Трагедия Никольских «затворников»

Вот уже больше месяца телеканалы, газеты и журналы, радиоэфир наполняются информацией самого различного толка о «пензенских сектантах», закопавшихся в самодельной пещере на окраине села Никольское, что в Бековском районе Пензенской области.

«Заблудшие души», «отшельники», «сидельцы», «сумасшедшие» – как только не именуют этих людей средства массовой информации – и российские, и зарубежные. Есть и такое хлесткое именование, как «погановские сектанты». Но надо пояснить, что Погановкой давным-давно жители Никольского называли окраину своего села, потому что там, в овраге, находился скотомогильник. Но вот ведь понравилось журналистам словечко…

В Беково, недавно мало кому известное, нынче едут и едут – и не только журналисты, но и депутаты (в том числе и белорусские), и бывший миллионер, и ученые-психиатры из Москвы… Возле оврага постоянно дежурит милиция, от любопытных глаз пещеру закрыли высоким забором. С «истинными православными», как затворники себя называют, ведут переговоры и священнослужители, и врачи, и родственники, но…

Ушедшие от мира под землю (там есть и целые семьи, и маленькие дети, причем все они – не пензенцы) намерены дождаться там конца света, который, по утверждению их духовного лидера Петра Кузнецова, произойдет в мае будущего года. «Их одурачили и одурманили», – говорят журналисты. А тот, кто это сделал, охотно раздает многочисленные интервью из психбольницы. Но, видимо, доверие своих единомышленников Кузнецов уже потерял, раз пещерные жители не хотят его слушать…

Как в нашей епархии реагируют на эти события? Конечно, первая и основная реакция – это действия управляющего Пензенской епархией архиепископа Филарета. Мы познакомим вас с действиями Высокопреосвященнейшего Владыки, с его мнением о происходящем. Это должно помочь всем православным сформулировать оценку «Никольской трагедии».

ТЕЛЕГРАММА

Москва, Кремль, Его Высокопревосходительству Президенту России Путину В. В.

Многоуважаемый Владимир Владимирович!

Крайне обеспокоенный и взволнованный состоянием людей, окопавшихся на территории Пензенской епархии, печалуясь о них, почтительно прошу Вашего содействия в уврачевании случившегося. Позвольте при этом напомнить Вам, что основная причина происшедшего – массовая религиозная безграмотность людей нашей страны. Если безотлагательно не будут введены в образование «Основы православной культуры», это может повториться в еще более радикальных и крайних формах и последствиях. Чтобы предупредить такие явления, необходимо по настоятельной просьбе людей поставить духовное просвещение на уровень федерального и регионального радиовещания и телевидения, что в короткое время снимет все беспокойство общества и страны в этом вопросе.

С надеждой на Вашу мудрость и решимость, с уважением
ФИЛАРЕТ, архиепископ Пензенский и Кузнецкий
(Отправлена 17 ноября 2007 года)

Увещательное слово архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета по случаю событий в селе Никольское Бековского района

Дорогие братья и сестры!

В праздник святого великомученика Димитрия Солунского был крайне опечален и взволнован известием о том, что в селе Никольское группа людей, находящихся вне храмов Божиих, святой Евхаристии и соборной молитвы верующих людей нашей епархии, готовит себя ко второму пришествию Христову.

Странно уже потому, что и мы, православные христиане, верим и всем сердцем принимаем учение святого Евангелия и пророческой книги Апокалипсис, написанной святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, с той лишь разницей, что внимательны к каждому слову этих священных книг. Да, и мы знаем, что будет кончина мира, но мы помним слова Спасителя, сказанные Им накануне Его Крестной смерти: «…не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1, 7). «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф. 24, 42). Кроме этого, мы знаем и твердо исповедуем своей верой существование на земле Церкви Христовой, о которой Господь сказал: «…созижду Церковь мою, и врата адовы не одолеют ее» (Мф. 16, 18).

Исходя из этих слов Евангелия, мы держимся главной заповеди Его, относящейся к кончине века: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы вам не впасть в искушение» (Мк. 14, 38); «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24, 4), но при этом сказал: «горе миру от соблазнов, ибо надобно приити соблазнам» (Мф. 18, 7).

Посему обращаюсь к вам словами апостола Павла, проникнутыми любовью и заботой о христианах: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим. 16, 17). «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1, 10).

Почему так горячо апостол старается убедить христиан в этом? Потому что он знал слова Спасителя, обращенные к будущим христианам, предупреждая их об опасности соблазнов: «если кто скажет вам: вот здесь Христос, или там – не верьте… если скажут: «вот, Он в пустыне» – не выходите; «вот Он в потаенных комнатах» – не верьте» (Мф. 24, 23-26). «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24, 4).

Будем же внимательны не к тому, что пишется и говорится ныне вне храмовых стен, а к тем богодухновенным словам, которые содержатся в Священном Писании Нового Завета, в которых при серьезном и вдумчивом отношении к ним есть все необходимое для понимания всего происходящего в мире, и что самое главное – все нужное для нашего спасения.

Проникнемся словами Господа нашего Иисуса Христа и с верой будем преодолевать все испытания нашей жизни. «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21, 19) – говорит Господь, «претерпевый же до конца спасен будет» (Мф. 24, 13).

Вернемся же, дорогие, в стены святых храмов Божиих, где покаянием и причащением Святых Христовых Таин вернем себе наименование христиан не по имени только, а по вере и жизни! Об этом буду молиться, надеясь на ваше благоразумие и на то, что вы услышали призыв смиренного служителя Церкви Христовой.

Второе увещательное слово архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета к людям, находящимся в пещерах села Никольское

Братья и сестры!

Вы хоть и небольшая, но частица Церкви Божией, поэтому мое сердце болезнует о вас. По зову своей души вновь обращаюсь к вам словами известного афонского старца Паисия (+1994), с которым имел радость общения при его жизни. Это был духоносный подвижник Святой Горы. Он имел изумительный благодатный дар просто и доходчиво говорить о сложностях нашего времени и отвечать на недоуменные вопросы мирян добродушно, а подчас и полушутя. Вот некоторые его ответы людям, сокрушающимся трудностями и кажущейся безысходностью жизни: «Мы живем во времена благодати… Христос подключил вилку к розетке, но наши собственные провода заржавели и не принимают тока Божественной благодати. Нужно очистить провода от ржавчины, подъять подвиг, чтобы познать себя, отсечь свои страсти и стяжать добродетели. Тогда нас осенит благодать Божья».

Другой подвижник Святой Горы, наш русский монах, преподобный Силуан Святогорец (+1938) в ответ одному строгому и ревностному монаху, говорившему, что «Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне», сказал: «Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен? – А что поделаешь, сами виноваты». Тогда Силуан со скорбным лицом ответил: «Любовь не может этого понести… Нужно молиться за всех». Испытания, попускаемые Богом, соответствуют нашим силам. «Сильный ветер ломает тонкие деревья и с корнем вырывает из земли те, у которых нет глубоких корней, тогда как деревьям, имеющим глубокие корни, он помогает пустить корни еще глубже».

Прошу вас прийти в себя и вразумиться. Мы все делаем для этого, свидетельством чего являются молитвы верующих людей в храмах нашей епархии и походная церковь, установленная вблизи вашего затвора, в которой совершается Святейшая Евхаристия. Это значит, что Христос Своим Телом и Кровию находится у дверей вашей пещеры и сердец, стучась в них и прося позволения войти (Откр. 3, 20). Бог никогда нас не оставляет. Его оставляем мы! Мы сами подчас перекрываем токи благодати Божией своим самомнением и самочинием. А ведь известно, что вне Церкви Христовой нет спасения. А она, по словам апостола Павла, есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Церковь, по разъяснению известной Евангельской притчи, это поле, на котором пшеница растет вместе с плевелами (сорняками). Казалось бы, надо очистить пшеницу от плевел, но Господь не позволяет делать этого, чтобы, выдергивая плевелы, не повредить пшеницы. «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы» (Мф. 13, 30).

Итак, Господь, Своею премудростию содержа весь мир, оставляет в нем и доброе семя, и худое, предостерегая нас об этом и предохраняя от разделений и соблазнов. «Горе миру от соблазнов, – говорит Господь, – но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7). Соблазны застилают глаза людей, ослепляя и увлекая за собой многих. Поэтому Спаситель, предупреждая нас о них, говорит: «Если слепой ведет за собой слепых, то все в яму упадут» (Мф. 15, 14).

Паки прошу вас вернуться в храмы Божии, где сердечной молитвой возвратить себе «Дух смиренномудрия, терпения и любви», коими и совершается дело нашего спасения на земле. Да! Через трудности, искушения. Но ведь таков путь и жизненный крест каждого христианина, и претерпевый до конца спасен будет (Мф. 10, 22).

Никаких насильственных мер к вам применяться не будет. Проявите благоразумие и преданность воле Божией. «Будет хорошо, если мы станем делать то, что нам по силам, не преследуя те цели, которые превышают меру наших возможностей, иначе дело пойдет в ущерб нашей душе и телу, а часто и в ущерб Церкви» (Старец Паисий Афонский).

МОЛИТВА

о единстве православных христиан ко Всемилостивому Господу нашему Иисусу Христу со умилением сердец помолимся:

Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш, честным Крестом, страданиями и живоносным воскресением Твоим человеки обновивый, и основавый Церковь Твою, юже врата адовы не одолеют. В ней священное таинство Тела и Крови Своея уставивый, да вернии причащающиеся исцеление душ и телес обрящуще, жизни вечныя сподобятся. Сего ради смиренно молим Твою благость о еже сохранитися ей до славного пришествия Твоего не имущу скверны, порока и нечто от таковых, но да повинующейся ей в страсе Божием, мы, тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Огради, Господи, силою и действием Святаго Духа верныя люди Твоя от распрей и соблазнов века сего, во еже спастися и живу бытии. Разсеянные – собери, заблудшия – на путь правый настави, немощныя – поддержи. Да единым сердцем и едиными устами славяще Тебе, единаго и истинного Бога нашего, наследуем небесное Отечество во Отце, Сыне и Святом Духе – Троице единосущней и нераздельней.

(Составлена 10 ноября 2007 года, город Пенза. Читается во всех храмах епархии с перечислением имен людей, находящихся в пещерах)

О здравии

Василия

Монахини Антонины

Нины

Нины

Инны

Александра

Валентины

Елены

Станислава

Ирины

Валентины

Елены

Наталии

Виталия

Ольги

Иулии

Сергия

Веры

Елены

Татианы

Ольги

Любови

Наталии

Лидии

Евдокии

Татианы

Тамары

Вместо послесловия

На сегодняшний момент ситуация с никольскими «затворниками» еще не получила своего разрешения. Женщины из Белоруссии с детьми, не успевшие затвориться в пещеру и жившие в домике Петра Кузнецова, по решению Бековского суда были выдворены на родину. Так же строго теперь относятся правоохранительные органы и ко всем «единомышленникам» затворившихся в пещере, которые едут в Никольское со всех концов России и зарубежья.

Мы верим, что безрассудство не возобладает над этими несчастными людьми. Да, их жалко. Но справедливости ради стоит сказать, что отшельничество, присущее христианству, всегда подразумевало монашеское уединение в святых, далеких от цивилизации и труднодоступных местах. И никто не брал с собой детей и родных, не превращал свое затворничество в мировое шоу. Так что можно судить, действительно ли «истинные православные» ютятся до сих пор в душной темной пещере…

Господи,  спаси и помилуй нас, грешных!

Владыка Филарет: «Насилия быть не должно»

(Из выступления Высокопреосвященнейшего Филарета, архиепископа Пензенского и Кузнецкого, по областному радио 7 декабря 2007 года)

– Зная пензенский народ как глубоко и трепетно верующий, я, узнав о происходящем в селе Никольское, был потрясен. Но давайте обозначим суть произошедшего. Первая причина (я на нее указывал в своей телеграмме Президенту России, о ней говорит и Святейший Патриарх) – это массовая религиозная безграмотность. Меняются времена, сменяются поколения, и много людей просто не знают истинной веры.

Вторая причина – социальная. Проедешь по деревням, посмотришь на лица людей, живущих там… Грустные глаза, а в них чувство некоей безысходности. Нет работы. Стоят полуразрушенные храмы, люди и хотели бы их восстановить, да нет средств.

Третья причина – информационная. Отдельные средства массовой информации публикуют статьи, готовят передачи, которые, к сожалению, далеки от истины, подогревают отнюдь не лучшие человеческие чувства. И в этом же контексте – наличие так называемой псевдорелигиозной литературы. Любая православная книга выходит с грифом «По благословению» либо Патриарха, либо архиерея. Если же этого нет, будьте очень осторожны. Вот так произошло с Петром Кузнецовым: на его книге гриф «По благословению Божию». Как это может быть?..

Когда в Москве активно обсуждался этот вопрос, то были мнения о силовом вмешательстве в ситуацию. Я был и остаюсь категорическим противником этого. Это не тот случай. Душевная болезнь – это дело психиатрии. А духовная болезнь – это дело опытного духовного наставника. Когда же такого наставника нет, то и получается, как сказано в Евангелии: если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму.

И еще одна причина случившегося – это недостаток храмов. Был бы в Никольском храм – ничего бы не случилось. Мы сейчас прилагаем усилия к тому, чтобы построить в этом селе небольшой храм. Обращаемся к предпринимателям, к состоятельным людям: помогите в этом благом деле. Наш контактный телефон 660-815.

Церковь, созданная Иисусом Христом, – это единственное наше спасение. Хочу предостеречь: если вы видите незнакомого батюшку, осведомитесь, есть ли у него архиерейский указ с подписью и печатью. К сожалению, сегодня много самозванцев…

То, что произошло, – это болезнь. Но действовать надо осторожно. Да, люди попали в трудное положение, с ними надо вести переговоры, о них нужно молиться. Мы верим в силу молитвы, потому сразу же и поставили рядом с пещерой походный палаточный храм, где совершаются богослужения. Кроме того, я по всем храмам епархии разослал текст молитвы, и мы в каждое воскресенье должны молиться об этих людях.

С людьми, ушедшими в пещеру, ведутся переговоры. Насилия быть не должно. Они находятся в прелести, они больны субъективизмом, доверившись собственным измышлениям. А исход этого, я думаю, не будет фатальным. Полистайте историю, почитайте Мельникова-Печерского: сколько уже было в России подобных событий? Это трагично, да. Но, обращаясь к пензенцам, хочу сказать: события в Никольском не могут иметь каких-то последствий уже потому, что мы живем на земле, которая обильно полита кровью новомучеников и исповедников Российских. Вдумайтесь только, что происходило в ХХ веке? Сколько людей погибло! И не в пещерах, не где-то в горах, а просто это были люди, не пошедшие на компромисс со своей совестью и своей святой верой. Поэтому их молитвами мы сегодня и живы. Верю, что их молитвенным предстательством мы преодолеем все, что сегодня происходит на нашей земле.


Отклики на события:

Диакон Андрей Кураев: «Это духовная болезнь»

– Эти люди были наши, но затем началась духовная болезнь по модели раковой опухоли. Парадоксальная вещь эта болезнь: сверхздоровая клетка разбухает, не умея умирать, порождает себе подобные в неимоверных количествах и вытесняет все остальное. Так и здесь, некоторое доброе само по себе чувство теряет свое место, душит все остальное вокруг себя, заполняя всю жизнь, все чувства и мысли человека. Это, конечно, вывих. Но он, к сожалению, органически присущ нашей традиции. Как есть люди, предрасположенные к каким-то болезням, нервным срывам, так нашему национальному и религиозному типу, увы, свойственна опасность срыва в крайне эсхатологическое настроение. Вспомним самосожжение староверов на рубеже XVII и XVIII веков или самозакапывание их же под Тирасполем в 1896 году. И в советские времена были игумены, замуровывавшиеся в своих квартирах, чтобы не видеть новой власти.

Если человека убедили в том, что сейчас времена антихриста, а упоминаемые в Апокалипсисе «шестерки» закодированы в штрихкодах, то он начинает выбирать только те новости, которые соответствуют его теории, всюду подозревать предательство. Ведь время антихриста – это время подлогов, псевдоцеркви и псевдосвященников.

Мне бы очень хотелось, чтобы в прессе, а желательно и в прокуратуре, поставили бы вопрос о нравственной и правовой ответственности тех людей, которые годами проповедовали именно такую модель поведения. Ряд газет неоднократно убеждали людей, что из городов надо убегать. Что паспортов брать нельзя, что ИНН – печать антихриста и т.д. Если, господа, вы так людей учили, ответьте за плоды ученья».

«Российская газета» от 20 ноября 2007 г.

Нужна повсеместная катехизация нашего крещенного общества

В Свято-Даниловом монастыре 30 ноября 2007 года прошел круглый стол на тему «Катехизация современной Церкви: вопросы, опыт, пути развития». Руководитель Синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Димитрий Смирнов, комментируя его итоги, ответил следующее. Катехизация находится сегодня в запущенном состоянии. Тому есть несколько причин. «Во-первых, у Церкви пока еще мало сил, а во-вторых, государство не идет навстречу  к священноначалию». Он также высказал убеждения, что в катехизации как в наставлении в вере сегодня нуждаются не только миряне, но и «огромное количество священнослужителей».

Ведущий круглого стола игумен Петр (Мещеринов), руководитель школ молодежного служения при Московской Патриархии, отметил, что в Русской Православной Церкви пока не создано общецерковной системы подготовки людей к Крещению. По его мнению, неосознанная вера большинства православных, плохо разбирающихся в основах своего исповедания, приводит к драмам, подобным пензенской. «Если бы эти люди были под неусыпной пастырской заботой, такого случая бы не было», – заключил отец Петр.

Русская линия, декабрь 2007 г.
Татьяна Логинова

http://www.pravportal.ru

Top