Просуществовав почти полтора века, церковь христиан-адвентистов вновь раскололась на враждующие лагери
В последнее время нередко можно слышать протесты россиян, не желающих смотреть американские боевики или покупать американские продукты. Подкрепляющий аргумент — мол, тем самым американцы разрушают и деморализуют наше общество. На самом деле «рэмбы» с «терминаторами» и кока-кола c окорочками — это всего лишь видимая часть айсберга. Сейчас ставка все чаще делается на неправославные христианские течения и раздробление их на более мелкие группы и, как следствие, полное подчинение американскому руководству.
В редакцию «ВН» обратились представители новосибирской церкви христиан-адвентистов седьмого дня с просьбой предать гласности факт раскола в этой церкви из-за противостояния сибирских адвентистов американскому давлению.
Представитель христиан-адвентистов Александр Линк считает, что разногласия уже достигли своего апогея, и замалчивать далее этот факт уже нельзя: «Мы неоднократно возмущались тем, что нередко американское руководство церкви заставляло нас подписывать документы о спонсорской помощи чуть ли не в три раза большие, чем они были на самом деле. И теперь всех недовольных таким положением вещей стали постепенно всеми правдами и неправдами смещать с занимаемых в церкви должностей.
Кульминационной точки ситуация достигла на IV съезде Западно-Сибирской конференции в мае 2002 года. Тут следует пояснить, что конференция — это один из органов, подчиненных Генеральной конференции в Вашингтоне. Должности в конференции все выборные, причем по Уставу «за» какую-либо кандидатуру должны проголосовать не менее 2/3 делегатов. А на съезде произошла парадоксальная ситуация, когда неделегированные участники возвестили о том, что конференция фактически ликвидируется, и все ее права переходят миссии. Сторонний наблюдатель большой разницы не заметит. Но в миссии все должности не избираемые, а назначаемые, подчеркиваю, Америкой. И сразу становится понятно, что Генеральная конференция христиан-адвентистов в Вашингтоне стремится подчинить себе Западно-Сибирскую конференцию или даже ликвидировать ее.
На самом деле у адвентистов уже давно серьезные проблемы в мусульманском мире, в Африке, Китае и Латинской Америке, а теперь еще и в России начался раскол! Хотя общая идея такого единодушного противостояния понятна — местные церкви не желают подчиняться американцам.
— На данный момент, — продолжает Александр Линк, — в Западной Сибири насчитывается около 7 тысяч адвентистов. И если, к примеру, в Томске деление паствы произошло в соотношении примерно 50х50, то в Новосибирске только считанные люди ушли к проамерикански настроенным пасторам. Например, в 7-й церкви Новосибирска почти 90 процентов остались со своим старым пастором.
Поначалу мы пытались исправить ситуацию по-человечески. Но недавно мы узнали, что, присвоив печать конференции, «протеже» американцев обратились в Управление Министерства по налогам и сборам по НСО, а также в учреждение юстиции с просьбой перерегистрировать церковь на себя. А так как невозможно по Закону «О религиозных организациях» регистрировать две церкви с одним названием и сутью, то им в этой просьбе отказали. Мало того, в свою очередь Миссия обратилась к пастве с таким воззванием: «Западно-Сибирской конференции как церковной организации не существует. Просим вас не поддерживать разделение церквей на различные группы».
Так и не добившись официальной регистрации, проамерикански настроенные пасторы все же начали сеять смуту среди паствы. Но когда они начали высказывать в проповедях свои узкие взгляды, народ начал возмущаться уровнем их мышления и кругозором. Теперь и паства обращается к нам — давайте решим, что является руководящим органом — миссия или конференция? Хотя юридически существует только законно избранная конференция. А ведь случаются и непристойные ситуации, когда паства выгоняет новых, «американских» пасторов с субботних молений и порой доходит до настоящих драк! Поневоле вспоминаются слова вождя мирового пролетариата о революционной ситуации, когда верхи не могут, а низы не хотят.
Пытаясь разрешить эту ситуацию, мы создали согласительную комиссию, куда вошли пасторы, не причастные к этому конфликту. Например, Михаил Кулаков, который возглавлял церковь адвентистов седьмого дня в Советском Союзе до 1993 года, пока его не сместило американское руководство и не заменили на более лояльную кандидатуру.
Правда, сейчас ситуация уже зашла так далеко, что молчать об этом более нельзя, и пора переводить обсуждение конфликта из плоскости пикировок, переписок и молчаливого противостояния в юридическое русло».
Также в распоряжении корреспондента «Вечернего Новосибирска» оказалась часть переписки между руководством Конференции и Миссии и их обращения к пастве.
Из письма Михаила Кулакова, обращенного к российским христианам-адвентистам: «Ясно одно. Что дальнейшее осложнение во взаимоотношениях приведет к непредсказуемым последствиям, и этого нельзя допустить. Одними административными мерами проблему эту не решить, ее можно только загнать глубже. Мне представляется, что идеальным был бы поиск компромиссного решения. Но для этого нужно чье-то авторитетное посредничество. Нужен тот или те, кто мог бы с мудростью, любовью и пасторской заботой о каждом служителе и члене церкви попытаться найти путь, при котором, по возможности, были бы сохранены достоинство и честь каждого, кто оказался вовлеченным в этот конфликт. Вопрос только в том, кто мог бы этим заняться…»
Самым показательным примером того, что чувствуют в такой ситуации верующие, служит письмо членов церквей N 1 и N 3 города Бийска: «Мы не хотим, чтобы сегодня разрушилась атмосфера единства. Просим вас от всей души — приостановите этот ненужный процесс разрушения. Дайте нам самим решать, за кем нам идти или с кем оставаться».
Между тем 14 января 2003 года по паствам было разослано письмо Агустина Галисии, одного из секретарей Генеральной конференции в Вашингтоне, отвечающего за адвентистскую церковь в СНГ, в котором он также выражал сожаление по поводу сложившейся ситуации, но называл сибирские «неприсоединившиеся» церкви раскольническими группами и выразил надежду на то, что они поймут и признают, что все было сделано в соответствии с положениями рабочего курса церкви.