В Мосгорсуд поступило дело националистов-родноверов Давида Башелутскова, Станислава Лухмырина и предполагаемого идеолога боевой группы Евгении Жихаревой. Именующие себя славянскими сепаратистами молодые люди обвиняются в серии нашумевших попыток взрывов и многочисленных нападениях на гастарбайтеров. Вину националисты признают частично, а госпожа Жихарева отрицает свое участие в преступлениях.
Уроженцы Волгограда Давид Башелутсков и Станислав Лухмырин были объявлены в розыск после того, как 20 июня 2007 года в Волгограде в драке зарезали уроженца Азербайджана, после чего уехали в Москву. Как позже выяснило следствие, незадолго до этого преступления господа Башелутсков и Лухмырин познакомились в Волгограде с почитателями культа “Родная вера” и прошли посвящение. По показаниям самих обвиняемых, постулаты родноверов они восприняли как призывы к “очищению России от инородцев”, в том числе путем убийств.
В Москве родноверы сняли квартиру в Бирюлево, обзавелись паспортами на чужие имена и по ним устроились на работу. Как считают следователи, оба могли и не пойти на новые преступления, если бы в середине 2008 года случайно не познакомились с первокурсницей Академии водного транспорта Евгенией Жихаревой. Как уже не раз рассказывал “Ъ”, следствие убеждено, что у радикальных националистов девушка считалась своего рода идеологом. С господами Башелутсковым и Лухмыриным она познакомилась в метро, когда сама развешивала на остановках стикеры с призывами к убийствам на национальной почве: внимание девушки привлекла родноверская книга в руках одного из молодых людей. Как выяснилось, новая знакомая уже несколько лет входила в националистические объединения, образованные фанатами ЦСКА, неоднократно участвовала в митингах неонацистов (сейчас она отбывает семилетний срок за соучастие в убийствах, совершенных группой Ильи Шутко).
Как считает следствие, под влиянием студентки 13 сентября 2008 года все трое в Бирюлево напали на уроженца Узбекистана, которому нанесли десяток ножевых ранений. Затем последовала серия нападений на гастарбайтеров, причем совершенных по одному сценарию: вечером у станций метро тройка выслеживала уроженцев азиатских республик, выбирая самых щуплых, и набрасывалась на них в безлюдных местах. Обычно, по версии следствия, Давид Башелутсков первым наносил удар ножом в шею, после чего раненого добивали, повалив на землю. На теле одной из жертв националистов, уроженца Узбекистана Кунгерова, убитого в Филевском парке 14 января 2009 года, эксперты насчитали 168 ранений. Среди потерпевших по делу числится и идейный соратник националистов: 17 октября 2008 года Давид Башелутсков увидел на улице Медынской спящего мертвецки пьяного бритоголового подростка, по внешнему виду похожего на скинхеда. Решив, что такое поведение соратника позорит всех нацистов, родновер отрезал у подростка ухо и забрал у него мобильный телефон. Тот, кстати, во время экзекуции не проснулся.
Как считают следователи, желая прославиться, волгоградцы со временем решили перейти к более громким акциям. Скачав в интернете схему самодельной бомбы, родноверы купили на рынках необходимые компоненты и соорудили ее на съемной квартире. Первой пробной акцией стал подрыв 4 ноября 2008 года железнодорожных путей в районе станции Булатниково. На следующий день экстремисты уже собрались пустить под откос поезд Москва—Баку, но перепутали пути, и в результате диверсии никто не пострадал. Раздосадованные отсутствием интереса к их акциям, следующую бомбу родноверы принесли в церковь Николая Чудотворца в столичном районе Бирюлево-Западное. Тогда трагедии удалось избежать чудом: одна из служительниц вынесла подозрительный дымящийся пакет их храма и потушила петарду, использовавшуюся в качестве запала, получив при этом ожоги.
Следующий эпизод в деле родноверов относится к 12 января 2009 года: увидев в теленовостях сюжет о приговоре петербургским националистам, взорвавшим бомбу в кафе “Макдональдс” на Невском проспекте, господа Башелутсков, Лухмырин и госпожа Жихарева, говорится в деле, решили провести аналогичный взрыв, выбрав для этого “Макдональдс” в Кузьминках. Но при входе в кафе экстремисты случайно разбили банку, в которой находилась взрывчатка, и взрыва не последовало.
Следующей акцией родноверов, уже начавших именовать себя славянскими сепаратистами, стало, по версии следствия, убийство в Филевском парке уроженца Узбекистана. На его теле преступники оставили написанную от руки записку с нарисованной свастикой: “Мы не простим. За наших братьев. Это война. Славянские сепаратисты” (по данным следствия, таким образом обвиняемые намеревались спровоцировать межнациональные столкновения в Москве).
Кроме того, по материалам дела, экстремисты приступили к подготовке взрыва мечети на Поклонной горе, причем из записки, которую они намеревались оставить на месте теракта, следовало бы, что акция является местью за теракт в храме Николая Чудотворца. Этот взрыв не состоялся: всех троих задержали неподалеку от мечети 17 января 2009 года.
В итоге молодым людям было предъявлено обвинение в терроризме, незаконном изготовлении и хранении взрывчатых веществ, а также 12 убийствах гастарбайтеров. Дело уже поступило в Мосгорсуд. Студентке Жихаревой, как отметил ее адвокат Геннадий Хакимов, обвинения в терроризме не предъявлены. “Свою вину в других инкриминируемых ей преступлениях моя подзащитная не признает”,— добавил адвокат. Родноверы Башелутсков и Лухмырин, по словам их адвокатов, вину признают частично, категорически не соглашаясь с квалификацией их действий по ст. 205 УК РФ (терроризм).
Владислав Трифонов
Газета «Коммерсантъ»,
№ 100/П (4400) от 07.06.2010