Во второй половине ноября в Саратове побывал псевдоправославный писатель Сергей Михайлович Масленников. Его книги и лекции не рекомендованы к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви. Тем не менее он гастролирует по городам России и пытается проводить «встречи с читателями», которые на деле являются собраниями очень сомнительного духовного толка. О том, что это за автор и почему его взгляды никак нельзя назвать православными, рассказывает эксперт в области нетрадиционных культов и сект, кандидат философских наук, настоятель Борисоглебского храма Саратова священник Александр Кузьмин.
— В Саратове, к счастью, имя Сергея Масленникова широкой известности не имеет. Но в целях предосторожности не лишним, наверное, будет узнать, что это за человек и почему его взгляды на официальном уровне признаются в Церкви ложными…
— На самом деле, во многих храмах Саратова всё же присутствуют заядлые любители книг Сергея Масленникова, равно как и последователи находящегося ныне под запретом протоиерея Владимира Головина, запрещенного в священнослужении схиархимандрита Иоакима (Парра), горе-проповедника Игнатия Лапкина и иже с ними. Эти люди либо проповедуют духовность очень сомнительного свойства, либо явно противопоставляют себя Церкви, как тот же Масленников, на сайте которого можно все чаще видеть критику священноначалия. При этом все они позиционируют себя как православные миссионеры.
Эти смутьяны свою деятельность внутри Церкви начинали, что называется, «за здравие», а окончили, с точки зрения соответствия Православию, к сожалению, «за упокой». Так, Масленников в своих лекциях и книгах преследовал среди прочих одну хорошую цель — привести людей к покаянию. Его беседы и издания так и назывались — «Школа покаяния». В своих лекциях он во многом основывался на трудах святителя Игнатия (Брянчанинова), который, как мы знаем, достаточно подробно описывает опасное для христианина состояние духовной прелести. Духовная жизнь, если она замешана на страстности и лишена контроля со стороны опытного духовника, часто подвержена самым экзотичным поворотам. Именно это и произошло в случае с Масленниковым. Зациклившись на теме духовной прелести, он каким-то дивным образом стал, под видом борьбы с ней, формировать вокруг своей личности и своих книг круг почитателей, который все больше стал напоминать внутрицерковную секту. И сейчас это приобретает черты самой настоящей псевдоправославной секты с элементами гуруизма ее основателя, который, не имея духовного сана, оставляет за собой право лишать людей Причастия, осуждать епископат или, как это произошло в ситуации с визитом в Саратов, игнорируя церковную власть епископа, приезжать и устраивать какие-то лекции, анонсируя их такими партизанскими способами, как рассылка с анонимных телефонов смс-сообщений. И такие сообщения, надо сказать, получили многие прихожане.
— Было ли, на Ваш взгляд, создание секты осознанным или это просто человек, пребывающий в неких своих заблуждениях?
— Порой очень трудно сказать, является лидер той или иной секты психически больным человеком, искренно верующим в то, что он говорит, или это расчетливый бизнесмен, который осознанно исполняет роль гуру для банального выколачивания денег из незадачливых почитателей. Часто эти явления переплетаются: человек, начиная как бизнесмен, заканчивает психическим повреждением и начинает верить в свою избранность и в тот бред, который нес все эти годы по сугубо материальным причинам.
В случае с Масленниковым, на мой взгляд, мы имеем дело с духовным повреждением, которое последовало от неправильного толкования законов аскетики. По злой иронии, его лекции под названием «Аскетика для мирян» привносят ошибки как раз в представления читателей об аскетических основах, его учение о прелести замешано на прелести и так далее. С чем боролись, как говорится…
— Какой опасности подвергаются люди, посещающие подобные «встречи с читателями»?
— Мне неизвестны случаи каких-либо махинаций и преступлений в среде последователей Масленникова, которые касались бы административного или уголовного права. Точнее, я их не искал и ко мне лично пострадавшие таким образом не обращались. Но если посмотреть на выводы комиссии, которая была создана при Издательском Совете Русской Православной Церкви, когда лишали книги этого автора грифа, позволяющего предлагать их людям в церковных магазинах и храмах, можно сказать, что опасность для верующего человека однозначно есть. Это риск духовного повреждения, который не осознается многими так явно, как, скажем, риск лишиться какой-то суммы денег, но который может вести к тяжелейшим последствиям для всей жизни человека, его профессиональной деятельности, его семьи. Существование этого риска в данном случае подтвердили духовники авторитетнейших монастырей нашей Церкви.
— Существует ли возможность противодействовать «гастролям» таких лжепроповедников на юридическом, в том числе законодательном уровне?
— Вся сложность ситуации с подобного рода раскольниками или просто находящимися в заблуждении «миссионерами» заключается в том, что для людей, внешних по отношению к Церкви и при этом решающих что-то в юридической плоскости, их опасность совсем не видна. Беда нашего времени в том, что подавляющее число наших современников абсолютно религиозно безграмотны. Такая безграмотность в народе была всегда, но в наше время к ней присовокупилось еще и то, что сейчас каждый считает себя специалистом во всем, что касается его личной духовной жизни. Такое понятие, как послушание Церкви, подвергается остракизму, хотя это одно из ключевых понятий для христианина. Внимать голосу Церкви в лице ее Патриарха, епископов, священников — дело первоочередной важности, поскольку все расколы начинаются с того, что появляется некто говорящий, что именно он — и есть тот самый голос Церкви…
— Что делать прихожанам, если в храме или в приходской жизни они слышат, что кто-то частным образом распространяет подобные идеи? Нужно ли что-то предпринимать?
— Если о подобного рода деятельности, скрываемой обычно от духовенства, становится кому-то известно, в первую очередь нужно сообщить об этом настоятелю храма. Каждый священник перед Богом отвечает за духовное здравие своих пасомых. Волки в овечьей шкуре обычно тем и опасны, что говорят вроде бы правильные вещи, подчеркивают свою «православность». Изгнать внедряемые ими заблуждения из церковной среды — наша общая задача, но не стоит пытаться противодействовать этому в одиночку — нужно обязательно, не смущаясь, рассказать о том, с чем вы столкнулись, священнику.
Газета «Православная вера» № 23 (618)
Священник Александр Кузьмин, Беседовала Елена Сапаева
https://eparhia-saratov.ru/Articles/uchenie-zameshannoe-na-prelesti