Лишь несколько дней провел в СИЗО лидер скандально известной новосибирской секты «Ашрам Шамбала» Константин Руднев. Милиция не нашла доказательств его причастности к исчезновению 15-летней девочки и отпустила. Однако, даже останься он за решеткой, члены секты вряд ли получили бы шанс на спасение: в России не работает система реабилитации таких людей.
Хрупкая студентка Кристина из Новосибирска лишь недавно пришла в себя после обучения в «Школе богинь». Примерно полгода она посещала занятия по раскрепощению сексуальной энергии и не подозревала, что ее готовят к посвящению в члены «Ашрам Шамбалы».
— Эту школу я нашла по объявлению, точнее, клюнула на дешевую йогу за 150 рублей в месяц, — рассказывает Кристина корреспонденту «РР». — Йога начиналась после занятий в «Школе богинь», где мы медитировали, представляли, как выглядит энергия. Я и не заметила, как втянулась. Стала отходить от своих подруг и старых знакомых. Две преподавательницы были моим идеалом — они приглашали меня домой, чтобы снять с меня «блок на женскую энергию»: завязывали мне глаза и, стуча в бубны, танцевали вокруг меня. В какой-то момент я поняла, что боюсь уйти из школы: преподавательницы не раз говорили, что обладают техникой «астрального карате» и могут ее применить к любому предателю.
Бросить занятия Кристина решилась лишь после того, как увидела по телевизору сюжет о задержании Константина Руднева и узнала, что «Школа богинь» — своеобразный филиал «Ашрам Шамбалы». Эта секта получила скандальную известность еще в середине 90−х — в связи с шокирующими своей откровенностью видеопособиями по тантрическому сексу и сведениями о количестве людей, пожертвовавших ей свои сбережения и собственность. Правоохранительные органы дважды — в 1999 и 2004 году — пытались отправить Руднева в тюрьму, но каждый раз обвинение разваливалось: никто из членов секты не хотел давать против него показания.
Последний его арест был связан с тем, что несколько месяцев назад в Новосибирской области пропала 15−летняя девочка — член «Ашрам Шамбалы». Но в коттедже, где размещается штаб-квартира секты, пропавшей не оказалось. Зато нашлись две другие девушки, которые уже год числились пропавшими без вести. Одну из них отправили к родителям в Беларусь. Однако поскольку доказательств причастности Руднева к последнему исчезновению не нашли, он снова на свободе.
Но даже если бы его удалось удержать за решеткой и «Ашрам Шамбала» распалась, сектантов от этого меньше не стало бы. Специалисты уверяют, что возвращение адептов таких сект домой вовсе не означает решения проблемы, скорее наоборот, после этого трудности для них и их родственников только начинаются.
— У нас не развита специализированная система реабилитации людей, побывавших в религиозных, тоталитарных сектах, — объяснил «РР» частный детектив Вячеслав Демин. — Я занимаюсь тем, что по просьбам родственников вызволяю людей из сект. Чаще всего они зомбированы. Приходится без их согласия вывозить их оттуда, а потом их негде привести в чувство.
По данным Российской ассоциации центров изучения религий и сект, в стране сейчас действует более 200 нетрадиционных религиозных организаций. Их последователей подсчитать довольно трудно, но можно представить себе масштаб явления. У «Свидетелей Иеговы», например, только в Москве около 4 тысяч адептов. «Ашрам Шамбала» в конце 90−х насчитывала около 10 тысяч членов. А центров реабилитации по всей стране не более десяти.
К тому же пункты помощи для людей, оказавшихся в религиозных сектах, действуют в основном при православных храмах. Но сектологи уверяют, что бывшие сектанты церкви сторонятся.
— У них появляется отвращение к любым религиозным верованиям, — говорит руководитель саратовского отделения Центра религиоведческих исследований Александр Кузьмин. — И за помощью сами они почти никогда не обращаются. В центры идут их родственники. И самое большее, что мы можем для них сделать, — дать рекомендации, как себя вести с близкими, вернувшимися из секты домой. Ведь реабилитация должна в основном проходить в семье.
Однако процесс этот долгий и мучительный. Каждый второй приверженец того или иного религиозного учения возвращается назад в ту же секту или ищет себе другую.
— В этот период нужно следить за своими родственниками: иногда приходится вытаскивать их из петли или они подсаживаются на наркотики. И все потому, что специалистов серьезных, которые занимаются этой проблемой, от силы человек пять по всей России, — продолжает Александр Кузьмин.
Родители 20−летней студентки философского факультета питерского университета Елены, побывавшей в нескольких сектах, так и не смогли найти квалифицированного специалиста, который помог бы дочери.
— Первый раз мы вытаскивали ее от кришнаитов, — рассказал «РР» отец девушки Павел Серегин. — Она жила там у них, просыпалась в пять утра и весь день проводила на кухне.
После того как родителям удалось вернуть дочь домой, она долго приходила в себя. Но через несколько месяцев вновь пропала. На этот раз отец нашел ее на квартире у местного «шамана», где жили еще три девушки.
— После того как человек выходит из секты, у него наступает период «ломки», — поясняет психолог Марк Сандомирский. — Не хватает эмоциональной подпитки, которая была раньше. В секте ему было душевно, тепло и хорошо, ему были рады. А дома опять не понимают и критически оценивают. И поэтому случаются рецидивы.
Кристина из Новосибирска рассказала нам, как тяжело было ей бросить «Школу богинь», хотя, строго говоря, это даже не совсем секта и ходила она туда всего полгода:
— Две недели после того, как я решила больше не ходить на занятия, меня мучило желание вернуться. Я была как будто под гипнозом. Психологически было очень тяжело, и я с трудом нашла реабилитационный центр.
Известно, что в периоды кризисов и нестабильности число людей, пытающихся спрятаться от реальности в сектах, растет. Их эмиссары уже готовят «антикризисную программу», чтобы рекрутировать как можно больше последователей. Бороться с ними на равных центры реабилитации просто не в состоянии — вся их деятельность по-прежнему держится на голом энтузиазме немногочисленных волонтеров.
Людмила Наздрачева, Русский репортер