Кришнаит совершил ритуальное убийство православного священника

Недавно всю нашу Церковь потрясло сообщение о зверском убийстве православного священника в Красноярском крае. Мы попросили прокомментировать эту трагедию заведующего кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского Богословского института А. Л. Дворкина.

Н. Ратников. Александр Леонидович, что же все-таки произошло?

А. Дворкин. В ночь накануне весеннего равноденствия 21 марта 2000 г. поклонник индуистского бога Кришны убил русского православного священника в далеком сибирском поселке Тура. Священник — иеромонах Григорий — с 4 ноября 1997 г. был настоятелем молитвенного дома в п. Тура Эвенкийского района Красноярского края. По словам полковника Ивана Панова, главы УВД Эвенкийского района, убийца — Роман Гаврилов (1973 г. рождения), вооруженный самодельным шилом, в 3 часа ночи постучался в дверь отца Григория. Священник открыл дверь, и убийца нанес ему удар шилом в сердце и два в шею. Когда отец Григорий упал, Гаврилов отрезал ему голову складным ножом, сломав при этом нож. Далее изувер зашел вместе с головой убитого священника в помещение храма, обнес голову вокруг престола так, чтобы капающая кровь образовала на полу круг, и затем положил голову отца Григория на престол. Убийца был задержан на следующее утро. При задержании Гаврилов назвался Романом Хариевичем Кришницем. В содеянном злодеянии убийца не раскаялся. На первом же допросе он признался, что выполнял повеление своего бога: Кришна явился ему во сне и детально описал, что он должен сделать. Сейчас Гаврилов находится в изоляторе временного содержания при УВД Туры и, по словам сотрудников дежурной части, распевает в камере мантру «Харе Кришна».

Н. Р. А почему же священник так поздно ночью открыл дверь незнакомому человеку?

А. Д. Отец Григорий открыл дверь преступнику, поскольку был с ним знаком. Как рассказывают местные жители, ранее он помогал неприкаянному кришнаиту, снабдил его теплой одеждой и много раз беседовал с ним, пытаясь убедить отказаться от заблуждений.

Н. Р.Александр Леонидович, но возникает такой вопрос: ведь о кришнаитах часто можно услышать, что они, дескать, вегетарианцы, проповедуют ненасилие и вообще тихие и смирные ребята. Чудаки, конечно, но зато мухи не обидят. И все их писания тоже учат непротивлению злу насилием.

А. Д. Это не так. В учениях «Общества сознания Кришны», действительно, присутствует запрет на употребление мясной пищи. Но запрета на убийство человека там не существует. Вот некоторые цитаты из кришнаитских вероучительных источников: «Отказ от насилия в политике может быть хорош для дипломатических целей, но никогда не должен возводиться в принцип» (Бхагавад-Гита как она есть. Гл. 2, комментарий к тексту 31). «Насилие, совершаемое в соответствии с принципами религии, намного выше так называемого «ненасилия» (Шримад Бхагаватам. Песнь 1, ч. 1, 2, гл. 7, комментарий к тексту 36). «Кто не руководствуется ложным эго и чей разум свободен, тот, даже убивая людей в этом мире, не убивает, и поступки его не имеют для него последствий» (Бхагавад-Гита как она есть. Гл. 18, текст 17). «Любой человек, действующий в сознании Кришны… даже убивая, не совершает убийства, как и не затрагивается он последствиями такого поступка» (Бхагавад-Гита как она есть. Гл. 18, комментарий к тексту 17). «Действия, выполненные в сознании Кришны, под Его руководством изнутри, не влекут за собой последствий ни в этой жизни, ни в жизни после смерти» (Бхагавад-Гита как она есть. Гл. 18, комментарий к тексту 13). «Достигшие совершенного сознания Кришны в конечном ито-ге не ответственны за свои действия. Все зависит от высшей воли…» (Бхагавад-Гита как она есть. Гл. 18, комментарий к тексту 14). Вот видите, убивать можно, а иногда даже и нужно. Более того, если совершать убийство в «сознании Кришны», то выходит, что делаешь благое дело. Но ведь Гаврилов и считал, что действует не просто в «сознании Кришны», но по прямому указанию и приказу своего божества.

Н. Р. Но, насколько мне известно, кришнаиты говорят, что эти древние тексты нельзя понимать буквально. Дескать, и в Библии при желании можно найти насилие и убийство.

А. Д. Обратите внимание, те цитаты, которые я привел, — это не цитаты из древних текстов. Это современные комментарии к текстам. И комментарии эти были написаны во второй половине ХХ века основателем «Общества сознания Кришны» Свами Прабхупадой. Видели ли Вы когда-нибудь современные церковные комментарии к Библии, в которых говорилось бы что-либо подобное?

Н. Р. Была ли какая-нибудь реакция кришнаитского руководства на убийство?

А. Д. Московское руководство «Центра обществ сознания Кришны в России» оперативно отреагировало на происшедшее, заявив, что убийца не имеет к ним никакого отношения. Впрочем, такое поведение характерно для «Общества сознания Кришны», которое всегда отрекалось от своих преступников, когда они были пойманы с поличным. А преступлений (в том числе и жестоких убийств) за недолгую историю этой псевдоиндуистской секты совершалось более чем достаточно. Более того, даже убийство с последующим отрезанием головы также не является первым в истории современного кришнаизма. В 1987 г. в Лондоне один из адептов секты несколькими ударами ножом убил своего гуру Джейатирту, после чего тем же ножом отрезал ему голову. Джейатирта был одним из одиннадцати гуру-преемников, назначенных самим Прабхупадой — основателем «Общества сознания Кришны», и наследовавших ему. Впрочем, вопрос даже не в том, числился ли формально Гаврилов членом «Общества сознания Кришны» на момент убийства, главное в том заряде ненависти, который заложен в литературе секты, и в той неограниченной власти, которую кришнаитские гуру имеют над своими последователями. Именно эта взрывоопасная комбинация и может привести (как, впрочем, и приводила) человека с неустойчивой психикой к самым страшным преступлениям.

Н. Р. Известно ли Вам что-нибудь о реакции Русской Православной Церкви?

А. Д. Как «направленное против Святой Церкви злодеяние» расценил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ритуальное убийство православного священнослужителя, совершенное 21 марта в Красноярском крае. Об этом говорится в телеграмме соболезнования, которую накануне предстоятель Церкви отправил на имя архиепископа Красноярского и Енисейского Антония «Со скорбью воспринял известие о злодейском убийстве клирика Красноярской епархии — настоятеля Свято-Троицкого храма города Тура иеромонаха Григория», — отмечается в телеграмме. В ней Патриарх Алексий выразил искреннее соболезнование правящему архиерею, духовенству, прихожанам, родным и близким почившего, который, по его словам, «всецело посвятил себя служению Богу и людям». «Разделяя боль утраты, молюсь, дабы Господь упокоил душу его в селениях небесных и сотворил ему вечную память», — говорится в заключении телеграммы. А вот что говорится в епархиальном сообщении о ритуальном убийстве отца Григория: «Расцениваем эту трагедию, как следствие широкой рекламы в средствах массовой информации всякого рода псевдорелигиозности, возврат к диким языческим культам сатанизма и культивации идеи многобожия нового образца под именем Христа, искусственно сейчас насаждаемого вопреки здравому смыслу и Священному Писанию, не допускающему разделения единой, данной от Бога веры на всякого рода отсебятину шарлатанов и многоверия. Да примет Господь душу раба Божия иеромонаха Григория Яковлева в Свои Небесные Обители, как истинноверного Сына Церкви Православной, простив ему через его мученическую смерть все его прегрешения».

Н. Р. Можете ли Вы еще что-нибудь добавить к вышесказанному?

А. Д. Отпевание покойного было совершено 23 марта. Архиепископ Антоний считает, что в храме была пролита праведная кровь за Христа, и поэтому здесь будут продолжаться богослужения. Начальник ГУВД Эвенкийского района Иван Панов в телефонном разговоре сообщил, что смерть горячо любимого священника потрясла жителей города и что после этого события весь город обратился ко Христу. Очевидно, что наша Церковь приобрела нового священномученика и молитвенника за нас у Престола Божия. И то, что смерть отца Григория сыграла такую роль в ставшем для него родным далеком эвенкийском поселке, показывает, что все происшедшее было не случайным и что Господь призвал к Себе Своего верного раба, выдержавшего самый сложный экзамен.

Иеромонах Григорий (в миру Геннадий Михайлович Яковлев) родился 3 октября 1949 года в городе Бодайбо Иркутской области. После 8 классов средней школы окончил Аграрный политехникум (1968 г.), служил в Военно-Морском флоте с 1969 по 1972 гг. Окончил затем истфак Одесского Госуниверситета в 1978 г. Принял в том же году Святое Крещение. Вначале он был прихожанином одного из храмов г. Барнаула, затем стал алтарником храма в Петро-Павловском храме г. Анжеро-Судженска Кемеровской епархии, 1981 по октябрь 1982 г. нес послушание в Покровском соборе г. Тобольска, а с января 1983 г. был псаломщиком в Успенском соборе г. Енисейска. В Иркутске 12 декабря 1986 г. принимает сан диакона, 13 декабря того же года – сан иерея. С 5 июня 1987 г. – настоятель Свято-Никольского храма в селе Листвянки Иркутской области, с 1 мая 1988 г. – личный секретарь архиепископа Иркутского и Ангарского. 5 мая 1994 г. ему была поручена отправка из Москвы раки (гробницы) для святителя Иннокентия Иркутского. С января 1995 г. отец Геннадий был переведен в Красноярско-Енисейскую епархию, 26 марта того же года принимает монашество с именем Григория в Спасо-Преображенском монастыре. С 4 ноября 1997 г. он принимает дела по настоятельству в молитвенном доме в поселке Тура (Эвенкия).

http://iriney.ru