События в Пензенской области, свидетелями которых мы все стали на этой неделе, — только жалкий отголосок всей той опасности, которая существует в последнее время в Поволжье в связи с деятельностью сектантов. Как известно из средств массовой информации, группа приезжих с разных концов России в селе Никольское Бековского района Пензенской области, по указанию своего лидера, некоего «отца Петра», решила уйти от остального мира, заточив себя в землянке. О том, что эти люди ждут конца света, стало известно по чистой случайности — в ходе расследования, проводившегося по заявлению о пропаже родственника жительницы Подмосковья. То есть, если бы не это заявление и поиски, которые привели правоохранительные органы в село Никольское, сектанты так и остались бы незамеченными до сих пор, ушедшими от всего мира под землю вместе со своими детьми, самому младшему из которых не исполнилось и полтора года!
В данный момент от действий тех людей, который ответственны за исход этой ситуации, зависит очень многое: от правоохранительных органов, психологов, журналистов и всех тех, кто имеет отношение к этой трагедии. Необходимо помнить о том, что случаи массового самоубийства среди сектантов встречаются часто и спровоцировать массовую истерию среди пребывающих сейчас людей под землей может любое слово, любая произнесенная кем-либо вслух мысль, просто плач ребенка или необдуманные действия психологов или милиционеров. Нам же остается надеяться только на лучшее — что критическое мышление все-таки вернется к людям и, одумавшись, они выйдут на поверхность земли и согласятся участвовать в тех реабилитационных программах, которые им предложат (будем надеяться, что предложат, так как они крайне необходимы).
Но даже если все хорошо закончится в селе Никольское, проблема опасности сектантства для наших сограждан останется не решенной. Тем более актуальной она останется в Поволжье, где численность последователей тоталитарных сект неуклонно растет и число сектантских организаций постоянно множится.
Если проанализировать всю историю пензенских событий, то получается, что государственные структуры никак не могут контролировать безопасность тех людей, которые стали жертвами психологической манипуляции над своим сознанием в сектах. Ведь тот пресловутый «отец Петр», который убедил поверивших ему людей уйти от всего мира таким кардинальным образом (для большей убедительности он называл себя «схимонахом Максимом»), не только не имеет никакого отношения к епархии и священнослужителям, но и среди местных жителей его мало кто знал. Но что самое интересное — местные жители знали о случившемся за долго до того, как об этом узнали правоохранительные органы и журналисты и неоднократно писали жалобы на действия соседствовавших с ними сектантов, но ответа от властей так и не получили. О чем это говорит? Это говорит о том, что в сознании наших чиновников проблема сектантства настолько стала «личной» проблемой каждого, что предпринимать что-либо никому не пришло в голову!
Представителям государственной власти необходимо наконец-то осознать, что чем дольше ими будет оттягиваться признание факта опасности тоталитарных сект для наших граждан и всей страны и чем дольше будет идти выработка законотворческих инициатив о запрете деятельности тоталитарных сект, тем чаще мы будем слышать о последствиях этой, часто игнорируемой и забываемой, опасности.
К сожалению, опять подтверждается аксиома сектоведения, высказанная американским исследователем проблемы контроля сознания в сектах Стивеном Хассеном — слишком часто деятельность сектантов остается незамеченной до тех пор, когда помогать становится уже поздно. И когда сейчас все удивляются тому, что же заставило такое количество людей уходить из мира под землю, давайте вспомним и о тех людях, которые ушли от этого мира в свой сектантский мир, который более опасен, чем землянка.
Александр Кузьмин,
руководитель Саратовского отделения
Центра религиоведческих исследований