Профилактика сектантства в школах Австрии

В статье рассматривается опыт австрийской системы образования в области профилактики вовлечения учащихся в секты и культы. Детально анализируется курс профилактических лекций для учащихся средних учебных заведений, темы и принципы построения занятий. Материал будет полезен отечественным педагогам - теоретикам и практикам.

Активное вовлечение населения всех стран мира в деятельность сект и культов поставило перед учёными множество вопросов о феномене сектантства, его истоках, динамике развития, степени влияния на человека и общество. В 80-х годах XX века в Европе и Америке начали проводиться исследования в области профилактики сектантства. В средних учебных заведениях были введены лекции, призванные предупредить попадание учащихся в секты и культы. Появились первые учебно-методические разработки в этой области. В современном мире курсы, посвящённые сектам и культам, читаются в тысячах учебных заведений всех уровней образования. Далее рассмотрим самый известный в Австрии курс лекций, посвящённый профилактике сектантства в средних учебных заведениях страны.

Курс разработан межминистерской рабочей группой «Защита и информация», созданной при Министерстве образования и культуры Австрии. Методическое пособие к курсу [1], автором-составителем которого является Гаральд Айгнер, предваряется предисловием министра образования и культуры Австрии Элизабет Герер. Госпожа министр в предисловии отмечает, что важнейшей задачей учебных заведений является проведение лекций, направленных на профилактику попадания учащихся в деструктивные общества вне зависимости от религиозной либо светской направленности последних. В соответствии с этим в курсе не ставится цель перечислить названия конкретных сект и культов, которые могут встретиться детям. Предполагается, что эффективная профилактика сектантства возможна и без упоминания конкретных организаций. Гораздо важнее научить школьников распознавать основные признаки, характерные для сект и культов. Показать, что секта будет говорить и обещать молодому человеку при встрече с ним, как она будет представлять ему саму себя и окружающее общество. Такой подход позволяет, с одной стороны, предупредить вовлечение учащихся в значительно большее количество сект и культов, чем можно упомянуть в границах любого, самого развёрнутого курса. С другой стороны, устраняются лишние проблемы с религиозными организациями, оскорблёнными применением к ним терминов «секта» и «культ». Данный курс является одним из множества факультативных курсов, которые читаются по желанию учащихся и преподавателей в школах Австрии. При этом он может также предлагаться как отдельная серия лекций в рамках какого-либо иного курса, посвящённого религии, например обязательного в австрийских школах предмета «Религия». Соответственно, учитель может читать весь курс полностью либо сокращать его по своему желанию до нескольких профилактических уроков.

Пособие Айгнера рассчитано на преподавателей и пользуется огромной популярностью. Только в 2003-2004 годах Государственный центр по вопросам сектантства, действующий при Министерстве социального обеспечения, поколений и защиты прав потребителей Австрии, разослал по целевым запросам австрийских учителей около 5000 экземпляров пособия [2; 3]. При необходимости указанный Центр осуществляет и иную информационную поддержку преподавателям, читающим данный курс (предлагаются наглядные пособия, книги, аудио- и видеопродукция и т.д.).

Остановимся более подробно на анализе самого пособия. Книга разделена на три части. В первой части предлагаются учебно-методические рекомендации по проведению уроков. Весь курс разделён на 17 тем. Соответственно, анализ и обсуждение каждой темы рассчитаны на один урок. Тема раскрывается в чётко заданной последовательности. Вначале ученикам одним предложением-тезисом даётся информация - описание конкретных характеристик группы, а точнее её обещаний и призывов к действию, с которыми, как правило, сталкиваются дети и молодые люди, вербуемые в секту. Затем тезис наглядно раскрывается в виде небольшого рассказа, не превышающего 15-20 предложений. В простой и понятной для учащихся форме описывается конкретная ситуация, с которой они могут столкнуться. Тезис и рассказ излагаются учителем в устной форме. После этого в соответствии с рекомендациями, изложенными в пособии, педагог работает с классом над данной темой. Среди предлагаемых методов работы можно упомянуть следующие: индивидуальные задания, самостоятельная работа над общим для всех заданием; групповое обсуждение темы; организация встреч учеников с бывшими членами сект и культов; просмотр фильмов о религиозных организациях, причём не только разоблачающих, но и агитационной продукции самих сект, с последующим обсуждением; изучение существующих концепций, рассматривающих феномен сектантства; представление результатов социологических исследований и психологических экспериментов в области сектантства. При этом используются ролевые игры с активным участием учеников, в которых им предлагается по очереди играть роли сектанта, лидера секты, потенциальной жертвы, пострадавшего от секты и т.д. На заключительном этапе учитель совместно с учениками должен прийти к главному выводу, который формулируется в виде рекомендации либо информации к размышлению.

Вкратце, в несколько адаптированном варианте, перескажем тезисы, цели работы с классом и выводы всех 17 тем.

Тезис 1. «В группе ты найдёшь то, что ты до сих пор безрезультатно искал и к чему стремился. Группа знает, чего тебе на самом деле не хватает».
Цель. Научить опознавать стратегии вербовки в секту.
Вывод. Стопроцентно верных и окон-чательных решений и ответов на вопросы о смысле жизни не бывает. Жизнь ставит перед нами новые и новые вопросы, на которые мы должны искать ответы.

Тезис 2. «Уже первый контакт с группой откроет для тебя совершенно новые горизонты».
Цель. Помочь школьникам понять: заверения о том, что если они войдут в группу, то смогут решить все мировые проблемы, являются не более чем способом вербовки в секту.
Вывод. Стремление каждого человека сделать мир лучше весьма ценно. Однако здесь не существует универсальных рецептов, и человек не способен изменить весь мир путём вступления в какую-либо организацию.

Тезис 3. Представления о мире у группы очень просты и отвечают на все вопросы без исключения.
Цель. Объяснить школьникам, какие мотивы приводят людей к принятию «простых» решений.
Вывод. Приятно, когда другие предлага-ют простые решения наших проблем. Однако не существует единого решения для всех вопросов и проблем, и весьма опасно давать возможность другим думать и решать за тебя.

Тезис 4. Тяжело составить чёткое представление о группе. Группа не даёт возможности проверить предлагаемую информацию: «Это невозможно объяснить, ты должен это испытать на своем опыте: идем с нами, и сам всё увидишь».
Цель. Научить критически воспринимать тех людей, которые с первого знакомства производят завораживающее, невероятно хорошее впечатление. Молодые люди должны помнить, что под маской приветливости может скрываться стремление использовать их, манипулировать ими.
Вывод. Нужно всегда отдавать себе отчёт, к чему конкретно мы стремимся в этой жизни и к чему приведёт принятие того или иного предложения.

Тезис 5. В группе есть учитель, лидер или гуру, и только он владеет всей полнотой истины.
Цель. Научить критически воспринимать всех, кто претендует на абсолютность своих знаний.
Вывод. По-настоящему великие люди отличаются скромностью, уважением к окружающим, вежливостью и не допускают создания культа вокруг своей личности.

Тезис 6. Учение группы представляется единственно верным и истинным. Академическая наука, рациональное мышление, разум выставляются в крайне негативном свете.
Цель. Молодые люди должны понять, что псевдонаучные теории и мистика, а также необоснованные претензии на абсолютность решений не помогут им разрешить сложные жизненные проблемы.
Вывод. Мир является не чёрно-белым, но разноцветным. Внушает сомнения и недоверие тот, кто осуждает и ругает других для того, чтобы укрепить свою собственную позицию.

Тезис 7. Критика извне воспринимается группой в качестве доказательства собственной правоты.
Цель. Помочь ученикам усвоить: секты не терпят никакой критики как извне, так и изнутри.
Вывод. Тот, кто боится критики и не способен критиковать сам себя, неизбежно впадает в зависимость. Самостоятельность обязывает нас к постоянному критическому пересмотру как своих собственных позиций, так и взглядов окружающих людей.

Тезис 8. Группа утверждает, что мир скоро постигнет катастрофа, и только члены группы знают, как её избежать.
Цель. Объяснить, что к каждому человеку секта подбирает индивидуальный подход, и достаточно часто этот подход сводится к запугиванию.
Вывод. Нагнетание страха и принужде-ние «сделать что-то вместе с группой пока ещё не поздно» не являются нормальным путём разрешения каких-либо проблем.

Тезис 9. Члены группы спасены, а всё остальное человечество обречено на погибель.
Цель. Ученики должны усвоить, что в жизни каждого человека бывают ситуации, когда он хочет бросить всё и сбежать от окружающего мира. Эту ситуацию мастерски используют секты.
Вывод. Берегитесь тех людей, которые с гордостью говорят о своём элитном положении и спасении, в то время как все несогласные обрекаются ими на погибель.

Тезис 10. Группа настаивает на том, чтобы человек немедленно к ней присоединился.
Цель. Выявить стратегии инициирования быстрого решения по вступлению в секту.
Вывод. Опасайтесь людей, требующих от вас быстрых решений. Все серьёзные решения требуют времени на размышление, взвешивание аргументов «за» и «против».

Тезис 11. Группа отграничивает себя от всего окружающего мира с помощью особого языка, строгой внутригрупповой дисциплины, запретов на общение с людьми, не состоящими в группе.
Цель. Научить понимать, что все проблемные сообщества дистанцируются от окружающего мира.
Вывод. Необходимо больше говорить друг с другом для преодоления различных барьеров и избегать любых искусственных ограничений в общении.

Тезис 12. Группа предлагает человеку разорвать все свои старые связи, прекратить знакомства, так как они якобы мешают его развитию.
Цель. Показать, что тоталитарные образования стремятся овладеть всем временем человека, контролировать все его связи и контакты.
Вывод. Берегитесь тех, кто призывает вас отказаться от всей предшествующей жизни во имя нового, светлого дела - т. е. членства в группе.

Тезис 13. Группа полностью регламентирует все связи её участников с противоположным полом.
Цель. Объяснить, что секс может выступать в качестве рычага давления на личность и что для секты индивидуальные предпочтения человека не играют никакой роли.
Вывод. Опасайтесь людей, которые пре-тендуют на то, чтобы контролировать вашу личную жизнь. Не позволяйте им делать этого.

Тезис 14. «Группа заполняет всё твоё свободное время различной работой: продажей книг и газет, вербовкой новых членов, посещением лекций, долгими медитациями».
Цель. Школьники должны понять, что реальная цель такого всестороннего использования идеализма людей - обеспечение экономического успеха группы, обогащение её лидеров.
Вывод. Будьте осторожны с теми, кто растрачивает ваше время в своих корыстных целях.

Тезис 15. «Тяжело быть одному, а в группе всегда кто-то есть рядом».
Цель. Пояснить, что для эффективной вербовки секта часто предлагает ознакомиться с её учением вдали от любых внешних влияний, в обстановке, полностью ею контролируемой, наедине с её адептами.
Вывод. Будьте крайне осторожны с груп-пами, которые стремятся отгородиться от окружающего мира с помощью специальной охраны и системы безопасности.

Тезис 16. В случае неудач на новом пути тебе говорят, что виноват ты сам, так как слабо веришь в учение группы либо недостаточно трудишься для неё.
Цель. Объяснить, что чувство собственной вины и страх поддерживают зависимость человека от группы, играют на руку её лидерам.
Вывод. Если сомнения запрещаются и преследуются, это сразу должно настораживать. Сомнение является основным средством самоконтроля. Важны не количество людей, придерживающихся нашей точки зрения, но её истинность и глубина наших убеждений. Сомнение является хорошим инструментом проверки любой позиции.

Тезис 17. Группа требует строгого исполнения её правил и заявляет, что это единственный путь к спасению.
Цель. Школьники должны понять, что беспрекословное послушание группе неизбежно ведёт к потере важнейших прав человека, превращает его в раба.
Вывод. Сопротивляйтесь принуждению, не позволяйте таким образом превратить вас в духовных рабов. Утверждение, что человек может «заработать» спасение, если он, как робот, беспрекословно подчиняется и работает по команде, - верный признак опасности.

При внимательном ознакомлении с темами уроков становится ясно, что они рассчитаны не только на профилактику вовлечения учащихся в секту, но и в некоторой степени на работу с уже втянутой туда молодёжью. Сам курс предназначен преимущественно для учеников старших классов.

Во второй части пособия размещена подборка дополнительных материалов о сектах и культах, позволяющая преподавателям более глубоко ознакомиться с темой. Используются обширные цитаты из различных научных работ по данной тематике, даётся определение самого понятия «секта», перечисляются основные характеристики сект, приводится их классификация. Рассматривается весь спектр возможного негативного воздействия подобных организаций на человека и общество. Приводятся данные социологических опросов, показывающие степень распространённости сектантских идей в обществе в целом и учебных заведениях Австрии в частности, Детально рассматриваются основные этапы вербовки человека в секту. Излагаются современные психологические теории, интерпретирующие вход в секту и членство в ней. Приводится также богословский анализ нетрадиционной религиозности общества. Перечисляется весь комплекс мер, которые могут предпринять родители для укрепления «иммунитета» своих детей к вербовке в секты.

В третьей части дана краткая выдержка из австрийского законодательства, приведён список светских и церковных антисектантских центров и государственных учреждений, в которые могут обращаться пострадавшие, а также все, кто интересуется вопросами сектантства. Всего в списке перечисляются 6 светских и 16 церковных центров. Кроме того, приводится краткий список литературы для дальнейшего углубления знаний в данной области.

В заключение нужно отметить, что в Австрии существуют и другие методические пособия и справочные материалы по сектам, предназначенные для средних учебных заведений [4]. Более того, с учителями регулярно проводятся специальные семинары, посвящённые проблеме сектантства. Аналогичные школьные курсы читаются и в других странах Евро-пейского союза. Ознакомление с опытом западных стран по профилактике сектантства в системе образования может помочь отечественным специалистам в совершенствовании уже имеющихся отечественных подходов к решению данной проблемы, [5; 6].

Владимир Александрович Мартинович, доктор теологии Венского Университета


[1] Aigner, H. Gemeinschaft kann Gefahrlich werden / H. Aigner. - Wien: Bmbwk, 2001. -80s.
[2] Bericht der Bundesstelle fur Sektenfragen an den Bundesminister fur soziale Sicherheit, Generationen und Konsumentenschutz. Berichtszeitraum: 2003. — Wien: Bundesstelle fur Sektenfragen, 2004. - 116s.
[3] Bericht der Bundesstelle fiir Sektenfragen an den Bundesminister fur soziale Sicherheit, Generationen und Konsumentenschutz. Berichtszeitraum: 2004. - Wien : Bundesstelle fur Sektenfragen, 2005. - 116s.
[4] Sekten. Wissen schutzt! - Wien : Bundesministerium fur Umwelt, Jugend und Familie, 1999.-74s.
[5] Традиционные вероисповедания и новые религиозные движения в Беларуси: пособие для рук. учреждений образования, педагогов, воспитателей / сост. А.И. Осипов; под ред.А.И. Осипова. - Минск: Беларусь, 2000. - 255 с.
[6] Человек. Общество. Государство: учеб, пособие для XI кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения: в 4 кн. / Т.М. Алпеева, Е.В. Беляева, Г.А. Василевич [и др.]; под ред.Ю.А. Харина. - Минск: Народная асвета, 2002. - Кн. 4: Человек в мире культуры. - 191 с.

Источник: Мартинович В.А. Профилактика сектантства в школах Австрии. // Адукацыя i выхаванне 2009. №8. –С.70-74.
http://www.sobor.by/center.php?n=school