Опыт жизни в секте Белодеда
А если б нужно было умереть за «Отца» я бы сделала это, не задумываясь. Я повторюсь, что сектантство делает человека безразличным к происходящему в мире, замыкает его в самом себе и в итоге просто отупляет. Главное, что сектант перестаёт ценить – неповторимость человеческой жизни, каждого мгновения, уникальность настоящего. Когда все взоры обращены в «мир иной», жизнь перестаёт быть драгоценностью.
1. При каких обстоятельствах Вы вошли в секту?
Когда мне было 16 лет (1996) мне очень нравилась одна мамина подруга, я восхищалась ею, считала её необыкновенной, возвышенной, имеющей дар ясновидения. Поэтому по всем волнующим меня вопросам обращалась к ней. И, однажды, она сказала, что попала в такое прекрасное место, там такие прекрасные люди, которые занимаются с молодёжью просвещением. Там только свет и добро и т.д. Она очень советовала мне туда пойти, дала телефон человека, который вёл эти занятия. Естественно, моё восхищение этой женщиной вызывало во мне полное доверие ко всем её словам и советам, т.к. она была для меня воплощением чистоты и одухотворённости.
2. Как Ваша семья отнеслась к Вашему уходу в сектантскую деятельность?
Первые три-четыре года моя мама в целом одобряла мои занятия в «семье». Приходила на несколько лекций Белодеда, посетила несколько праздников, ездила в «обитель» и на берег Камы, на обряд крещения. Она говорила, что в принципе, ничего плохого не видит, но лично ей это не интересно и скучно, потому что постоянно повторяется одно и то же, и нет ничего нового. Но в дальнейшем, когда я сказала, что выхожу замуж за человека, который вовсе ей не понравился, более того, с нею поссорился в первую же встречу, более того, я это делаю по настоянию Белодеда, а не по собственной воле, мама пришла в ужас и возмущение. Она пыталась всеми силами противостоять этому: и плакала, и ругала меня, и по-хорошему со мной разговаривала, ходила к самому Белодеду, – он, естественно, ушёл от ответа, обращалась в административные инстанции – там, конечно, сказали о свободе совести и о невмешательстве в личные дела…
А от всех остальных родственников я скрывала истинную суть вещей, т.к. в секте не рекомендовалось объяснять что-либо мирским людям, – ведь они поймут превратно. Так что, никто из моих родных ничего толком не знал и помочь не мог.
3. В чем заключалась религиозная деятельность Белодеда?
Белодед называл нас детьми своими, т.е. детьми божьими, он пытался научить нас новому пониманию «слова» (сектантской литературы и Библии); пытался преподать нам некий духовный язык, чтобы мы могли с помощью него читать духовные книги, созданные всеми религиями и посредством этого открывать в них внутренний, никому больше не видимый смысл. И, пользуясь этим, так устраивать свой внутренний мир, чтобы потом, через несколько рождений и умираний, стать тоже богами. Поскольку Вселенная бесконечна, ему, Белодеду, нужны дети-помощники творить новые миры, планеты и т.д. А пока мы здесь, на Земле и сам Белодед с нами, мы должны научиться любви духовной, которая ничего общего с любовью человеческой не имеет («У человеков любовь плотская, душевная, бесовская» – говорил Белодед). Ещё мы, как пионеры, своей жизнью должны послужить примером остальным людям на земле, чтобы они, увидя нашу жизнь, тоже становились детьми божьими.
4. Ваше отношение к деятельности «семьи» и Белодеда на начальном этапе?
Отношение сложилось сразу самое восторженное, трепет, преклонение и почитание – самые основные чувства. Ничто не подвергалось ни то что бы критике, а даже ничто не обдумывалось. Воспринималось как исключительное счастье, что я туда попала. Радость от сопричастности такой великой миссии – Отец пришёл на Землю, принёс всем свет и новое знание. Это – самое великое событие в моей жизни – оказаться среди тех, кого Отец избрал для такого великого дела – просвещения мира.
5. Ваша роль в секте.
Более всего моя роль в секте была связана с моей профессией и работой в театре. Уже в самом начале, летом 1997 года, на первом заезде Ю.Б. (Юное Братство – прим. antiCEKTA) в Обитель меня попросили поставить сказку для дня закрытия лагеря. И все дальнейшие театрализованные представления не проходили без моего участия, либо как актрисы, либо как режиссёра. Поскольку, на протяжении всего времени моего пребывания в секте я была материально не обеспеченной, в руководители не стремилась, «пророком» не стала, да и в материнстве у меня как-то всё не так складывалось, то я и служила «семье» чем могла и умела.
6. Что Вы можете рассказать о состоянии Юного Братства – когда Вы вошли в секту и перед выходом из неё?
Когда я пришла в секту, я попала даже прежде на занятия с молодёжью (с будущим Ю.Б.), чем на лекции самого Белодеда. На этих занятиях с нами общались люди постарше нас, разговаривали о наших юношеских проблемах, вопросах, волнениях и смущениях, которые все естественным образом испытывают в этом возрасте. О Белодеде я услышала вскользь, знала только, что есть какой-то главный «волшебный» человек, который всем руководит. Ходить на занятия Ю.Б. было очень интересно и увлекательно, а после того, как летом 1997 года мы целый месяц жили в обители и с нами помимо физического труда (девочки – на приусадебном участке; мальчики – на строительстве домов для обители) и творческих занятий проводили психологические тренинги, «вечера сокровенной беседы» и т.п. Мы все очень подружились между собой, восторженно-нежно, доверительно стали относиться друг ко другу. Все были объединены одной идеей: мы – будущее «семьи». Как любая студенческая бригада советского времени, мы всей своей жизнью должны были соответствовать высоким идеалам, только не коммунизма, а «белодедизма». К этому надо прибавить поездки в Михайловское, к истоку Камы, в Чердынь, на Усьвинские столбы; творческие занятия, театрализованные представления, а главное, – наш юный возраст, влюблённости, дружбы, переходящие в семейные отношения и т.д. Всё это было действительно интересно, познавательно, как в любой молодой команде. Но сплочённость и дружба стали постепенно угасать по мере обзаведения молодых пар потомством. Этому же поспособствовало то, что в 2000 году Белодед изгнал из семьи матушку Т., а позже и многих других ярких, талантливых, инициативных людей. В Ю.Б. возникли «разброд и шатание», – мы были шокированы тем, что такие хорошие люди оказались недостойными «семьи». Но вера в Белодеда, разумеется, не пошатнулась. Начались сожаления о прежних светлых днях, попытки что-то вернуть. После изгнания супружеской пары, руководившей нами, мы сами уже планировали себе темы занятий, встреч, поездок и т.п. Белодед предложил нам выбрать себе руководителей из наших же рядов. Худо ли бедно, Ю.Б. просуществовало ещё несколько лет. В 2007 праздновалось десятилетие Ю.Б., смотрели старые видеозаписи, фотографии, вздыхали о невозвратном прошлом.
В итоге, все восторги, связанные с ранним Ю.Б. к этому времени сменились разочарованиями, общие интересы – личными. Духовный кризис «большой семьи» тоже наложил на нас свой отпечаток. Самое страшное, что ожидания «отца», даже мы – надежда «семьи», – не оправдали. Все «процессы», которые, как мы думали, нас не коснутся, – у нас тоже обнаружились, и «отец» вынужден был надежды свои перенести уже на младенцев и детей…
В общем, можно сказать, что когда я уходила из секты, в Ю.Б. продолжало усугубляться общее увядание, жизнь по инерции, по многолетней привычке. Общение поддерживалось тем, что многие ребята практически не дружили со своими родственниками, коллегами, друзьями из мира, т.к. все интересы сосредоточивались в секте и вокруг неё.
7. Методики проведения обрядов в секте.
Самым важным для членов «семьи» был обряд усыновления. Проводился он один раз в году во время праздника «день рождения семьи» 23 июля. Обряд мог пройти совершеннолетний член «семьи», заранее подавший заявку. Обряд проводился в зале. Человек поднимался на сцену, вставал на колени вначале перед матушкой (а когда её выгнали, её заменяла руководительница Ю.Б., уважаемый человек в семье). Она держала над головой усыновляющегося белое полотно (омофор) и произносила некое напутствие, благословение. Это символизировало покров Матери Божией, первой принимающей своё чадо. Потом человек приближался к «отцу», тоже вставал на колени, «отец» что-то говорил, принимая усыновляющегося в дети свои. «Усыновившись», человек спускался с другой стороны сцены, а все друзья и родные его поздравляли, – целовали, обнимали, многие плакали. После этого «новоусыновлённый» становился, как бы полноправным членом «семьи», ответственным за свою жизнь перед Богом.
Обряд крещения проводился в эти же дни на берегу Камы, куда каждый год ездили все на теплоходе (который секта арендовала вскладчину). Белодед сидел в лодке, находящейся на глубине около 1 метра, которую удерживали в воде два человека. Тот, кто принимал обряд, подходил к лодке. Белодед погружал человека в воду трижды, что-то говорил, вроде «отныне ты мой сын/дочь, я буду заботиться о тебе…», надевал крестик, который человек подавал ему в руку. Младенцев крестили в любое время года на квартире Белодеда или в обители в бане. Ребёнок лежал в детской ванночке, воду в которой Белодед предварительно освящал в манере соответствующего православного ритуала, поддерживая головку ребёнка, поливал его водой, потом отдавал ребёнка родителям и надевал крестик.
Так же, важным обрядом одно время было крещение духом, та самая глоссолалия, которая распространена у неопятидесятников, только спокойнее, без истерик. На Ю.Б. это произошло так: на одно из занятий приехал Белодед и с ним несколько высокоуважаемых сестёр и братьев, уже прошедших обряд крещения духом. Белодед объяснил, что нужно быстро и много раз произносить слово «аллилуйя» и тогда «дух снизойдёт или проснётся в каждом из нас». Новообучаемого окружали один-два уже владевших глоссолалией и помогали ему «рождаться в духе», говоря на тарабарском языке спокойно, уверенно, набожно и умилённо. Белодед обходил все группочки и помогал там, где не получалось. В конце все вставали в общий круг и «молились духом» вместе. В основном, за редким исключением, у всех получалось с первого раза, некоторых могли пригласить повторно. Хочу добавить, что через несколько лет это стало «немодно» и «духом» не молились больше.
Когда «семью» потрясали всякие «духовные болезни», к примеру, в связи с открытием «порочности» в матушке Т. и в других, стало «модно» крещение во оставление грехов. Его проводили в обители летом. Все люди выстраивались в круговую очередь, а Белодед окатывал подходившего к нему человека водой из детского надувного бассейна, предварительно освященной. Говорил, что снимает грехи всего рода с каждой конкретной души. Проходили этот обряд всей семьёй или супружескими парами, а некоторые, особо усердно кающиеся, проходили этот обряд индивидуально несколько раз. Всему этому приписывалось великое значение, все члены секты старались попасть на этот обряд.
Также, в церемонию празднования дня рождения «семьи» входило венчание желающих, причастие всех, елеопомазание тех, кто усыновился или венчался в этот день.
Причастие проходило так: все стояли в большом общем кругу, Белодед с помощницами, несущими полотенце и хлеб, шёл в одну сторону, а та супружеская пара, что руководила Ю.Б. с помощницей, в другую, неся те же предметы. Форма ритуала не имела принципиальных отличий от православного.
Венчание тоже очень было похоже на церковное по форме, только короны Белодед на головы надевал и вместо аналоя водил вокруг стола. Потом повенчавшиеся расписывались в какой-то книге (сама я, к счастью, не венчалась и не знаю, что там писали). Часто парам приходило «послание с небес», которое вручал Белодед, иногда зачитывая в слух. Ещё Белодед говорил, что он венчает некоторые пары на «вечные времена», а некоторые только «на эту жизнь».
Ещё была, так называемая, «игровая свадьба». Это был не обряд, а театрализованное представление в русском народном стиле, с песнями, танцами, хороводами, загадками и т.д. Проводить её было не обязательно, остальные же обряды можно назвать обязательными и серьёзными
8. Ваше понимание «Пророческой деятельности» и Ваше осознание «Пророческой деятельности» как психологического состояния.
Белодед не раз повторял, что «наша Семья – Семья пророческая, потому что мы получаем послания прямо с Неба, и Пророки – главная ценность Семьи, а в дальнейшем, все вы станете Пророками…».
Будучи в секте, я старалась не задумываться над тем, кто же является «пророком», т.к. Белодед говорил, что мы своим любопытством портим «небесные потоки» и труд «пророка». Я представляла это в виде вдохновения, такого же, как когда хочешь записать своё стихотворение, ведь оно тоже вдруг приходит и звучит в пространстве или в голове, пока не запишешь. Только я думала, что у меня вдохновение человеческое, а у них «небесное», они как будто себе не принадлежат в этот момент, и всё, что они пишут, тоже им не принадлежит. Судя по рассказу Л. Ревы, это Белодед им постоянно что-то наговаривал про все события секты и вводил в курс дел и личной жизни людей, побуждая оформить это литературно. К этому у кого-то добавлялась графомания, у кого-то – злой умысел, а у кого-то, наверное, всё-таки и одарённость. А что касается стиля, то, я думаю, он достигался примерно так: если долго читать, к примеру, «Илиаду» или «Одиссею», – в голове мысли сами начинают складываться подобным образом, ритмом, словосочетаниями, хоть говори, хоть пиши, пожалуйста. А если на творение «пророка» ещё и Белодед поставит «печать» «это – с Неба», то вот тебе и великое предназначение – «пророческая стезя». То есть, человек начитался, наслушался, насмотрелся чего-то с определённым уклоном, надумался об этом и, впечатлившись, пишет книги, музыку, рисует. Только вот приписывает он своё вдохновение Белодеду, Небесам, духам, а не себе, не воспринимает это как свой творческий акт. По-моему, при этом разочарование и опустошение души – неизбежно.
9. Деятельность «семьи» в целом.
Деятельность данной секты ограничена её внутренними делами, о взаимодействиях с иными религиозными и светскими организациями мне ничего неизвестно. Члены секты не ходят по улицам, раздавая листовки и приглашая посетить лекции, распространяется учение исключительно между родственниками, близкими друзьями и за счёт рождения детей в семьях сектантов. Эта намеренная самоизоляция сектантов усугубляет те внутренние разрушения в человеческой личности, которые наносятся учением секты и деятельностью Белодеда. На мой взгляд, деятельность сводится к какому-то самозомбированию: человек зомбирует сам себя думая о том, что «вот, Бог рядом, а я ничего не сделал на своём духовном пути…», разговоры сектантов сводятся к тому, что «А, вот, Отец сказал…», «А, ты слышал, что Он произнёс?..», а вот Он так-то и так-то посмотрел…, «Надо-надо расти духовно, надо молиться, а то время уходит, духи зла нас всё заедают…». И диски-кассеты целыми днями нужно слушать и сектантскую литературу читать, а там всё одно и то же, – очищаться, да молиться…, тот – хороший, этот – плохой…
Всё это дезориентирует человека и делает равнодушным ко всему остальному в жизни. Ведь самое главное, по мнению сектанта, ждёт нас в мире ином, там дом родной. А тут – планету уничтожают? – ну и что, их же у Бога миллионы! Люди гибнут в мучениях в войнах? – ну, ничего, ведь это мучается лишь тело, это ведь всего лишь переход!… Умирает у кого-то мама от рака? – не надо общаться с ней, не надо о ней заботиться! И главное, внуков к ней не водить, а то заразиться можно духовно! Духи перескочат в ребёнка! Пусть мама уйдёт обиженной, ничего, на том свете она поймёт истину и осознает, почему так всё было…
Главное в жизни сектанта что скажет Белодед. Если скажет, что кто-то плохой или «заразный», – все отвернутся, даже от своих родственников и друзей, скажет он через год, что тот же самый человек хороший, – все будут с ним считаться и уважать. Можно сказать, что вся деятельность секты направлена на то, чтобы культивировать веру в Белодеда в себе, в детях, друг в друге, и не позволять никому осуждать, критически осмысливать, подвергать сомнению его поступки, слова и дела. Главное что Белодед – бог! А твёрдо веря в это и согрешить немножко можно…, жене/мужу изменять например, друзей подставить в критической ситуации…, ну, и посплетничать тоже. Самое главное в жизни – верить в «отца», а остальное у кого как…. Такова логика сектанта.
10. Отождествление Белодеда с отцом небесным сектантами. Каковы основания, причины, подтверждения?
Самое смешное и ужасное, что никаких оснований и подтверждений я привести не смогу. Можно, конечно сказать, что я поверила в это, будучи юной девушкой, а главное, выросшей без отца, для которой образ мудрого старца оказался таким привлекательным. Но как в это верят взрослые мужчины, успешные и представительные, для меня теперь вопрос! Мне просто сказали, что кому-то кажется, что Владимир Константинович – Иисус Христос, и я сразу поверила. Конечно, вера в чудо так необходима в 16 лет! Плюс, сознание собственной необычности и особенности ведёт к мысли о том, что в моей жизни всё может случиться. Если бы мне тогда сказали, что моя мама тайная королева Англии, я бы поверила, ведь это так удивительно!
То, что Белодед харизматичен – несомненно. Он нравится женщинам, он кажется безмерно добрым и простым, он часто шутит, но главное, какова подоплёка: Отец Небесный так любит нас, что принял образ простого человека, даже без образования, чтобы быть ближе к своим детям… как это величественно!
Когда я узнала, что у Белодеда есть настоящие кровные дети, я была в изумлении: неужели Отец вступал в такие отношения с земною женщиной! Это так странно, но, видимо, для чего-то нужно, так думала я.
Ещё часто кажется, что он знает ответы на все вопросы, и про дольмены, и про НЛО, и про жизнь на том свете, и про фигуры на острове Пасхи… Мне казалось, что для него нет ничего неизвестного, и даже не приходило в голову, что эти факты известны многим, ведь я больше ни с кем не общалась, другими учениями не интересовалась и не видела, что эти сведения разбросаны по многим книгам, фильмам, статьям и т.д. Вот, наверное, главное, – узость кругозора, отсутствие интереса к другим источникам. Ведь я думала, что в секте всё самое истинное и чистое, сам бог открывает свои тайны, зачем же обращаться к чему-то ещё! Тут – высшая проба!
Вот уж действительно, короля играет свита: один сказал, другой услышал, третий что-то почувствовал и вот вам бог, и не какой-нибудь, а самый главный, а это ведь, согласитесь, тоже престижно. Да и свою потребность в религиозности надо где-то реализовывать. В церкви – скучно может показаться, учения Тибета и Индии выдвигают много требований, а тут – просто, но и особенно, не как у всех. Ведь мы – дети божии, самые светлые и чистые души на Земле. Можно чувствовать своё превосходство над остальными мирскими людьми, ведь они, бедненькие, не знают света, не входят в наше братство, но, что поделаешь, не время им ещё. А между тем, сам ты можешь быть самым нелепым, косноязычным, замкнутым, не умеющим общаться, тебя здесь не засмеют, поймут, поддержат, ведь все – дети одного «отца». Если он не назвал тебя плохим, то ты – хороший, что бы ты ни делал.
Если же брать фактические подтверждения, что Белодед – бог, то для сектантов их два: «явление» Матери Божией в небе в 1992 году и рассказ самого Белодеда о своей «необычайной» судьбе, записанный на видеокассету, вот и всё.
11. Факты тотального контроля и манипулирования сектантами со стороны Белодеда (в т.ч. заключение и расторжение браков, рождение детей).
Этот вопрос можно считать самым печальным для меня, так как мой брак с нелюбимым человеком привел к рождению двоих детей, которых я вовсе не желала. Когда мне было 20 лет, Белодед, видя, что у меня нет друга, предложил мне обратить внимание на одного молодого человека, которому год назад отказала девушка, которую Белодед ему сперва назначил (т.е. благословил, помолвил их). Девушка, к счастью для неё, отказалась от такого суженого, выбрав себе мужа самостоятельно, хотя и среди сектантов.
Причиной же такой особой заботы Белодеда об упомянутом молодом человеке стало то, что и сам он, и его мама, и его брат подходили к Белодеду для личной беседы с просьбой помочь жениться, т.к. не могут этого сделать самостоятельно.
Думаю, Белодед, очень заинтересован в том, чтобы браки заключались внутри секты, ибо тогда исключается чуждое влияние и сомнения в «божественности» Белодеда.
Я человек чрезвычайно послушный и исполнительный, думаю, «отец» не мог этого не знать. Самым большим счастьем для меня было всегда выразить внешне, т.е. в действии мою преданность ему, послушность его слову, моё благоговение перед ним. Я никогда не смела задавать «отцу» личные вопросы, боясь оторвать его от «божественных дел», а тут он сам решил заняться устройством моей личной жизни. Это было для меня явлением благодати, решением высшей инстанции, которой известно про меня всё, и знающей, что для меня лучше всего.
Человека того я не любила и любить не могла, он совершенно был чужд мне и даже отталкивал, но мне так хотелось быть послушной отцу, что я всё в себе настроила для приятия этого человека. Белодед 3 или 4 раза в мимолётных разговорах напоминал мне «не бросай Антошку, присмотрись к нему, бери инициативу в свои руки…» и т.д. То есть, он своими разговорами курировал ситуацию и исподволь подводил её к нужному ему финалу. Белодед настаивал на этом браке, но «по-отцовски» мягко и ненавязчиво, а это ведь лучший метод. Помимо Белодеда, та самая женщина, которую я считала ясновидящей, говорила со мной об этом же, и как она призналась потом, делала это по просьбе Белодеда. Я человек внушаемый, конечно, но, если уж что втемяшится в голову, то всё, намертво. Поэтому и бесполезно было маме моей плакать и уговаривать меня, я упёрлась. Тем более все противодействия мирских родственников Белодед преподносил как поступки не людей, а «духов лукавых», управляющих ими в данный момент. Поэтому все сектанты слепы и глухи к вмешательствам из внешнего мира. Вмешательства эти только доказывают сектантам правильность их действий.
Данный случай – лично мой, но следует добавить, что и среднего брата в этом семействе женили в секте таким же образом по той же причине, неумению жениться самостоятельно. Белодед буквально говорил этой паре: «дружите, гуляйте» – Они дружили, гуляли. «Вступите в интимные отношения» – Вступили. «Ну, а теперь уже женитесь!» – Женились. Всё попроще, но и люди были уже на возрасте, за тридцать.
Вообще, я знаю, что все влюблённые ходят к Белодеду за благословением и почти всегда получают его, но если не получают, – расстаются. Почти всегда им приходят послания, объясняющие, почему это нужно сделать. Послания зачитываются обычно для всей семьи, чтобы все были в курсе. Если Белодед или «послания» сообщат, что муж или жена «больны» родовыми или иными «духами» и можно ещё спастись другой половинке, брак разрушался. Бывало, что одну и ту же пару сначала свели, потом, через послание развели, потом снова благословили и даже венчали, причём, в конечном итоге они всё же разошлись. Л. Рева в своей статье пишет, что если бы Белодед не разрешил им быть вместе с её нынешним мужем, они бы без раздумий расстались.
Вообще, к Белодеду ходят за благословением для всего: поехать на роды; устроиться или уйти с работы; поменять/продать квартиру; выбрать, куда пойти учиться; сдать экзамены; уйти в армию; кодироваться от алкоголизма; съездить в отпуск; лечь в больницу, и даже, ехать ли на похороны мамы в другой город! Если Белодед говорит «нет», – не едут. Это именно тотальный контроль, но по доброй воле всех контролируемых. Причём, Белодед всегда говорит: «Ну что вы ко мне всё ходите, всё меня беспокоите, все силы из меня выпиваете! Ведь должны же вы быть самостоятельными…» и т.д. Но, при этом, говорит в другой раз: «Ведь я же отец ваш, а дети доверяют родителям и запросто всё у них спрашивают, ведь вы же не рабы, а дети божие!» вот все и выстраиваются в очереди за всякими благословениями, которые могут даже противоречить друг другу в конечном итоге.
А вот в случае испрашивания благословения на рождение ребёнка, Белодед при всей своей «божественности» «наколдовать» детей бездетным парам не может! При чём подводит под это такую идеологическую базу, что все уверены, именно так для этой пары лучше всего. Обычно, все семейные подходят к Белодеду за благословением на рождение ребёнка, и, если всё получается, говорят «отец дал, помог». А если нет, то это значит «процесс духовный», вот.
12. Подходы к рождению и воспитанию детей в секте.
По словам Белодеда, души детей выбирают себе родителей, иногда даже соединяют их и приходят с неба, чтобы, родившись в телесной форме в 12 лет приобрести «духа» святого или не очень. И расти в своём пути познания жизни, бога и т.д.
Некоторых рождённых детей Белодед «открывал», говорил, что это за душа пришла, Пушкина, апостола Филиппа, Марии Магдалины и т.п. Дети – это дар с неба, а их воспитание – это главная деятельность, за которую спросят на «том свете». Аборты, например, считались кощунственными, ведь это означало, что ты «не хочешь трудиться в стезе родительской, не даёшь душе ребёнка придти и эгоистично отказываешься от своей миссии (мужчина удовольствие получил, а ты, женщина, – миссию выполняй, видимо, так). Вообще, вопрос абортов, конечно же, спорный, но я знаю, что исходя из этой идеи, многие пары даже предохранение считают противодействием «промыслу божьему». У многих уже по четверо детей, и это – не предел, причём, здоровье мам с каждым разом становится всё хуже, но на это не смотрят отрицательно. Например, таких взглядов придерживался бывший мой муж, говоря, что один-два ребёнка – это вообще «не считается», а должно быть, как минимум три. Моё мнение при этом совершенно не рассматривалось. Дети – это души святые, чистые, ангелы, и родители, скорее всего, только портят их, не умея любить «духовной» любовью. Ребёнок в секте воспринимается как высокая личность, равноценная или даже превосходящая взрослых по духовности, поэтому детей рекомендуется не наказывать, не кричать на них, не раздражаться, а вразумлять словом и своим поведением. И молиться об их духовном и физическом здоровье. Вроде бы, слова прекрасны, но как далеко это от жизни! Подавляющее большинство детей избалованы, не слушаются взрослых, часто неуправляемы.
А вот моя личная ситуация: повторюсь, что вышла замуж по указанию Белодеда и родила двоих детей не потому, что мечтала об этом, а потому, что «так получилось». Можно сказать, что родила их, повинуясь какому-то чувству долга и подчиняясь общепринятой в секте идее многодетности. Возможно, в большинстве случаев, девушек в секте устраивало такое положение вещей, – сидеть дома, занимаясь воспитанием детей, и, наверное, своих мужей они любили, поэтому и были рады детям. Я же знала, что мужа не люблю, но испытывала к нему какое-то странное почтение, хотя он этого совершенно не заслуживает. Он в моей голове каким-то странным образом совместился с Белодедом, – этакий «богоданный» муж, – поэтому в таких вопросах, как рождение детей, я полагалась на его мнение, считала, что ему лучше знать, ведь я – «такая земная, поэтому детям не рада». Естественно, что мне совсем не интересно было проводить время с детьми, я рвалась при любой возможности уйти из дома на работу, в гости, куда угодно, с детьми оставалась свекровь. К тому же я обнаружила в детях совсем чуждые мне черты характера: дикое упрямство, жадность, жестокость, отсутствие авторитетов. Всё это ужасно раздражало меня, я злилась и в то же время обвиняла себя в том, что позволяю «духам лукавым» так управлять мной. Ведь в секте считалось, что обида, гнев, раздражение возникают от «духов зла» и святая душа не может и не должна испытывать этих чувств. Вот и получился такой замкнутый круг, у меня не было ощущения, что это мои дети, в них как будто бы вообще не было ничего от меня. В конечном итоге я уже считала, что я такая «грешная», что и в детей своих этих духов напускала, т.к. Белодед уже говорил, что «это не дочка твоя кричит и ругается, это – духи родовые в ней».
Лишь теперь я понимаю, что дети так вели себя потому, что интуитивно были против таких холодных отчуждённых отношений, которые они видели между родителями. Они не видели примера любви, нежности, заботы, привязанности между мамой и папой, поэтому и сами не могли быть добрыми и послушными.
Ещё, что было очень распространено в секте, – считалось, что эти опасные «родовые духи», которые «так мечтают перескочить в ребёнка», лучше всего передаются бабушками и дедушками, даже если они тоже состоят в секте. И поэтому общение между ними и внуками одно время запрещалось полностью. Приходили «послания с Неба», в которых описывались отношения конкретных сектантских семей, и показывалось, как происходит это «процесс», как бабушки портят внуков. А если уж бабушка мирская, как в случае с моей мамой, то вообще «ничего доброго от неё ждать не надо» и общаться нельзя. Бывший муж запрещал моей маме приходить к нам в дом, хотя и меня и детей все эти годы одевала она, а он не то что не поблагодарил её ни разу, а ещё и выказывал своё презрение! А у меня не хватало ума и воли противостоять этой несправедливости.
13. Как Вы думаете, можно ли найти общий язык с отцом Ваших детей? Есть ли у Вас хоть какая-то возможность видеться с детьми?
Дело в том, что нет никакой необходимости находить с ним общий язык, он никоим образом не может мне ни в чём препятствовать, ведь это невозможно юридически. То, что я не забираю от него детей, – это моё личное желание, – я не хочу забирать их к себе, а если бы захотела, любой суд пошёл бы мне на встречу, можно было бы затеять процесс и всю ситуацию поменять местами. Но у меня нет такой цели. Моя цель – настаивать на тех моментах, которые я считаю важными. Прежде всего – уважение к моей маме с его стороны и беспрепятственное её общение с внуками. Также – некоторые моменты воспитания детей, которые ему же выгоднее соблюсти, чтобы не иметь со мной неприятностей. В целом, я просто диктую свои условия в рамках достигнутого нами в суде мирового соглашения.
А видеться с детьми я могу всегда по своему желанию. Чаще всего я прихожу в те учебные заведения, которые посещают дети, гуляю с ними, беру их к себе на выходные, бываю с ними на культурных мероприятиях. А если рассматривать такой вопрос, как настраивание детей против меня, что на протяжении длительного времени имело место то, на мой взгляд, открытые выпады, не без труда, конечно, удалось запретить. В остальном, приходится полагаться на то, что дети растут, видят меня, общаются со мной, видят мой новый образ жизни, отношение к ним и делают какие-то выводы сами. По старшей дочери это стало заметно в последнее время, она научилась ценить наше с ней общение, стала более ласковой. Надеюсь, что всё это решится с течением жизни.
Повторюсь, что если бы хотела забрать детей к себе, я бы забрала но, увы, я не хочу. И это моё сознательное решение.
14. Факты склонения к передаче материальных ценностей сектантов в «Семью» (Белодеду).
Можно сказать, что в экономическом вопросе «Семья детей Божиих» не самая жесткая организация, но всё-таки, факты были. Во-первых, для всех совершеннолетних сектантов существует «десятина», её платят ежемесячно, но, всё-таки, кто как может, есть такие люди, которые не затрудняют себя этим. Не трудно предположить приблизительно, какую сумму имеет Белодед в месяц, даже, если каждый заплатит, хотя бы 500 рублей. Во-вторых, в секте имеется в продаже литература, диски и фотографии, которые стремятся приобрести сектанты. Цены следующие: брошюра 200 стр., отпечатанная на ризографе, обходится в 100 – 120 рублей; DVD-R с записью речей Белодеда – 50 рублей; фото Белодеда 10х15 – 10 рублей. Иногда, когда Белодед лежал в больнице, собирали деньги на его лечение, кто сколько может. Использовались ли деньги по назначению, я не знаю. Конечно, более богатые люди, бизнесмены, отдавали в «семью» неизмеримо больше, чем простые сектанты. Белодед не раз говорил, что они содержат «семью», но это всё же не мешало им ездить на дорогих машинах и хорошо одеваться, т.е. секта не обирала их до нитки.
Самые крупные случаи, это, конечно, продажа квартир в городе и переезд людей в обитель. К сожалению, точных данных у меня нет, но знаю, что одна семья с 4 детьми, мои знакомые, продали двухкомнатную квартиру и переехали на ПМЖ в обитель, оставив себе деньги на хорошую машину. Года полтора они вшестером ютились в двух, так называемых, кельях (небольших комнатах в деревянном доме, вроде общежития). Им обещали дать квартиру в строящемся деревянном доме. Как мне стало сейчас известно, обещание сдержали. Однако, если учитывать тот факт, что земля под этим жильём взята в аренду на 50 лет, что будет по истечении этого срока, никому не известно. Ещё могу описать один случай, более или менее мне известный. Та семейная пара, что была нашими руководителями в Ю.Б., тоже продала трёхкомнатную квартиру в девятиэтажке на Гайве и переехала на ПМЖ в обитель в одну келью с удобствами на этаже. Потом, когда они стали неугодны Белодеду, их принудили уехать из обители, а когда они попросили свои деньги или квартиру обратно, их с возмущением и осуждением поселили на той же Гайве в чьей-то из сектантов двухкомнатной квартире в стареньком трёхэтажном доме. Как это всё решалось с пропиской, я не знаю.
Конечно, продают квартиры и едут в обитель, в основном, одинокие старушки, поэтому, их-то вполне устраивает жизнь в небольшой комнатке в таком деревянном общежитии. А поскольку этих пожилых женщин в «семье» мало кто знает лично, то эти случаи и остаются незаметными. А одной старушкой в обители больше или меньше, никто и внимания не обратит.
15. Ваше мнение об общем психологическом состоянии сектантов в «Семье» незадолго до вашего ухода (состояние подозрительности, слежение друг за другом, боязнь проникновения шамбалы в «семью»). Описание общей фобической атмосферы в «семье». Влияние Белодеда на данное состояние.
В последнее время, среди сектантов были очень распространены слухи о жизни в обители. Во-первых, потому что Белодед там живёт, а во-вторых, там стали селиться довольно молодые семьи с детьми и без. И передавались слухи, о том, кто там с кем чего делает, в какие отношения вступает, и даже Белодеду приписывались какие-то любовные похождения. Эти слухи были связаны с тем, что в одном доме с ним стали жить его помощницы, обычно, достаточно молодые женщины. Сам Белодед от себя все подозрения отводил, говоря, что вот, он неустанно трудится для нашего здравия духовного, а мы, дескать, такие нехорошие, его вон в чём подозреваем! А ведь он и шнурки на ботинках сам завязать уже не может! Между тем, про остальных жителей обители он сам рассказывал такие подробности интимной жизни, что даже неловко делалось, тем самым он, якобы, «вскрывал процессы», удаляя неугодных и приближая ему выгодных людей и всё это под видом разоблачения «деятельности духов лукавых».
Вообще, последние годы было «модно» ездить к «отцу» на исповедь, брать на себя какие-нибудь послушания, обеты молчания и т.п. Многие, которых считали «духовно больными» ни с кем не общались, старались не поднимать глаз, появляясь на занятиях, остальные их чуждались по умолчанию. Лично меня в последнее время очень удивляло то, что постоянно кого-нибудь выгоняют из «семьи», из обители, из числа руководителей. Даже надоедать это стало. Только и разговоров было о том, кого, да откуда опять выгнали. Конечно, это выставлялось как последствия влияния шамбалы, злых духов и ещё как наша собственная слабость, греховность, «духовная слепота» и т.д. Можно сказать, что Белодед на лекциях держал членов секты на волне отчаяния с редкими проблесками надежды, он казался таким расстроенным, печальным, что его дети такие недуховные, и от этого всякий, конечно же, испытывал чувство своей вины, – «ведь и я тоже опечаливаю Отца!».
Только вот теперь смешно и странно, что ни у кого не возник очень простой вопрос: почему это Отца Небесного, самого Господа Бога во плоти, сотворившего некогда миры и Вселенные так беспокоит кто там с кем что делает в бане ночью?!
Среди сектантов в последнее время очень усилились разочарование (разумеется, не в «отце»! а скорее друг во друге и в самих себе), отчаяние и замкнутость. Почти не осталось людей, которые никогда бы не были названы «больными» или «заразными». Или такими были названы их дети, родственники, друзья. Каждый мучился тем, что про его близкого «отец» сказал такое, ведь это означало прекращение общения! Каждый боялся оказаться следующим. И главное – никто не думал, например, о несовершенстве данного учения или о том, что Белодед давно уже противоречит сам себе, нет, каждый думал о собственном несовершенстве и неспособности соответствовать призывам «отца». Почему-то никто не замечал (и не замечает до сих пор!), что ничего из того, что Белодед говорит, не сбывается – ни то, что «все будут пророками», ни то, что «это учение пойдёт по миру…». Послания приходят в основном осуждающие, очерняющие кого-либо, но, вот, как сказал один сектант: «Если Отец сказал, что мы больные, значит, мы – больные, просто, не способны увидеть этого».
«Вскрывал процессы» Белодед, обычно, на общих встречах в обители или на лекциях в зале. Сектант приходил, ничего не подозревая, а Белодед обвинял его в «духовных болезнях», читал обличительное «послание с неба», комментировал его и всё, человек становился «прокажённым», вне общения. Да ещё всё это сопровождалось высказываниями «братьев и сестёр», якобы тоже заметивших «порочность данной души». Они высказывали, якобы достоверные свидетельства того, что человек «колдовал», «снимал энергию» или «энергетически» портил общую еду. Всё это смаковалось, человека позорили, а Белодед лишь подтверждал и поддерживал такие вот разоблачения, называя это «духовными процессами». Такая вот получалась мистико-инквизиторская Санта-Барбара.
16. Причины ухода из секты.
Начну с того вывода, который я сделала, когда меня спросили, что нужно, чтобы человек ушёл из секты. Я думаю, что человек должен пережить некий эмоциональный шок, очень сильный и задевающий именно чувства. В случае семьи Ларисы Ревы, этим шоком стало полное разочарование, и, наверное, именно оно позволило им увидеть всё, наконец, в ясном свете, сняв пелену с глаз. Это было именно прозрение.
В моём случае таким шоком стала встреча с любимым человеком и его безудержная, всепоглощающая любовь ко мне. Я оказалась совершенно не готова к таким серьёзным и глубоким отношениям, ведь даже уезжая к любимому в другой город, я собиралась также преданно исповедовать свою веру, скрывая это от него, потому что не могла допустить, чтобы он считал меня сектанткой. Так же я не могла допустить осуждения «отца» даже с его стороны… Ведь верить в «отца» – это было самое незыблемое во мне, отказаться от «отца» было самым страшным предательством, самым последним поступком, который только может быть. Я отстаивала это всё ценою самых ужасных ссор с любимым, который, конечно, не мог оставаться равнодушным, видя всю бредовость моих убеждений. Сколько пришлось ему со мной мучиться, доказывая, уговаривая, убеждая! Как я сопротивлялась его попыткам достучаться до меня! Вот это всё я и считаю эмоциональным шоком, который мой любимый заставил меня пережить, чтобы вытравить из моей головы искажённые годами сектантства представления о себе самой, о Боге, о жизни, о взаимоотношениях мужчины и женщины…
Могу с уверенностью сказать, что я сама не ушла бы из секты, и, даже если б она развалилась, я считала бы, что это люди такими ненадёжными оказались, а «отец» – ни в чём не виноват, просто мы не смогли понести такое «великое предназначение»…
Также у меня, как у любого сектанта, совершенно отсутствовало критическое мышление, без которого невозможно трезво смотреть на вещи и что-то осознавать. Моему любимому пришлось учить меня этому замечательному свойству человеческого ума, так что теперь я во всей красе вижу весь тот бред, в который верила годами.
Со мной тоже случилось прозрение, но причиной его стал мой любимый, который даже вынужден был воевать со мной за меня же саму! Ведь мне всерьёз казалось, что легче умереть, чем предать веру в «отца»! Как я теперь благодарна своему другу, что он не жалел ни меня, ни себя в этом интеллектуально-эмоциональном сражении!
17. Ваше психологическое состояние после ухода из секты (описание настроения, фобий, социальной дезориентации). Попытки и способы реабилитации от последствий деятельности секты Белодеда.
Говорят, что, выходя из секты, человек оказывается в том же психологическом возрасте, в котором он был, попав в секту. Это так. Самое первое, что я заметила, – ко мне вернулись мои детские страхи, я снова стала бояться темноты и включаю свет, когда ночую одна. Я стала часто просыпаться в слезах, я вообще несколько раз ловила себя на мысли, что мне опять 17 лет, что я многое чувствую как тогда, – в юности. Эти годы в секте привели к тому, что в каких-то вопросах я очень взрослый человек, а в каких-то – совершенно не развита. Например, сектантская мысль о том, что обижаться – плохо, привела к тому, что я стала какой-то бесчувственной и холодной, ведь тот, кто не обижается сам, не способен понять, что обижает другого.
Вообще, как оказалось, по выходу из секты, в личных отношениях я очень заторможена. Я не испытывала потребности в доверительности, в привязанности, в постоянной заботе друг о друге, потому что даже намёка на это не существовало в том странном браке, что мне навязал Белодед. И, как я уже писала, личность бывшего мужа связалась у меня в голове с личностью Белодеда, в связи с чем, например, я не могла критиковать, строго и требовательно разговаривать с бывшим мужем, не могла поставить его на место. Поэтому только осознанный уход из секты делал по-настоящему возможным прекращение моей психологической зависимости от брака и личности бывшего мужа, с которым, как я теперь понимаю, кроме этой зависимости, основанной на страхе, меня ничего и не связывало.
Пребывание в секте усугубило мой страх быть плохой, невежливой, непримиримой, настойчивой, мне всегда было легче сделать так, как удобнее другому, чем отстаивать своё мнение и этим пользовались окружающие.
Также, под влиянием идей о жизни в «мире ином», желанном и лучшем, и гораздо более важном для меня, чем этот, я совсем утратила чувство опасности. Я не дорожила своей жизнью и жизнью своих родных. Мысль о том, что мама, например, будет страдать и поседеет от горя, если я умру, не беспокоила меня, ведь в «ином мире» мы встретимся! Я совершенно спокойно ходила по ночам одна, я считала, что со мной ничего не может случиться, а если случится, то, значит, «так Небу угодно», значит, «Отец решил забрать меня домой». Единственное, о чём я мечтала, чтобы это было не больно.
А если б нужно было умереть за «Отца» я бы сделала это, не задумываясь. Я повторюсь, что сектантство делает человека безразличным к происходящему в мире, замыкает его в самом себе и в итоге просто отупляет. Главное, что сектант перестаёт ценить – неповторимость человеческой жизни, каждого мгновения, уникальность настоящего. Когда все взоры обращены в «мир иной», жизнь перестаёт быть драгоценностью.
Ещё на один момент нужно обратить внимание, – на культивирование в сектантах чувства вины. Лично я именно этому более всего была подвержена. В секте вменялись в вину естественные недостатки каждого человека, и даже достоинства. Достоинство, талантливость, одарённость по сектантским понятиям, – это плохо. Яркий, талантливый человек обвинялся в гордыне, своеволии, в неумении быть малым и скромным. Нерешительный и робкий обвинялся в безынициативности и медлительности и т.п. Идеальными были лишь приближённые к Белодеду, а потом и они становились плохими. Я, кстати сказать, боялась того, что меня «выведут из семьи» за то, что я такая плохая мать, за то, что слишком люблю театр и не могу от него отказаться, за то, что так привязана к миру.
Конечно, самой лучшей реабилитацией для меня стали мои отношения с моим любимым, наши чувства друг к другу. Мой кругозор стал заметно шире, у меня появились увлечения и кроме театра, я стала размышлять о тех вещах, о которых раньше никогда не задумывалась…
Может быть, если человек одинок, после выхода из секты ему потребуется помощь специалистов, но самым лучшим будет возвращение в свою настоящую семью, к родным, друзьям. Очень важно восстановить отношения с теми, с кем они были прерваны в связи с сектантством. Обязательно расширение круга интересов, общение с природой, походы, сплавы, фестивали, новые, несектантские книги, и главное, хоть один близкий и дорогой человек, который окружит чуткостью, нежностью и пониманием. Который будет рад тому, что ты ВЕРНУЛСЯ!
Мари