закопал перед своей смертью труд своей жизни на табличках в Нью-Йорке, где их и обнаружил в 1829 году Джозеф Смит, лидер мормонской церкви и пророк соответственно. А сектантам теперь ничего не остается делать, как изучать мифологизированную историю всея Америки. Знания куда как необходимые, если учесть, что некоторые из российских омормонившихся сектантов не знают, в коем веке было Ледовое побоище.
От новообращенных я узнала, что стать мормоном очень просто. Стоит позволить, чтобы старейшины провели с тобой несколько душеспасительных бесед (мормоны считают истинными христианами только самих себя, остальные же просто безнадежно коснеют в невежестве и грехе). В общем, обработают по подобию своему, и вперед – к очищению и спасению со ступеньки на ступеньку.
С такими мормонами «а ля рюс» не терпелось поговорить. Но оказалось, что без благословения старейшины им говорить не полагается. Наконец, старейшина снизошел. Он пожелал быть свидетелем нашей беседы, предусмотрительно спрятав за спиной диктофон: вдруг отрок взболтнет чего лишнего. «Как давно ты стал мормоном?» – «Несколько недель назад». – «И что тебе это дало?» – «Здесь я обрел семью, Бога…» (взгляд в сторону старейшины). Старейшина остался доволен ответами отрока. Ничего менее тарфаретного и от других юных мормонов мне услышать не удалось.
А вот другая, более колоритная фигура, заинтересовала меня не на шутку. Бывший прихожанин православной церкви (по неофициальным данным, даже её клирик), взрослый и осмысляющий в силу возраста (так должно быть хотя бы теоретически) всю серьезность своего выбора, очертя голову, ринулся в мормонство. Оно, конечно, не запрещено. Вера более легкая, удобная, к жизни приспособленная. Не то что продираться к Богу через внутреннюю работу, смирение и терпение. Опять же, обратившись в мормона, брат наш стал ни много ни мало – Святым Последних Дней. Снискать подобное в православии – случай исключительный, скорее даже не возможный. А здесь уж наверняка, да ещё при жизни… Но переметнувшийся брат от беседы отказался, экспрессивно и обидчиво бросив: «Я не хочу ни перед кем оправдываться!» А затем куда-то исчез. И то верно: не хотите и не должны. Наша Конституция гарантирует свободу вероисповедания. Не знаю только, как по мормоно–американским канонам, но в русском риторическом идеале кричать, инфернально сверкая глазами, недопустимо, это всегда считалось признаком бесноватости. «Да, видимо, совсем омормонился»,– подумалось мне. Как вдруг он возвернулся, вспомнив спасительную фразу: «Я хочу вам сказать, что здесь я обрел семью, Бога». Такому единомыслию трудно не умилиться.
Я поспешила выйти на свет Божий. Интересно, доколе нас будут оболванивать незваные гости, жаждущие поскорей «окультурить» страну тысячелетнего христианства? Православное духовенство даже с самыми блистательными проповедями против сектантства тут ничего не поделает. Да и активное шельмование псевдохристианских объединений приведет, скорее, к обратному эффекту. У нас ведь любят жалеть «несчастных». Это в практичной Америке губернатор штата Миссури в 1831 году призывал сограждан к решительным действиям : «Мы должны либо уничтожить их, либо навсегда изгнать из штата». Подобная история повторялась в нескольких штатах, где оседали мормоны. До тех пор, пока они не поселились на Соленом озере и не основали штат Юта.
Вспоминаю деятельность пресловутой «АУМ Синрикё», которой радио «Маяк» продавало своё эфирное время отнюдь не тридцать сребреников. Эта секта была официальна запрещена в России только после взрывов в Токийском метро. Тогда говорили, что не бывает худа без добра. Взорвали– запретили. Не хочется сгущать краски, но сейчас мы вновь ожидаем удара клювом поговорочного жареного петуха. И если кому-то покажется все написанное выше детскими забавами, то хотелось бы подробнее рассказать о некоторых постулатах мормонской общины.
Мормоны практикуют многоженство. У самого Дж. Смита было от 27 до 80 жен, по разным подсчетам. Многоженство (полигамия) в современной Америке запрещено, но предприимчивые мормоны решили и эту проблему. Они заключают браки с умершими, сколачивая себе небесный гарем. Работают с архивами, выписывают имена умерших, затем их крестят на свой манер и совершают браки. Многие люди без их согласия, посмертно, стали мормонами. Подобное явление уже более десяти лет наблюдается в России.
Мормоны отрицают непорочное зачатие Христа. Вообще они считают, что Бог–Отец и Сын – это разные Боги. При этом они утверждают, что признают Троицу. Бога – Отца, по мнению мормонов, зовут Элогим. Он обладает физическим телом и находится сейчас на звезде Колоб (астрономы не подтверждают существование такой звезды). Мормоны верят, что у него есть гарем, где он занимается сношениями со своими женами, от которых рождаются боги, ныне живущие на разных планетах. Первых детей мормонского Элогима звали Иисус и Люцифер (!)… У Иисуса, оказывается было, ко всему прочему, три жены, у них ещё были дети. Естественно, что одним из их потомков является Джозеф Смит. И вообще, первое место, которое посетил Христос по воскресении, это, конечно, Америка. Там же будет и второе пришествие, по уверениям мормонов. Известно даже место – графство Дэвисс. Тогда все мормоны как есть, живые и мертвые, будут подняты на небо для встречи с мормонским богом, а потом их спустят на землю, где они будут жить в богатстве и изобилии.
После подобной информации у меня лично возникает здоровое для вменяемого человека желание подальше отогнать от себя этот бред. Однако, некоторые им проникаются. И выздороветь им не дают все те же собратья по секте. Поэтому заболевают надолго, а то и навсегда…
…Я много думала, почему это происходит в стране, где православие является – в хорошем смысле слова – госдарственной религией. И есть у меня некоторая мысль, которая многим может вовсе не понравится. Привел меня к ней, как ни парадоксально, один из мормонов, назойливо приглашавший посетить их «церковь». Когда я, отслонившись от его любезности и деланной любови ко всему человечеству, твердо сказала, что исповедую православие, он ответил, что от православия осталась одна традиция, а не вера. И мне подумалось: а ведь откуда ему, не бывавшему на православных богослужениях, иметь такое мнение? И тогда поняла, что виноваты мы сами. Россия не является сейчас страной победившего православия; никто из нас не может сказать, что живет в христианской стране. Не по букве, а на деле. Мы не стали пока членами Церкви (не церковной организации, а именно Церкви Христа). И не видят в нас истинного благочестия, элементарной любви к ближнему не видят, да просто того, что называется бытовым православием. Не видят на деле, поэтому и не верят. А для чего примыкать к таким христианам, чего ради удовлетворяться дурным обществом и быть с ним телом единым? Тут впору бы вспомнить слова митрополита Сурожского, владыки Антония, о том, что «мы должны стараться жить так, что если бы Евангелия были бы утеряны, то глядя на нас, их можно было бы написать заново»… Положа руку на сердце, это сейчас не про нас. Поэтому и попадают наши люди в сети к этим жуликоватым ловцам человеческих душ.
Чеботарева Светлана