Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Критерии деструктивной секты

Деструктивной называется секта, членство в которой приводит к разрушению личностного, социального, физического, экономического, духовного и морального благополучия человека. Данная деструкция воздействует на семейные, политические, экономические, культурные, социальные и прочие отношения на уровне семьи и всего общества.

Деструктивность проявляется в ее всеохватываемости в психологическом, политическом, экономическом, социальном, моральном, духовно-нравственном и прочих аспектах. Но прежде всего, сектантская деструкция связана с разрушением прежних социальных установок человека, его мировоззрения и оценки отношений внутри семьи и в ближайшем социальном окружении – в отношениях с коллегами по работе, дружественных связях и прочих социально-значимых для индивида контактов. Данная деструкция имеет своей перспективой негативное влияние на семейные, политические, экономические, культурные, социальные и другие отношения уже на уровне не только индивида и семьи, но и на уровне всего общества.

Деструктивность сект определяется конкретным набором организационных критериев:

  • Вовлечение в организацию сопряжено с использованием методов манипуляции;
  • Членство в организации приводит к появлению отчуждения индивида от окружающего мира и его прежних социальных связей;
  • Осуществляемая внутри организации деятельность сопряжена с применением насилия по отношению к последователям секты со стороны ее лидеров.
  • В результате членства в организации человек испытывает на себе процессы деструкции духовного, психического и физического здоровья, финансового и семейного благополучия.

Необходимо отметить, что именно вероучительные (мировоззренческие) основания деструктивных сект способствуют формированию отчуждения и насилия, являющихся причиной появления феномена деструкции в отношении индивида, семьи и общества.

Характеристики вероучения (мировоззрения) деструктивной секты:

  • Вероучительное оправдание применения методов контроля и психологической манипуляции в отношении неофитов и адептов секты;
  • Религиозно трактуемое учение об авторитете лидера секты и его неограниченных властных полномочиях, распространяющихся в рамках жесткой иерархической системы с горизонтальной системой власти;
  • Наличие жесткой системы требований и предписаний, необходимых для достижения ожидаемого от членства в секте результата – духовного спасения, очищения, выздоровления, обогащения и проч.;
  • Непостоянство критериев истины, возможность изменения основополагающих положений и догм вероучения в зависимости от внешних обстоятельств;
  • Синкретизм вероучения, основанный на религиозном откровении лидера секты;
  • Наличие тайных уровней посвящения в зависимости от статуса адепта в иерархической системе секты (т.н. «эзотерический разрыв»);
  • Вероучительное оправдание активной деятельности на благо организации (мнимая социальная активность);
  • Вероучительное обоснование исключительности последователей секты и процесс формирования чувства элитарности;
  • Вероучительное обоснование необходимости применения насилия по отношению к бывшим последователям и критикам секты;
  • Наличие в вероучении интенсивных апокалиптических ожиданий;
  • Вероучительное обоснование претензий группы на мировое господство ее лидеров.
Top