Главная | Последствия | Профилактика | Консультация | Справочник | Документы | Конференции | Библиотека | Ссылки | Контакты

Конференции

2017-09-16
10-я юбилейная конференция "Межправославной сети центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов", г.Супрасль (Польша)

Итоговые документы

ВЫВОДЫ 1-й РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
ПСЕВДОИНДУИЗМ

Мы выражаем обеспокоенность растущей сегодня в мире популярностью всевозможных практик, заимствованных из восточных религий, чаще всего из модернизированных форм индуизма. Наиболее полно эту тенденцию можно заметить в в неоиндуистских сектах, чья идеология принципиально отличается от христианской веры.

Невозможно не заметить, что псевдоиндуистские секты прикладывают значительные усилия для вербовки, пропаганды и адаптации своих воззрений в регионах распространения христианской культуры. Многие эксперты отмечают, что вошедшие во власть в конце прошлого века коммуналистские (религиозно-националистические) партии Индии активно поддерживают деятельность псевдоиндуистских сект и всевозможных гуру на Западе, цинично преследуя политические цели, зачастую радикального характера. Можно сделать выводы, что эти же партии имплицитно стоят за развернувшимися в последнее время в Индии массовыми погромами и жестокими убийствами христиан.

Одной из главных причин успеха нео- и псевдоиндуистских проектов на Западе стала многообразие форм предлагаемых ими религиозных и псевдорелигиозных продуктов, которые отвечализапросам разных социальных групп в определенное время. Например, религиозный синтез Вивекананды совпал с духовными исканиям интеллигенции на рубеже XIX-XX вв.; кришнаизм выглядел привлекательной альтернативой для многих хиппи 60-х и 70-х годов ХХ века; трансцендентальные идеи процветания Махариши и другие культы успеха увлекли менеджеров и офисных клерков в 80-90 годы ХХ века.

У людей, озабоченных своим здоровьем, пользуются успехом различные версии йоги и прочие оздоровительные практики; тех, кто ищет духовности, увлекают обещаниями немыслимого блаженства через медитативные и трансовые практики; неудовлетворенные личной жизнью открывают для себя «тантрические» практики или «религию вседозволенности» Раджниша Ошо; радикализированной молодежи предлагаются неофашистские проекты «Ананда марги» и т.д.

Йога, медитация, курсы саморазвития, идеологические вегетарианство и веганство, псевдотантрические практики и обширная псевдоиндуистская литература на европейских языках, «нерелигиозные» фестивали и выставки индийской культуры (например, «фестиваль красок Холи») являются мощным инструментом пропаганды нео- и псевдоиндуистских сект и культов, а также вербовки в них. Необходимо отметить, что ряд идей псевдоиндуизма недобросовестно используется некоторыми представителями бизнес-сообщества для получения прибыли и дальнейшей, возможно, неосознанной, но фактически происходящей популяризации неоиндуизма.

Мы выражаем обеспокоенность тем, что нео- и псевдоиндуистские секты фактически занимаются переформатированием традиционной культуры в странах христианской цивилизации таким образом, что различные термины и понятия индуизма стали общеупотребительными и широкоиспользуемыми повсюду. Такая ситуация – благодатная почва для успешной вербовки в псевдоиндуистские секты.

Комиссия заявляет об абсолютной неприемлемости для христианского сознания неоиндуистской религиозной всеядности (инклюзивизма), объявляющей все почитаемые образы любой неиндуистской религии аватарами своих божеств. Хотим подчеркнуть, что сущность христианства основывается на уникальном исповедании Личности нашего Господа Иисуса Христа как единственного Бога и Спасителя, сказавшего: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6).

Нео- и псевдоиндуизм культивирует в своих адептах неуёмную гордыню. По словам одного из первых современных проповедников неоиндуизма Свами Вивекананды: «Вы еще не понимаете Индии! Мы, индийцы, в конечном счете человекопоклонники. Наш Бог — это человек!».

Мы обращаем внимание на то, что часто в псевдоиндуистских сектах происходит деформация личности, разрушаются семейные отношения, люди отказываются от медицинской помощи, подвергаются физическому и сексуальному насилию, а иногда даже совершают ритуальные убийства и самоубийства.

«Современный индуизм как он есть» — наиболее мощная языческая традиция нашего времени. Выдержав натиск христианского Запада, позаимствовав у него некоторые идеи и миссионерские приемы, привлекая к себе его заблудших детей, индуизм уже сто лет назад перешел в контрнаступление, стремительно заполняя духовный вакуум, образованный апостасией. Через теософию и гуруистские секты, через контркультуру и попрелигию, через йогу и биоэнергетику, через глобалистские проекты «Нью Эйдж» и нацистские доктрины неоязычников в наш мир вернулись «из пещер и дебрей Индостана» древние боги Юлиана Отступника – они только сменили маски. Не случайно и то, что практикуемая в современном неоязыческом нативизме реконструкция древних языческих религий, а точнее, их «изобретение заново» проходит на основе нео- и псевдоиндуизма.

Нео- и псевдоиндуизм, особенно в своем оккультном аспекте, питает и, возможно, составляет ядро формирующейся на наших глазах религии или, вернее, консенсуса религий антихриста. Современный неоиндуизм и, в первую очередь, гуруистские секты — это миссионерский вызов Церкви Христовой, на который ей еще предстоит дать достойный ответ.

ВЫВОДЫ 2-й РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫХ И ПСЕВДОРЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ

1. Религиозные и парарелигиозные культы как альтернативные движения не только оспаривают христианские ценности, но и борются с ними. Изначально враждебно относясь к Иисусу Христу и Его Церкви эти культы выдвигают на первый план самодостаточную личность, индивидуальные цели, чем сводят на нет установленный в обществе культурный порядок как в религиозном, так и в научном аспекте. Эти группы предлагают простые, но сомнительные ответы на главные вопросы бытия, подтвержденные «авторитетом» руководителя.

2. Пропагандируя оккультизм, астрологию, нумерологию, альтернативные лечебные методы, медитацию, «духовное или психофизическое развитие»,культы деструктивно влияют на личность, семью и общество. Они приводят своих последователей к:

1. изоляции от общества,

2. фанатизму и фундаментализму,

3. потере личной свободы через повиновение сомнительному авторитету руководителя.

3. «Фундаментализм» является понятием нечетким, неточным, а также неоднозначно определяемым. Сегодня гораздо актуальнее говорить не оцельном понятии фундаментализма, но о его разновидностях, которые могут привести к экстремизму и радикализму, интегризму и ксенофобии, а в некоторых случаях к преступной деятельности[1] и к терроризму.

4. Фундаментализм - это особый способ мышления людей, нуждающихся во всеобъемлющих четких правилах на каждый случай жизни, и в бесспорном авторитете. Этот способ мышления отличается крайним догматизмом и авторитаризмом, а также в своей основе базируется на эзотеризме, элитаризме и эксклюзивизме, позволяющиечётко делить людей на своих и чужих, хороших и плохих, белых и черных. Фундаментализм провоцирует чувство исключительности, позволяющей сохранить только лишь узко осмысленное религиозное тождество.

5. Специфика фундаментализма зависит от каждой конкретной религиозной традиции, из которой он вырастает, и при усилении политизации религии может стать причиной религиозных конфликтов и терроризма.

6. В своих крайних формах фундаментализм ведет к нарушению заповеди о любви.

ВЫВОДЫ 3-й РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
ДЕТСКИЙ ОККУЛЬТИЗМ КАК НАСИЛЬСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В СОЗНАНИЕ ДЕТЕЙ
(Перевод с греческого)

Введение

Уже с младенческого возраста податливая детская душа воспринимает множество визуальных образов, связанных с тематикой и различными вариациями оккультизма. В наши дни во всякого рода изданиях, на телевидении, в интернете, в кино, в музыке (Black Metal, Death Metal, Heavy Metal), в детских книжках, игрушках и в школах из-за введения курсов преподавания йоги, медитации и «программ сознательности» появляется огромное количество символов оккультизма. Все эти источники информации «помогают» оккультным взглядам с легкостью проникнуть в ум и сердце ребенка и сформировать его образ жизни, характер, поведение, этику и идеологию.

Α) КОНСТАТАЦИИ

В детстве мы подвергаемся более сильному влиянию, чем в любом другом возрасте, дети подражают тем, кого они считают героями, и копируют их. Именно поэтому люди, предлагающие ребенку те или иные игры и модели поведения, предлагают им определенные мыслеобразы, чем во многом формируютих личность.

Следовательно, тот, кто контролирует детскиеигры и сказки, контролирует и самого ребенка!

С помощью ежедневной демонстрации насилия, выворачивания этики наизнанку, замены культа добра культом зла, выработки методов приучения ребенка к новым нравственным законам, а также на фоне упразднения института семьи и всех традиционных институтов и ценностей, осуществляется попытка создания нового типа человека, поведение которого регулируется на основе неосатанистской этики: «Делай, что хочешь: в этом весь закон» (Алистер Кроули).

На того, кто пытается препятствовать и сопротивляться всему этому, наклеиваются ярлыки «фундаменталиста», «гомофоба», «консерватора-реакционера» и отсталого человека.

К сожалению, в наши дни мы наблюдаем неосведомленность многих родителей перед лицом подобных явлений и следующую из нее беззаботность. Фактически, сегодня наш мир находится в состоянии полного замешательства и безразличия.

В этих условиях современный родитель не осознает всю меру опасности, часто оправдывает свое бездействие или вовсе отрицает, что его ребенок может стать жертвой такого рода практик.

Проблема обостряется еще и в связи с тем, что значительная часть современных молодых родителей сама, еще будучи детьми испытала влияние оккультной пропаганды.

Если до недавнего времени Европейский Союз привлекал внимание к деятельности сект и рекомендовал принимать меры к защите от них главным образом молодежи, в наши же дни он же рекомендует ввести преподавание гомосексуализма в школах (курс о гендерной идентичности) и предоставить свободу деятельности сектамв угоду концепции идеологического мультикультурализма и защиты всевозможных «меньшинств».

Б) ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Мы осознаем, что общество должно нести серьезную ответственность за все, происходящее с ним! Необходимость коллективного противодействия по отношению ко всем указанным опасным явлениям очевидна. Так же очевидна недостаточность всех предпринимавшихся до сих пор действий, для решения только что описанной проблемы.

Чтобы дать эффективный отпор этому явлению, нам необходимо:

а) организовать специальную подготовку людей (клириков, богословов, катехизаторов, преподавателей, социальных работников) со стороны всех задействованных организаций;

б) обогатить содержания предметов, посвященных преподаванию религии в школах, и катехизиса путем включенияразделов, раскрывающих угрозы, которыми чреват оккультизм для духовного, морального и даже физического здоровья детей. Все темы должны быть адаптированы к возрасту детей, и кроме того направлены на развитие их критического мышления. Также они должны разъяснять, что занятие магией и оккультизмом – не игра, не шутка, а разрушающая человека практика;

в) содействие Поместных Православных Церквейв создании школ, опирающихся на православную педагогику, а также специальных курсов для родителей, где в программу занятий будут включены темы о вышеупомянутых опасностях;

г) создание с помощью Поместных Православных Церквейпрограммы опирающегося на академическую базу постдипломного обучения,с целью подготовки кадров для Церкви.

ВЫВОДЫ 4-Й РАБОЧЕЙ
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ В КУЛЬТАХ И НА ПРАВОСЛАВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНОСТЬ
(Перевод с греческого)

Фундаментализмом чаще всего называют крайний консерватизм или модернизм, проявляющийся в неприятиилюбых изменений и хотя бы чем-то отличающегося от своего понимания происходящего, а также в попытках всеми возможными средствами и способами навязать свои взгляды другим в качестве общего образа жизни.

Основные характерные особенности фундаментализма:

а) крайне формализованная (почему фундаментализм часто граничит с психопатологией) приверженность личному пониманию и переживанию сформировавшихся в нашей жизни традиций, правил и положений;

б) беспрекословные требованияк другим к изменению их жизни на основании собственных субъективных навязчивых мыслей, а равно как и убежденность в том, что фундаменталисты – носители истинного знания и могут быть судьями людей;

в) выбор насильственной поведенческой и психологической реакции;

г) распространение фундаментализма на все сферы жизни приверженца, включая аспекты личной жизни: религиозные проявления, политическое кредо, проявление сексуальности, правила семейной жизни и т.д.

Религиозный фундаментализм опирается на абсолютизацию догмы и опыта, стремится к насильственному насаждению «своего» образа жизни и поведения. В действительности мы сталкиваемся с догматически-герменевтическим и опытно-эмпирическим фундаментализмом.

В догматическо-герменевтическом фундаментализме Писание и Предание толкуются буквально, при этом никакие другие формулировки и возражения не принимаются. «Правильное» толкование считается единственным путем спасения и искупления человека.

В опытно-эмпирическом фундаментализме верующий абсолютизирует либо учителя, старца, гуру, либо группу, к которой он принадлежит. В связи с этим любые высказывания руководителя или представителей группы воспринимаются как абсолютная истина, которая ведет человека к спасению. Соответственно все, что противоречит мнению «посвященных» объявляется заблуждением, ведущим к гибели. Образ жизни, предлагаемый в этом коллективе, абсолютизируется, а все, кто живет иначе, неправы, что необходимо исправить.

Феномен фундаментализма можно встретить в псевдохристианстве, в крайне радикальном исламе, в псевдоиндуизме, в псевдобуддизме, в радикальном иудаизме, в организациях, борющихся за права человека, а также в гомосексуальном движении.

Мы можем встретить фундаменталистские тенденции даже среди православных христиан, клириков и мирян. Основой этих тенденций является эгоцентризм, элитизм, гордыня, субъективное присвоение истины и попытка навязать свои взгляды как общее правило и образ жизни.

Классическим примером фундаментализма является фарисей из известной притчи Господа о мытаре и фарисее.

Православная вера и жизнь как церковное, а не индивидуальноеявление, а также здоровая приверженность им никогда не ведут к фундаментализму. Следовательно, преодоление фундаментализма и фанатизма должно осуществляться с помощью богословия Православной Церкви. Онав основе своей веры видит святость человека в Иисусе Христе, понимая, что греховность и болезнь человека связаны с отступлением от него Божией благодати. Лечением же может стать обретениеи сохранение благодати человеком и в сохранении добродетели. Человек в Иисусе Христе становится здоровым и может достичь своего духовного совершенства. Здоровье в этом контексте означает, что человек обрел мир в душе и принимает других «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф. 4,2).

Путь к здоровью души является постепенным и прогрессивным.

Он начинается с причастия к благодати Христовой, воспитания, соблюдения заповедей и участия в Таинствах Церкви, пока человек не дойдет до духовного «совершеннолетия», что является истинностью человеческого существования.

Богословие, главной цель которого является духовное воспитание человека, остается единственной надеждой современного человека, который постоянно находится между разрушительных Симплегад фундаментализма с одной стороны и безудержного модернизма – с другой.

[1] SectsB4-0259, 0264, 0266, 0271 and 0274/96
Resolution on cults in EuropeThe European Parliament,
«…. whereas, however, some cults operating through a cross-frontier network within the European Union are engaging in activities of anillicit or criminal nature and in violations of human rights, such as maltreatment, sexual abuse, unlawful detention, slavery, the encouragement of aggressive behaviour or propagation of racist ideologies, tax fraud, illegal transfers of funds, trafficking in arms or drugs, violation of labour laws, the illegal practice of medicine, and so on…»

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ [1]

10-й юбилейной конференции «Межправославной сети центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов»
(г.Супрасль (Польша) 14-16 сентября 2017 г.)

ВСЕ ЛИ СЕКТОЗАЩИТНИКИ ОТСТАИВАЮТ ИСТИНУ?

Мы отмечаем, что в последнее время обострились споры относительно методологии сектоведения. К сожалению, некоторые православные (или именующие себя таковыми) религиоведы начинают воспринимать точку зрения светских сектозащитников и говорят о «методологическом агностицизме», «бесценностном подходе», «исследовательском нейтралитете» и т. п. Они утверждают, что Церковь, как и «настоящие ученые»,не должна противостоять сектам, а только изучать их, занимая «нейтральную позицию». Приверженцы этих взглядов отвергают контроль сознания в сектах, обман при вербовке и утверждают, что преступления в сектах случаются не чаще, чем в традиционных религиях, в том числе и в Православии. В среде таких исследователей бытует мнение, что защищать права жертв сектантства – не дело настоящего ученого и Церкви. Более того, отвергается использование самого термина «секта», не говоря уже о таких дефинициях как «тоталитарная секта» и «деструктивный культ». При этом некоторые из них дерзают утверждать, что это и есть настоящий святоотеческий подход.

Мы утверждаем, что «бесценностный подход» и «методологический агностицизм» – невозможны. Это лишь прикрытие сектозащитной позиции. Каждый честный исследователь опирается на свои ценности, о которых заранее предупреждает коллег. Мы стоим на православной позиции и опираемся на тысячелетний опыт Церкви. Наша позиция, основанная на святоотеческом опыте восприятия непрестанно меняющихся искушений «века сего», должна стать ориентиром для любого, кто захочет увидеть тоталитарные секты глазами православной традиции, имея возможность сравнивать и сопоставлять не только социальный и психологический вред культов, но и их духовную ущербность и убогость. Для любого православного христианина «методологический агностицизм» и «бесценностный подход» просто невозможны, так как все мы считаем высшей ценностью опыт жизни в Духе Святом, дарованном нам Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, сказавшим: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).

Мы утверждаем, что тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензурированную информацию, прибегают к таким неэтичным и опасным способам контроля над личностью, как: психологическое давление, запугивание и прочие способы удержания адептов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни. Мы считаем, что мы обязаны свидетельствовать о сектантской лжи и насилии ради помощи нашим братьям, вовлеченным в секты, а также для предупреждения о сектантской опасности тех, кто находится под угрозой. Вместе с тем мы не можем не свидетельствовать об Истине, чтобы предоставить нашим братьям возможность сравнивать с ней ложную сектантскую пропаганду и делать свой свободный выбор, которого секты стремятся лишить каждого человека. Как сказал апостол Павел: «Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1Кор.9:16)».

[1] Единогласно принят на отдельном совещании официальных представителей поместных Православных Церквей 14 сентября 2017 г.

anticekta.ru