Поможет ли «церкви» Головина Вселенский Патриарх?

26 мая 2020 года на ю-тьюбовском канале Владимира Головина появился новый видеоролик под названием: «Предали, продали… Вставай, православная рать! (о. Владимир Головин)» (https://www.youtube.com/watch?v=WGtZ5MT4-pY&t=7s).

Это видео – явно и очевидно программное и обозначает переход к новому этапу развития головинской секты и еще один шаг к отделению ее от Церкви и создания собственного квазицерковного сообщества, с прицелом на собственную иерархию и территориальные подразделения. Разумеется, планируется, что все это будет жестко контролироваться из болгарского центра.

Этот ролик мы и обсудим. В моем материале будет много цитат из самого ролика и минимум моих комментариев. Они почти и не нужны: цитаты Головина (которого его сторонники упорно продолжают называть «отцом») и его статиста-ведущего Дмитрия Шигапова говорят сами за себя. Постараюсь выделить из них главное. Предварительно нужно  оговорить, что сам В. В. Головин, как всегда прикрывает свои подлинные намерения массой словесной шелухи и благочестивыми банальностями, чтобы, в случае чего, можно было дать задний ход и сказать: я ведь всегда призывал только к миру, дружбе, любви и согласию и отговаривал людей идти на баррикады. Но не будем обманываться: сквозь обычную для Головина елейную многоречивость вполне очевидно проглядывается четкий план действий, который он и предлагает воплотить в жизнь всем своим поклонникам и последователям. И, в данном случае, неважно, какие детали этого плана проговаривает сам Головин, а какие – постоянный ведущий его программ Дмитрий Шигапов: передача заранее прописана и жестко срежиссирована, все реплики распределены заранее.

В получасовой беседе двух заговорщиков, конечно есть много позиций, которые можно было бы прокомментировать: и отождествление всех, кого Головин объявляет своими гонителями, врагами Церкви («они бомбят Болгар») и заверения, что сейчас (напомним, что записывался материал в контексте пандемии) Господь расправится с ними – без усилий с нашей стороны, только в ответ на наши молитвы.

Владимир Головин: А многие [наши] молятся. И многие эти «бомбардиры» на сегодняшний день без какого-либо усилия человеческого с нашей стороны — только как ответ Бога на молитвы о них — уходят в ноль, в никуда… <…> Помню другие какие-то и личности — всех Господь укладывает в штабелек. Так и вспоминаю слова из Псалтири — кто копает яму, тот в ней же и будет. Так вот, все это что? Плод соборной по соглашению молитвы. 

Вот такое «доброжелательное» отношение к людям выдается за христианскую любовь. И заодно (как же без этого?) рекламируется сила и действенность главного головинского продукта «соборной молитвы по соглашению». Дескать, вы молитесь, а ковид поможет, всех «сложит в штабеля» и они «уйдут в ноль».

Но, как мы уже отмечали, в ролике есть гораздо большее: в ней формулируется цель головинской секты и программа действий на ближайшее будущее. Как я уже отмечал, эта программа несколько замаскирована благоуветливым многоречием Головина, но, тем не менее, проговаривается весьма четко. Интересно, что Головин и подпевающий ему ведущий постоянно используют военную лексику: дескать, идет война, война не на жизнь, а насмерть – тот кто «отсиживается в окопах» – трус и предатель. С кем же эта война? Кто – главный враг?

Вот основное заявление Головина:

В. Г.: Система создана внутри Русской Православной Церкви почти криминальная. Система, которая наверх поднимает людей без совести, без стыда, без страха Божия, и они, поднявшись, подтягивают себе подобных на саморазрушение и на разрушение Церкви. Если их кто-то и направляет еще извне – тот, кому Церковь Русская Православная как бельмо на глазу. А главный режиссер мы знаем кто.

Ведущий: Дьявол?

В.Г.:  Дьявол.

Итак – все архиереи Русской Православной Церкви уголовники («почти», – на всякий случай оговаривается Головин) и служат дьяволу. Дальше больше. Все архиереи Русской Православной Церкви объявляются нелегитимными (а, значит, и неистинными):

Народ себя всем Христова, дает Христу быть и через это избираются епископы и священники, выбранные народом Божиим и с молитвой — это избранники Христа, вот тех Бог поставил. А кого назначают себе подобные полу-криминальщики в рясах, это не Бог избрал, а полу-криминал церковный поставил. Это разные вещи, это надо четко проговаривать, кого Бог поставил, а кто сам пролез или подняли его подобные ему.

<…> Простая человеческая логика говорит: кого просить? о чем? Тех, которые эту систему и создали? Современный патриарх и епископы эту систему и создали, систему, в которой они все властны, не подотчетны никому, и неподсудны. Все остальные, начиная от рядового духовенства и мирян по-другому воспринимается.  Духовенство воспринимается как просто крепостные холопы, имеющие одно только право — носить деньги архиерею.

А миряне вообще исключены, их просто нету. Юридическими миряне уничтожены в Церкви их просто нету, они никто, ноль. Поэтому, кому жалобы, на кого писать, кого о чем просить? Те, кто эту систему создавал и продолжает укреплять, с тем чтобы они эту систему же и разрушили? А для чего они ее создавали? У них свои цели.

Итак, все проговорено весьма четко. Система криминальная, обращаться к ней с просьбами – бесполезно. Конечно, тут же Головин добавляет, что к протестам, демонстрациям не призывает, это, дескать, не наш путь, но в памяти слушателей остается одно – все священноначалие – нелегитимная криминальная структура, просить которую о чем-то бесполезно. Так что же делать? И тут самозванный доктор выносит диагноз:

В.Г.: Это факт, это диагноз. Когда мы знаем диагноз, становится понятно, как лечиться надо. А не зная диагноз – как лечиться? <…>

Больному диагноз поставить точный — это хорошо. Меня расстраивает, почему дальше не идут? Вот такие умные-то, что они [протодиакон Андрей Кураев и быв. протоиерей Андрей Федосов] дальше не идут? Лекарство какое? Как вылечиться от этого? <…>

Так вот, обличать грехи церковных людей, наверное, в этом есть смысл, только в том случае, если опять говорю, при постановке диагноза делать проект лечения.

А если просто каждый день говорить: «Слушай, парень, да ты смертельно болен, ну давай, давай продолжай», — и пошел. И опять: «Ты смертельно болен», каждый день говорить: «Ты смертельно болен», — и на этим ставить точку — это не наш путь, это деморализует, парализует, это не дает надежды, это убивает.

Напряжение нарастает. Итак, все плохо, все ужасно, царит криминал, подлинных архиереев нет, так каково же лечение?

Начинает Головин, как всегда уклончиво. Да, работать над своими грехами, да читать Евангелие, святых отцов… Но где же его, головинское ноу-хау? А вот оно, сразу после этого:

В. Г.: Все усилия прилагать, и на Бога надежду положить, и самому не плошать. Вот это первое, это фундаментально главное.

Второе, опять традиция Болгара (выделено нами, А. Л. Д.), молиться за нашу Церковь и Родину, за наших братьев и сестер, больных, но наши братьев и сестер. Вот мы в Болгаре поминаем патриарха Кирилла постоянно. Некоторые говорят, зачем вы за него молитесь, он такой-сякой. Простите, а Христос не говорил так: я пришел к грешным призвать к покаянию, врач нужен больным. Если мы считаем, что он что-то не так делает – тем более надо молиться.

И все знают, что в традиции Болгара каждую субботу четыре раза в сутки в 9 утра, в 3 часа дня, в 9 вечера, а еще в 3 часа ночи акафист Божией Матери Казанской. <…> Поэтому не случайно этим акафистом и за Церковь и молимся.

Просто смотреть, даже с сожалением, с болью, мало. Надо действовать: над своей душой работая, и молиться за всю Церковь. В частности, мы молимся акафистом Казанской Богоматери каждую субботу за Церковь нашу. Два.

И, наконец, самое главное:

В. Г.: в-третьих, опять же, примером сегодняшнего Евангелия – организовываться. Вот таким небезразличным, те, которые в Церкви не проходимцы, не заходимцы, не переходимцы, а кому Церковь — родная мать, мы просто смотреть со стороны как ее насилуют и над ней издеваются, мы не можем, но у каждого по отдельности у нас мало сил. Что делать?

Ведущий: Объединяться

В.Г.: объединяться, организовываться, тем более в то время, в которое мы живем, возможность такая есть. Есть и законы, пока как минимум, в России, когда мы можем общественные организации, официально регистрируясь в соответствующих юридических гос.органах, создавать. Как, например, Болгар, это фонд, братства, сестричества, какие-то НКО, некоммерческие организации…

Ведущий: Православные…

В. Г.: … Мы видим в церквах, например, не делать того-другого, основные средства, что идут церкви сейчас, их вычерпывает епархия, то есть архиерей собирает, причем основная масса денег уходит лично в его карман. Архиереи у нас все нуждающиеся, им всем по 70, по 80, все монахи, дали обет нестяжательства, все не имеют семьи, и все миллионами, они не могут никак ими набить карманы. Бог им судья, Бог им судья. Но мы можем что делать? А вот мы люди небезразличные. Сколько нас человек? Мы зарегистрируем наши общественные организации, и чем мы занимаемся? А пожалуйста, а всем по интересам, вы хотите? Просветительская деятельность, благотворительная деятельность, любая другая — пожалуйста, пожалуйста. Сейчас государство открывает возможность: президентские гранты, региональные гранты на очень большие хорошие дела, нужные. Почему, почему этим не заняться, это ведь и душеспасительно, и это можно прямо сделать профессиональной работой на всю жизнь, это важно. А вот люди говорят некоторые вот нужно политические системы. Православные партии, в Европе есть христиански партии.

Конечно, характерно, что упрекает архиереев в корыстолюбии человек, через которого, как сообщается, неподотчетно проходят сотни миллионов рублей и который отстроил себе четырехэтажный дворец (https://iriney.ru/iskazhenie-pravoslaviya-i-okolopravoslavnyie-sektyi/uchenie-i-praktika-svyashhennika-vladimira-golovina/novosti-ob-uchenii-i-praktike-svyashhennika-vladimira-golovina/otczyi.-speczialnyij-reportazh-sashi-bublik-rossiya-24.html), обставленный в аляповатом стиле «цыганского барокко» (https://iriney.ru/iskazhenie-pravoslaviya-i-okolopravoslavnyie-sektyi/uchenie-i-praktika-svyashhennika-vladimira-golovina/novosti-ob-uchenii-i-praktike-svyashhennika-vladimira-golovina/czyiganskij-rok-n-roll-svyashhennika-vladimira-golovina.html).

Но главный вопрос даже не в этом. Для чего Головин предлагает объединяться? С какой целью? Он и говорит постоянно о некоей цели, но при этом о ней самой, как бы умалчивает.

В. Г.: …К этой цели мы двигаемся. Вот

Больше того, пример Болгара говорит, так у нас есть общественная организация, и не одна, и плюс ко всему, мы были инициаторами создания Союза православных общин и благотворительных организаций. Сегодня в Союзе находятся полтора десятка организации, теперь это по всей России

Ведущий: Все православные.

В.Г.: Главное содержание этих организаций различных образов и видов деятельности: от спорта до переводов Священных текстов, что угодно. Это все во благо православия, для православных людей, для их духовного становления, для славы Божией. И эта цель единственная и главная.

Сказав это, Головин не формулирует цель прямо, но вдруг вспоминает историю братств в конце XVI в. в западнорусских землях, которые тогда находились под властью Литвы и Польши. Все архиереи изменили православию, ушли в Унию и православными остались только братства из простых мирян, которые занимались самой разнообразной деятельностью: от благотворительной и просветительской до политической. И тогда:

В. Г.: И все вот это сохранило, консолидировало православных.

И потом, когда патриарх проезжал через Речь Посполитую в Москву наш восточный патриарх, по благословению патриарха Константинопольского, он тайно из этих мирян тайно рукоположил архиереев. И воссоздал буквально в миг всю иерархию. Когда продажные архиереи свалили из церкви, из простых мирян были созданы, рукоположены настоящие, народом выбранные, Христом указанные. Вот смотрите!

Ведущий: оказывается, это работает…

В.Г.: А я могу сказать, это было причем … в Украине, а таких примеров ни единственные в истории, не единственный. Ведь можно ближе и ближе к нашей русской территории найти примеры, поэтому их было не один не два, поэтому отсюда вывод. Что можем делать, а то, что может, то и должны: работать над собой — раз, молясь за нашу Церковь – два, созидай общественные организации – три. Кооперировать эти организации в союз и какие-то другие организации — четыре. Делать дела Божьи, а дальше Господь поведет и будет указывать.

Ведущий: Итак братья и сестры, ну может быть нам, мирянам уже достаточно отсиживаться в окопах, когда идет бомбежка.  <…>

Ведущий: таким образом, давайте-ка мы с вами братья и сестры начнем, наконец, объединяться, исповедуя соборность, начнем быть соборными, а самое главное, юридически законно, духовно православно. И тогда это будет то, что будет нас выводить, и Господь через таковые и организации, и через людей будет давать и выходы, и ответы, и все на свете. Отец Владимир сейчас проговорил про пример, который в Болгаре, нет, мы не хвалимся, но мы констатируем факты. В Болгаре это давным-давно уже все происходит, практикуется, и плоды вы видите. Мы всегда это все показываем, мы дела Божии не скрываем, вы все можете это посмотреть. Посмотрите канал «Духовного маяка», посмотрите ресурсы благотворительного фонда, посмотрите ресурсы общин, другие. Посмотрите и вы будете видеть, что здесь нет мертвых людей, а все почему? Объединились, узаконили, все православные, все в таинствах церковных, все духом Христовым объединенные и делают дела Божьи, и получается

В.Г.: И если получается в мини-городке на Волге, в полу-деревне <…>то скажем, в москвах, петербургах, казанях и самарах, в новосибирсках, нам особо близких, и екатерининбургах и так далее, еще проще, там возможности больше.

Ведущий: Поэтому, кто все-таки считает то, что он сын Русской Православной Церкви или дочь, кому не безразличны болезни нашей Матери-церкви, и кто не хочет быть крикуном на баррикадах или отсидником в окопах…

В.Г.: Мать болеет, нужно идти к ее одру и ее просто лечить.

Ведущий: Мы знаем, практикуем и не первый год, у нас есть опыт, связывайтесь с нами, контакты все открыты Союза православных благотворительных организаций, я уверен, многие из вас даже не знали о существование такого. А все почему, а потому что или кричим, или сидим бездеятельно. Давайте действовать православно, законно, пример есть.

В.Г.: и опять говорю, не против кого-то, а за дело Христово.

Ведущий: наверное, натянутая привязка, но 75-летие Великой Победы, да. «Вставай, страна огромная!» Вот этот марш…

В.Г.: с проклятой силой темною, с коварною ордой

Ведущий: поэтому, братья и сестры с Богом, и призываем.

Итак, ситуация очевидна: власть в Церкви захватил криминальный и нелегитимный епископат, «проклятая темная сила, коварная орда» и для борьбы с ней нужно объединяться. Отсиживаться нельзя, с протестами выходить нельзя – не услышат, не поймут. Нужно создавать собственные структуры, точнее, даже не собственные, а присоединяться к уже созданным – тем, которые в Болгаре. И, пока суть да дело, свои отчисления не отдавать жадным епископам, а перечислять в Болгар – там они нужнее. И тогда добрый патриарх константинопольский, как и в XVI в. поставит нам настоящих епископов – не криминальных, а избранных и назначенных самим Богом. И будет у нас своя Церковь, очевидно уже, с нами во главе.

Яснее не скажешь.

А заканчивается все вполне конкретными советами, выполненными, как всегда у Головина и головинцев в рекламном стиле:

В.Г.: Паломники вот, сейчас будет оказались принять помощь, специально вот есть на наших сайтах телефон, принять, будем говорить ближе, будем открывать, знакомить с нашим опытом вам на выбор, возможности, ваши желания. Вот говорят так, вот там архиереи, патриархи, батюшки — это они должны думать. Почему? Наша родная нам Церковь, всем наша родная мать, у нее нет чужих, все родные, о матери должны заботиться все дети.

Ведущий: А не только старший брат или младшая сестра.

В.Г.: Раз. Вот Бог поставил их архиереев, мои родные, я такие слова слышал. Бог кого поставил архиереями? Когда ставит Бог, откроем Евангелия и откроем Деяния святых апостолов. Бог ставит… как Он апостолов брал, когда Сам избирает, как апостола избрали на место Иуды Матфия? Народ себя всем Христова, дает Христу быть и через это избираются епископы и священники, выбранные народом божиим и с молитвой — это избранники Христа, вот тех Бог поставил. А кого назначают себе подобные полу-криминальщики в рясах, это не Бог избрал, а полу-криминал церковный поставил. Это разные вещи, это надо четко проговаривать, кого Бог поставил, а кто сам пролез или подняли его подобные ему. Это разные вещи, поэтому мы не призываем к каким-то воинам, и не призываем каким-то реформам. О чем говорим сейчас: вернуться к истокам, к чистоте православия, к каноническому устроению церковной жизни. Вот что для нас важно и ценно.

Ведущий: А мы, кстати, проговорили про номер телефона, операторы нашего эфира подготовили картинку, вот пожалуйста номер телефона, адрес электронной почты, в соцсетях, где угодно. Православный Болгар был всегда, будет открытым для общения, но только при соблюдении одного наиважнейшего критерия, двух: не против, а за, и только в жестком срезе православной веры Христовой.

В.Г.: конечно, не случайно название этого ресурса «Духовный маяк». На свет, летим на свет!

Головин манипулирует слушателями, спекулируя на проблемах Церкви и делая единственной альтернативой свою секту. При этом он обещает, что именно она вскоре и станет настоящей Церковью. Как всегда, он лжет. Он лгал, когда обвинял конкретных людей в каких-то грехах, он лгал, когда разбирал обвинения против него, он лгал, когда уверял, что не может убрать свои ролики из интернета, он лгал, когда говорил о своей нестяжательности, он лгал о своей биографии, он лгал, отрицая слова которые он говорил, иными словами, в каждом его выступлении содержится ложь, слегка замаскированная несколькими общими местами и дешевым актерством на камеру. Мы знаем, кто является отцом лжи. И в своей атаке на Церковь, Головин исполняет его заказ, картинно переводя стрелки на других.

Очень характерно, что аналогия в последней фразе подвела нашего горе-оратора. На свет обычно летят мотыльки, которые от него и сгорают. Остается только пожелать православным христианам, чтобы они не соблазнялись елейным словоблудием Головина и его присных и не летели на его «свет» – это путь в никуда, прочь от Церкви, в раскол, к духовной гибели. Да минует нас всех подобная участь!

Александр Дворкин, профессор ПСТГУ

https://iriney.ru/iskazhenie-pravoslaviya-i-okolopravoslavnyie-sektyi/uchenie-i-praktika-svyashhennika-vladimira-golovina/novosti-ob-uchenii-i-praktike-svyashhennika-vladimira-golovina/pomozhet-li-«czerkvi»-golovina-vselenskij-patriarx.html